Межавторский цикл «Мир Смерти»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Произведения цикла издавались исключительно на русском языке.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Мир Смерти»
- /языки:
- русский (10), польский (4)
- /тип:
- книги (12), самиздат (2)
- /перевод:
- Э. Дембская (1), Е. Дембский (1), И. Ким (1), Э. Скурская (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 2 июля 2015 г.
Я думаю, что каждый из читателей, знакомых с трилогией Г. Гаррисона «Мир Смерти», представлял как в дальнейшем сложатся судьбы полюбившихся персонажей, будет ли окончательно решена проблема «неукротимой планеты» Пирра и какие новые приключения ожидают Язона динАльта на бескрайних просторах Вселенной. Наши соотечественники, а именно А. Скаландис и М. Ахманов, решили воплотить эту мечту в реальность, выдав на гора целых четыре романа-продолжения, первые три из которых, принадлежащие перу А. Скаландиса, являют собой дилогии, а завершающий межавторский цикл роман М. Ахманова хоть и не делится надвое, тем не менее тоже к разряду «short novel» не относится.
Трилогия Скаландиса являет собой пример «фанфика» в худшем смысле этого слова. Автор грешит отходом от классических сюжетных схем, вольно обращается с лексикой и характерами персонажей, его версия развития событий зачастую сводит на нет изначальный творческий замысел Г. Гаррисона, а хитросплетение интриг порой ставит в тупик самого автора, заставляя его прибегать к помощи увесистых «роялей». Щедро развешанные в первом романе Скаландиса «ружья», в дальнейшем либо дают осечку, либо стреляют вхолостую. Чем дальше в лес, тем больше дров, как известно, и с какого-то момента читатель уже начинает путаться в бесконечной череде эпизодических персонажей, посещаемых мимоходом планет и драматических сюжетных поворотах, исполненных по канонам индийского кино.
Решение Скаландиса объединить «Мир Смерти» с другим циклом Г. Гаррисона, «Стальной Крысой», иначе как очень сомнительным не назовешь. Образы противников Язона динАльта напрямую списаны с антагонистов Джима диГриза. По мере развития сюжета Язон и Мета становятся больше похожими на Джима и Анжелину, чем на свои изначальные образы. Своего апогея сращивание двух фантастических циклов достигает в первой книге романа «Мир Смерти против флибустьеров», где повествование по духу гораздо ближе «Стальной Крысе», чем заявленному в заглавии «Миру Смерти». Впрочем, с этого момента сходство с приключениями Скользкого Джима начинает сходить на нет, плавно исчезая в предпоследнем романе цикла «Мир Смерти и твари из преисподней».
Импульсивные пирряне стараниями Скаландиса превращаются в рефлексирующих эмобоев, Язон же наоборот меняет образ дипломата и гуманиста на кальку с прокачанного супермена, наделенного целым веером сверхспособностей и талантов. Социальная компонента в описаниях проблемных планет выглядит настолько шаблонно и вторично, что напоминает сочинение шестиклассника. Накрутив и неимоверно усложнив линейный сюжет россыпью побочных квестовых отростков, Скаландис просто самоустраняется, предлагая расставить все точки над i воображению читателя — проблема Пирра до конца так и не была решена, родители Язона, появившись на мгновение, вновь ускользают неведомо куда, встреча с расой кетчеров так и не состоялась, а доктор Солвиц, на протяжении всех трех романов нависавший зловещей тенью надо всеми положительными героями, так и не вышел на сцену для финальной схватки.
Завершающий цикл роман М. Ахманова — это пожалуй единственное произведение из всей межавторской серии достойное читательского внимания. Тем не менее, оно воспринимается в первую очередь как самостоятельный роман с использованием гаррисоновских декораций и персонажей, отсылки к творчеству Скаландиса там присутствуют, но и ряд явных противоречий также в наличии. «Недруги по разуму» — вполне читабельная и интересная книга, имеется яркий герой, подробное и занимательное описание образа жизни космических агрессоров, немного «боёвки» в стилистике комикса, а также неплохая концовка. По сути, хорошее развлечение на один вечер для любителей космической фантастики.
В целом, межавторская серия по «Миру Смерти» напоминает ситуацию с зарубежными фантастическими киносериалами, типа «Секретные материалы» или «Сверхъестественное». В первых сезонах зритель получает яркие самодостаточные истории, влюбляется в персонажей, принимает предложенные правила игры. Когда же продюсеры убеждаются в наличии сформировавшегося костяка верных фанов, то ситуация меняется, в последующих сезонах появляются новые сценаристы и вместо отдельных независимых эпизодов зрителю предлагают нудную и бесконечную «санта-барбару», которую кроме образов главных героев с начальными сериями мало что связывает. Скаландис действовал именно по описанному сценарию, в ситуации с М. Ахмановым, как мне показалось, автор просто немножко переписал свой очередной роман и выпустил его под лэйблом «Мир Смерти» — сама по себе книга хорошая, но к духу оригинальной трилогии Г. Гаррисона имеет такое же отношение, как безопасный секс к розетке.