Кнут Гамсун «Плоды земли»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Социальное | Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Желание порвать с цивилизацией приводит мечтателя Исаака в лесную глушь, где он пытается обрести смысл жизни в мирном крестьянском труде и простом семейном счастье с деревенской девушкой Ингер…
Так начинается одно из самых сильных и глубоких реалистических произведений ХХ века, роман, принесший своему автору Нобелевскую премию по литературе за 1920 год и прозвучавший как гимн земле, труду и людям, работающим на ней.
Гамсун не идеализирует своих персонажей, он любуется их достоинствами и недостатками, их силой и слабостью, с упоением говорит об их чаяниях и надеждах, маленьких победах и больших поражениях, призывая общество в разгар Первой мировой войны обратиться к миру и созидательному труду.
Экранизации:
— «Соки земли» / «Markens grøde» 1921, Норвегия, реж. Гуннар Зоммерфельд
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Velary, 11 марта 2017 г.
Удивительно спокойная книга. Философская, как жизнь. Широкая, бурная, скучная — какой бы она ни была, жизнь идёт своим чередом. Лежит земля. Пустынный, дикий уголок. Приходит человек. Решает на ней жить. У него нет ничего, он роет землянку и пилит на продажу лес. Покупает зерно, сажает. Постепенно обживается, увеличивает урожай, заводит скотину, строит дом. Приходит женщина. Остаётся с ним. Рождаются дети. Развивается хозяйство. За счёт чего? Исключительно личного труда. Ни минуты без дела. Всё наработанное вкладывается обратно в землю. И земля благодарна, отвечает тем же. Проходят годы. Приходят новые поселенцы. Решают тут жить. У них нет ничего, они роют землянки... Исконный, бесконечный цикл. Простой, как хлеб, как вода, как земля. На котором держится мир.
Avex, 5 мая 2014 г.
Безыскусная как жизнь история, практически библейская притча: пришел невесть откуда человек Исаак, привёл с собой козу, обосновался в землянке, встретил женщину, построил дом, посадил дерево, завёл хозяйство, вырастил сыновей — в том и счастье человеческое, в том и жизни смысл. Именно за такие (чело)вечные книги и дают Нобелевскую.
Прочитывается легко, в начале проскальзывают почти сказовые интонации... Но пожалуй, этим достоинства и ограничиваются.
Персонажи не испытывают друг к другу сильной привязанности и ведут себя, мягко говоря, странно: муж оставляет беременную жену в полном одиночестве на неделю-другую, а вернувшись, только бросает взгляд на люльку и, промолвив «Вот оно как!», принимается за свои дела. Наверное, под этим и подразумевается стойкий нордический характер. Несмотря на периодические детоубийства, кризисы, несмотря на неурожаи и голод, от романа остаётся ощущение светлой безмятежной пасторали и лёгкости — чувствуется, что для героев всё сложится наилучшим образом.
Для мелодрамы роман слишком бесстрастен, для высокой литературы — прост и безыскусен, практически лубок. И порой эта самая простота на грани с пустотой. По сути, роман Гамсуна это советский семейный роман, наподобие «Вечного зова» или «Соли земли», просто воспевающий не линию партии, а индивидуализм и патриархальный крестьянский быт на обочине цивилизации. Мораль очевидна: деньги ничто, истинная соль земли — люди, способные крушить камни.
Хотя на основе одного романа выводы делать преждевременно, скорее всего, Гамсун просто «не мой» автор — слишком назидательный и прямолинейный. Лев Толстой и Унамуно, писавшие в сходной манере, будут не в пример интереснее.