Осип Мандельштам «Полночь в Москве»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 30 декабря 2024 г.
«Белый стих с переменным размером и эпизодическими рифмами.»
Всё так. Интересно, в первую очередь, упоминанием буддизма и тибетских храмов.
В целом, вне контекста творчества и жизни автора, а также без знаний реалий тридцатых, стих получается мутный и невнятный.
Радуется ли автор советской Москве? Ерничает ли по поводу её недостатков?
Временами кажется, что лирический герой автора заговаривается, теряет мысль и перескакивает с темы на тему, притворяясь то ли СДВГ, то ли деменцией.
Ночная Москва, уютные звуки, рассказ о прогулках и встреченных сценках. И тут же, следом — гирьки часов, убегающее время. Через браваду («мы умрем как пехотинцы») к смертному нытью («Есть у нас паутинка шотландского старого пледа.
Ты меня им укроешь, как флагом военным, когда я умру.»).
Брезгливость по отношению к массам («Убитые, как после хлороформа, Выходят толпы — до чего они венозны, И до чего им нужен кислород...»)
и тут же желание заявить, что он с ними, он их современник («Пора вам знать, я тоже современник,
Я человек эпохи Москвошвея, —
Смотрите, как на мне топорщится пиджак,
Как я ступать и говорить умею!»), что напоминает небезызвестный анекдот: «что Вы, что Вы! Я такое же быдло как и Вы!»
В последних семнадцати строчках, возможно, что-то зашифровано, ибо другого смысла в них нет. Как нет и настроения.
7(ХОРОШО)
Оценка за первую строчку. Остальное много слабже.
На чтение стихотворения подвигло упоминание оного в романе «Дневной поезд» Бежина.