fantlab ru

Калеб Карр «Ангел Тьмы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Ангел Тьмы

The Angel of Darkness

Роман, год; цикл «Ласло Крайцлер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

»...Я оставлю эти записи для тех, кому случится наткнуться на них после моего ухода и кто пожелает в них заглянуть. Они могут ужаснуть вас, читатель, а события могут показаться чересчур противоестественными, чтобы произойти на самом деле. Но можете мне поверить: если история эта чему и учит нас, так вот оно. В царстве Природы находится местечко для всего, что общество зовет «противоестественным» поведением...»

В блистательном продолжении мирового бестселлера «Алиенист» Калеб Карр вновь сводит вместе знакомых героев — Ласло Крайцлера и его друзей — и пускает их по следу преступника, зловещего, как сама тьма. По следу человека, для которого не осталось ничего святого.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Ангел тьмы
2006 г.
Ангел Тьмы
2018 г.
Ангел Тьмы
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ангел воды

***

«Ангел тьмы» – второй роман из цикла «Ласло Крайцлер», причем вторую книгу вполне можно читать без первой. Да, есть отсылки к прошлому делу Ласло и КО, но они не важные. С другой стороны, какой смысл читать второй роман в отрыве от первого, если именно первый является более интересным и сильным?

…к Саре обращается Изабелла Линарес. Кто-то ударил её по голове посреди бела дня и выкрал её маленькую дочь Анну. Спустя несколько дней Изабелла увидела женщину в одежде гувернантки и…свою дочь. Они ехали на поезде. Ну а муж Изабеллы резко против того, чтобы Линарес шла в полицию с заявлением. И когда Сара, Ласло, Мур и братья Айзексоны берутся за это дело, то узнают, что их цель – это исчадие ада – настоящий Ангел Тьмы – воровка, патологичная врунья и убийца.

Подобно тому, как первый роман («Алиенист») строился вокруг того, как в XIX веке составляли психологический профиль убийцы, так и в «Ангеле тьмы» Калеб Карр толстыми штрихами дополняет картину криминалистики того времени. Читатель узнает, например, что ни о каких фотороботах речи и не было. Но это не помешало Ласло и команде использовать нечто типа фоторобота. В конце XIX баллистика в Америке не являлась точной наукой, и Карр ловко ткнет этот факт прямо в лоб читателю. Вишенкой на торте станет процедурал. Такой, какой он был тогда. И даже в процедурале Карр проводит красной нитью ретроспективный метод анализа личности преступника. Никуда не деваются разборки между бандами, наркотики, проститутки и намёки на феминизм (тут это суфражистки). Причем Карру снова удалось войти в ту же воду, в которой он плавал в «Алиенисте» – феминизм у автора получается настолько мягким и ненавязчивым, что это не вызывает никакого отторжения. Товарищу Стивену Кингу стоило бы поучиться писать «женские романы» или хотя бы «женские темы» у Карра. Неожиданно.

К сожалению, на этом плюсы «Ангела тьмы» заканчиваются. А вот список минусов получается крайне обширным. Да таким, что он топит книгу практически сразу. Дело в том, что автор не сводит роман к интриге «а кто же антагонист». Читатель становится безвольным свидетелем того, как имя убийцы всплывает даже не в первой четверти произведения, а сразу же в прологе. То есть разом отсечены любители угадывать концовку. Не особо помогает роману смена ПОВа. На этот раз рассказчиком становится Стиви. Вообще-то он добрый малый, местами заставляет улыбнуться. Но из-за того, что Стиви – это мальчик на побегушках, некоторые моменты (а именно обсуждение дела, некоторые психологические тонкости) остаются за кадром. Плюс благодаря Стиви читатель получает побочную ветку, которая вообще ничего не даёт роману. Неудачная у романа структура. Если начало ещё выглядит перспективным (ещё бы, няня-убийца в конце XIX века – это сильно!), то где-то начиная с 1\5 и до 4\5 идёт погружение в нижнюю часть синусоиды. Четвертая из пяти частей (суд) – выглядит вполне интересно, все эти перекрёстные допросы, выступления перед жюри присяжных и так далее. И совершенно пресный финал, который выглядит инородным относительно всего романа. И совсем топит книгу динамика. Она хромала на обе ноги в «Алиенисте». Здесь динамике сломали ноги, дали в руки зубочистки и заставили ползти к финалу путем втыкания оных в ВПП. Иными словами, динамики в книге нет совершенно. Герои, увы, тоже не внушают симпатии. Ни Ласло, который переживает очередной кризис, ни Мур, который напоминает китайского болванчика. Даже Айзексоны растеряли шарм. Вот Стиви… Стиви постарался. Но не более того. Антагонист же не вызывает ни толики сочувствия. К счастью.

Заключение: второй роман у Карра вышел намного хуже первого. Ни интриги, ни динамики, ни каких-то интересных откровений (будь то натурализм убийств, будь то криминалистические подробности), ни ярких образов героев. На самом деле будь книга вполовину короче (как следствие – динамичнее), остальные минусы были бы не такими заметными.

5 еле трепыхающихся ангелов тьмы из 10.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно. Дочитывал на морально-волевых. Видимо автор остался не удовлетворен, что первая книга получилась относительно бодрой, не смотря на все его старания. Вторая получилась не просто унылой, но скучной донельзя. Хотя автор заменил рассказчика, выдерживать другой стиль повествования он смог несколько страниц, а дальше понеслось, ну как понеслось, потащилось по накатанной. Нудные описания всего что попадется под руку. Бесконечные описания еды, причем как мне показалось автор не пробовал ничего из того о чем пишет. Интрига была задушена в первой четверти книги. Тонкая ниточка сюжета банально потерялась среди всех этих нагромождений. Последние главы с судом — это верх уныния. Я бы понял если бы авотр писал это в 20-х годах прошлого века, но имея в арсенале Э. С. Гарднера можно понять как надо описывать судебный процесс. Поиски девочки напоминали итальянскую оперу. Все кричат «Пожар!» и никто не двигается с места. Читать это не надо, разве что для галочки.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее продолжение, которое хотя чуть и слабее первого романа ( у Маккаммона и Акунина так же), но вполне себе не самоповтор. От убийцы-маниака автор перешел к страдающей психическим расстройством женщине, построив сюжетн совершенно иным образом, включив составной частью судебный процесс. Социальный фон, обстоятельность повествования, достойный баланс между экшн-сценами и интеллектуальной составляющей ( в «Докторе Слоттере» интеллектуальной детективной составляющей нет вовсе) — все это пришлось мне по душе. Роман определенно старомодный, тягучий, без наворотов с монтажом, восходящий к классическим интонациям с четким разделением персонажей.

Абориген притянут за уши — можно было бы обойтись без него. Финал показался скомканным, а сцена в с привлечением моряков и Рузвельта — иной тональности. Из более существенных претензий: центральная злодейка, о которой так много говорят, в тех сценах, где непосредственно участвует, достаточно бесцветна, а используемые автором штампы ( жестокий взгляд и т.п.) заставляют предположить тщету попыток дать сильные сцены и раскрыть особенности центрального персонажа через диалоги с представителями компании сыщиков. Право, совершенно напрасно Карр не предпринял попыток написать ну как минимум третью книгу цикла с внятным оригинальным персонажем, классическими традициями и фактурным Нью-Йорком конца века.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ангел тьмы» — психологический триллер/детектив. Место действия г. Нью-Йорк и окрестности штата. Конец XIX века.

Действие происходит в 1897 году. Характерно, что всего годом ранее Зигмунд Фрейд впервые использовал слово «психоанализ» в одной из своих статей. «Ангел тьмы» уверенно унаследовал один из недостатков первой книги – политкорректный набор персонажей. Инвалид, ребенок, негр, феминистка, два еврея. В принципе ничего тут такого страшного нет, но зачем оно нужно тоже непонятно.

Детективом роман можно назвать довольно условно, имя маньяка четко оговаривается уже в предисловии – Либби Хатч (женщина). Триллером тоже прямо не назовешь — естественно, элементы напряжения фрагментарно присутствуют, просто это немаленький талмуд на 770 страниц с разной динамикой текста. Карр ставит себе задачу, прежде всего, максимально полно и в подробных деталях обрисовать психологию и социальные предпосылки появления такого устрашающего маньяка как Либби Хатч, а заодно поковыряться в душах и у остальных персонажей. Ну что ж, задача выполнена довольно успешно.

Вкратце о завязке. Все начинается с похищения маленькой девочки, дочери посла Испании в США, кстати, испано-американская война разразится на следующий год после описываемых событий. Частное расследование со временем берет на себя известный психиатр Ласло Крайцлер и его товарищи. Крайцлер – инвалид, слегка покалеченный в детстве отцом. Сейчас Крайцлер позглавляет реабилитационную клинику для детей, переживших психологические травмы, страдающих различными расстройствами психики. Главным образом по аналогии с Фрейдом – Крайцлер при работе с пациентами во многом опирается на разработанную им «теорию контекста» личности – исследование аспектов взросления и т.д., но без сексуальных интерпретаций. И вот в дальнейшем речь пойдет об охоте на маньяка Либби, она «кулак в бархатной перчатке», порочная личность, страдающая различными отклонениями:

«Ее настоящее «я» давно разбилось вдребезги. А разные персонажи, которыми она прикидывается, — и есть те осколки, каждый по отдельности, более не связанные между собой.»

Основной «сферой деятельности» Либби Хатч вот уже многие годы является убийство детей, как своих, так и чужих (взрослых тоже иногда). Как и в «Алиенисте» здесь много места уделяется социальным проблемам того времени, в частности положению женщины в обществе. В большинстве случаев роль была строго ограничена, стать женой и матерью, воспитывать детей... А если нет – «Будешь всего лишь существом женского рода, типажом неопределенным и не очень-то привлекательным. Проституткой, возможно. Или, быть может, служанкой». От лица одного из персонажей Карр показывает и круговорот «воды» в природе:

«…мужчины бьют и убивают женщин, женщины, отчаявшиеся доказать, что могут хоть чем-то командовать, бьют и убивают детей, а дети эти, в свою очередь, мучат животных…»

Вот такие болезни общества рассматриваются на страницах романа. В том числе, исходя из примеров реальных исторических личностей того времени, в частности известной отравительницы своих детей и мужей Лидии Шерман.

На страницах романа мелькают и другие исторические персоны: художник-визионер Альберт Райдер, одна из первых суфражисток Кэди Стэнтон, адвокат Кларенс Дэрроу, психиатр Уильям Уайт... Под конец появляется и сам Теодор Рузвельт. Как и в любой толстой книге есть моменты более интересные и более скучные. В целом наблюдать за действиями Крайцлера и Ко весьма любопытно. Одним из лучших фрагментов я считаю подробнейшее описание судебного процесса над Либби Хатч, который занимает более 200 страниц уже ближе к концу. Карр проявляет здесь свой незаурядный ум, особенно для меня как для профана в юриспруденции все выглядело очень реалистично. Суд – борьба интеллектов и решение судьбы подозреваемого, при достаточном мастерстве автора всегда выглядит напряженно, захватывающе. Вообще роман написан достаточно умным языком, кроме того, видно, что Карр очень основательно проработал многие исторические темы перед написанием книги.

Говоря об атмосфере: кто любит ретро-экзотику, думаю, не будут разочарованы. Есть ландшафты старого Нью-Йорка, от роскошных особняков миллионеров до трущоб, в дело даже замешана одна из криминальных банд. Есть и атмосфера парочки провинциальных городков с простоватым или запуганным населением.

Заключительные главы я нахожу не особенно удачными, в отношении того, что идет главным образом сплошное действие (мне это скучно). А так – понравилось, довольно интересно. Однако после таких объемистых «кирпичей» хочется почитать каких-нибудь небольших произведений. :glasses:

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В самом конце девятнадцатого века в Соединенных Штатах Америки, а точнее в городе Нью-Йорке в доме номер 283 по Восточной 17-ой улице, жил и работал выходец из Старого Света Ласло Крайцлер. Был он из людей небедных, даже можно сказать финансово независимых, по профессии — алиенист. Сейчас это название рода деятельности вряд ли хоть что-нибудь скажет кому-нибудь, мы теперь привыкли называть таких специалистов психоаналитиками или психологами. Вот что говорит автор про алиенистов в начале первого тома: «До начала двадцатого века люди, страдавшие психическими расстройствами, считались «отчужденными» не только от общества, но и от человеческой природы. В те времена специалистов, занимавшихся изучением психических патологий, называли алиенистами.» И так уж вышло, что однажды он оказался втянутым в расследование череды убийств. В итоге убийцу удалось найти, хотя это дело и обошлось Крайцлеру крайне дорого. В ходе охоты на этого преступника вокруг алиениста собралась команда единомышленников, которая и занимается, за одним исключением, расследованием преступления во второй книге. Повествование в первом томе идет от лица репортера «Нью-Йорк Таймс» Джона Скайлера Мура. Во втором же рассказчик меняется, им уже выступает слуга Ласло Крайцлера Стиви Таггерт, которому на момент описываемых событий исполнилось всего 13 лет. Итак, на дворе 20-е июня 1897-го года. Доктор Крайцлер временно отстранен от работы в его собственном Крайцлеровском детском институте, по сути являющимся симбиозом детского дома и школы для трудных подростков, из-за самоубийства одного из его подопечных. Именно в этот момент к нему за помощью обращается его хорошая знакомая мисс Сара Говард частный дамский детектив. К ней с просьбой найти похищенную дочь обратилась синьора Линарес жена секретаря посла Испанской Империи в США. Дело осложнялось тем, что её муж был категорически против поисков пропавшей дочери, так как придание факта похищения огласке могло спровоцировать начало войны между двумя державами из-за Кубы, принадлежавшей на тот момент Испании. Дело в том, что в это время Америка начала вести довольно агрессивную политику в отношении этой испанской колонии, на что Империя просто не могла не ответить. Мирное сосуществование находилось в хрупком равновесии и похищение дочки подданного Испании вполне могло послужить отправной точкой для развязывания войны. К тому же мотив похищения оставался совершенно непонятен, никаких требований выкупа получено не было.

Так как перед нами детективный триллер, то вдаваться далее в подробности я не буду, а перейду сразу к своим впечатлениям. А они получились несколько двоякими. С одной стороны автор смог подать весьма стандартный триллер под чудесным соусом из атмосферы Нью-Йорка на рубеже веков, приправленным идеями психоанализа как раз начавшими оформляться в то время. Главный герой романа — помесь Холмса с Фрейдом, он с одинаковым усердием занимается как психологией, так и детективной деятельностью. Причем мне этот симбиоз кажется вполне логичным, так как Карр одно время писал романы о новых приключениях Шерлока Холмса, хотя на мой взгляд они очень сильно проигрывали оригинальным произведениям Артура Конан Дойла. И лишь кардинально переработав образ главного героя-детектива и добавив к нему черты психоаналитика он получил весьма пристойный результат. Всё жизненное кредо Ласло Крайцлера можно описать одной фразой, которую автор вложил в его же уста: «Не бывает под солнцем ничего поистине естественного или же нет.» Он — мастер по отлову тараканов в чужих головах, он, используя новейшие данные по психологии и психиатрии, способен составить психологический портрет преступника, о чём в то время никто даже и не задумывался. Да что там психологический портрет — даже дактилоскопия и баллистическая экспертиза ещё в новинку и их данные никоим образом не считаются однозначными. Вообще картина того времени, написанная автором, вызывает ничуть не меньший интерес, чем сам центральный сюжет. Читая о нравах и обычаях того времени довольно быстро понимаешь, как сильно изменилась жизнь за один век. То, что раньше было в порядке вещей, сейчас воспринимается как дикость. Особенно то, что касается жизни детей и отношения к женщинам. Именно второй теме в основном и посвящен «Ангел Тьмы», а «Алиенист» дал повод весьма глубоко погрузиться в первую. В целом же, при всей похожести, эти две книги кардинально различаются производимым ими впечатлением. Если первый том — крепкий и мрачный рассказ о поисках садиста-убийцы, то второй даже не столько триллер, сколько попытка глубокого исследования разума убийцы, ведь личность преступника довольно быстро становится очевидной и львиную долю текста герои пытаются выяснить его мотивы, раскопать факты из его прошлого и понять какое сочетание различных факторов могло дать такой ужасающий результат. Причем преступник, прекрасно зная о проводимом расследовании, спокойно дожидается, пока за ним придут, и лишь потом начинает ответные действия. Несколько смущает и сама центральная темная криминальная личность — уж больно карикатурно-инфернальным получился образ. Прям не человек, а исчадие ада, только хорошо маскирующееся и обладающее невероятной способностью влиять на людей. В результате общий эффект от текста получается несколько смазанным и финал уже не оказывает ожидаемого воздействия.

Итог: как ни прискорбно это признавать, но автору не удалось создать достойное продолжение первой истории — сиквел оказался слабее. Даже смена рассказчика не дала ожидаемого результата — в начале автор пытается передать языковые особенности персонажа, имитируя не слишком грамотную речь выходца с городского дна, но быстро сбивается с нужной волны. Не могу сказать, что я разочаровался, но книга не оправдала моих ожиданий. Наиболее интересной оказалась не детективная интрига, а картина ушедшей эпохи и бытовавших тогда нравов. Жаль, однако.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх