Владимир Высоцкий «Про дикого вепря»
Фонограммы авторского исполнения: первая — октябрь 1966, последняя — 1972.
Опубликована под названием «Чудо-Юдо (В государстве, где все тихо и складно)» в журнале «Ами», № 2, 1971 г., Иерусалим, Израиль.
Входит в:
— антологию «Песни русских бардов. Серия II», 1977 г.
— антологию «МетрОполь», 1979 г.
— антологию «Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр», 1989 г.
— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.
— антологию «Песни XX столетия», 2001 г.
— антологию «Классика бардовской песни», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vovan21IV, 13 октября 2024 г.
В основе песни лежит фольклорный сюжет, известный по сборникам сказок братьев Гримм их переложении Н. М. Языкова в поэме «Сказка о пастухе и диком вепре» (1835)
Жил-был король; предание забыло
Об имени и прозвище его;
Имел он дочь. Владение же было
Лесистое у короля того.
Король был человек миролюбивый,
И долго жил в своей глуши лесной
И весело, и тихо, и счастливо,
И был доволен этакой судьбой;
Но вот беда: неведомо откуда
Вдруг проявился дикий вепрь, и стал
Шалить в лесах, и много делал худа;
Проезжих и прохожих пожирал,
[...]
И наконец встревожил он ужасно
Всe королевство; даже в городах,
На площадях, на улицах опасно;
Повсюду плач, уныние и страх.
Вот, чтоб окончить вепревы проказы
И чтоб людей осмелить на него,
Король послал окружные указы
Во все места владенья своего
И объявил: что, кто вепря погубит,
Тому счастливцу даст он дочь свою
В замужество — королевну Илию,
Кто б ни был он, а зятя сам полюбит,
Как сына...
То ли бык... — Высоцкий обыгрывает сразу два из 12 подвигов Геракла: укрощение Эриманфского вепря и укрощение Критского быка.
И король тот час издал три декрета... — Каждый советский школьник слышал о первых трех декретах Советской власти: «О мире», «О земле», «О власти».
Бывший лучший королевский стрелок — возможным литературным прототипом образа может быть Илья Муромец из былины «Ссора Ильи муромца и князя Владимира» и написанное на её основе баллада А. К. Толстого «Илья Муромец» (1871).
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Двор мне, княже, твой не диво,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою —
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
А стрелок: «Да это что за награда?! <...> Мол, принцессу мне и даром не надо... — Любопытно сравнить с заключительным куплетом из песни «Урожайная» из кинофильма «Кубанские казаки» (1950), в которой утверждается совершенно противоположная позиция:
Не награды нас прельстили,
Это скажет вам любой.
Мы хлеба свои растили
Ради чести трудовой.
Если же к этому награда
Будет нам присуждена,
Мы не скажем: Нет, не надо!
Мы ответим, что нужна.
vam-1970, 21 февраля 2020 г.
Одна из самых известных и популярных песен автора.Сказка, но очень не ложится в русло традиционных сюжетов . Вот такой и был ВС — ломал стереотипы поведения , мышления.
ffr, 15 января 2019 г.
Это было совсем недавно. Всего 47 лет назад мой друг дал послушать мне магнитофонную запись. Первая же услышанная песня была настолько отлична от того, что я слышал ранее, что я тут же перемотал плёнку и слушал, пока не выучил её наизусть. Даже услышанная ранее «Can't buy a love» не потрясла больше. Это была песня Высоцкого про опального стрельца. Некоторые слова из-за низкого качества записи были трудно различимы. Но всё удалось понять. Потом были новые записи, фильмы с ним, двойной диск Алисы в Стране Чудес, спектакль «Гамлет», олимпийская Москва и похороны. Но эта песня так и осталась ПЕРВОЙ.
mputnik, 15 января 2019 г.
У любого российского застолья есть три четко выраженных стадии. При этом оные стадии — абсолютно универсальны, и — никоим образом не зависят от размеров материального достатка участников, поскольку определяются — только значением параметра «готовности», измеряемого в «лигрылах» (литры умноженные на градусы и делённые на число, пардон, рыл, то бишь — участников застолья).
Стадия первая — интеллигентная. Тут поют нечто тонкое, душевное, типа «Изгиб гитары желтой...». Стадия третья и последняя — это когда переходы от братания к выяснению отношению уже практически мгновенны, совершенно спонтанны и абсолютно неуправляемы. Тут поют — «Ой, то не вечер...», «Ой, мороз, мороз...» и иже с ними. Короче — уже «ой».
А вот вторая, самая шикарная стадия — это когда все ещё более-менее культурно, но уже очень весело, как и хотелось. Вот эта стадия — почти традиционно начинается с вот этой авторской песни. При этом особо старательно выговаривается на распев «... то ли — буйвол, то ли — бык, то ли — тур...», порыкивая в конце — «туррр». А уж когда доходит до последнего куплета, то фраза «Делать нечего — портвейн он отспорил...» исполняется по крики «ура», аки оправдательный вердикт.
Это а-бал-ден-но душевная песня. И знать её наизусть — слово в слово — это святая обязанность каждого россиянина, уважаемый потенциальный читатель