Александр Зорич «Серый Тюльпан»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Печальная история о человеке, для которого конь его Эви был самым дорогим на свете существом, и которого подло отняли и убили во время битвы. Убитый несчастьем, он собирается вознести хвалу богам, потому что, быть может, те способны помочь вернуть погибшего в стан живых. Но всё меняется, когда среди мертвого поля брани он находит двух девочек, нашедших серый тюльпан…
Входит в:
— цикл «Круг земель» > повести и рассказы по миру
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Фэнтези-2003», 2003 г.
— сборник «Ничего святого», 2005 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2006», 2006 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2004 // Малая форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2004 // Малая форма (рассказ) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 9 января 2022 г.
Начал читать «Тюльпан» и как будто провалился на четверть века, когда зачитывался «Кругом Земель» от авторского дуэта. Мощное, красивое, чувственное фэнтези без всяких скидок на год и страну написания.
Собственно, именно сильные впечатления от данного цикла возвели для меня Зорича в ранг писателя, обязательного к прочтению. О чём ни разу не пожалел! Вселенная Великорасы (особенно, конечно, основная трилогия); потрясающая альтернативка о временах Цезаря «Римская звезда»; не менее впечатляющая дилогия о «Карле, герцоге», тоже альтернативка о Бургундии (до прочтения и не знал, что это была гордая и независимая держава, а не рядовая провинция Франции); даже забеги Зорича на территорию СТАЛКЕРа считаю очень удачными.
Итак, «Серый тюльпан». Сразу надо отметить, что повесть вполне самостоятельна, и прочтение основного цикла совсем не обязательно для понимания происходящего.
Поле, на котором произошло побоище; Серый Тюльпан, способный оживлять мёртвых; две милых деревенских девчонки-глупышки; варвар-степняк, потерявший любимого коня.
Варвар Фрит вспоминает о своих приключениях с верным конём в разных частях Круга Земель; девчонки тоже, в отлично написанных диалогах, знакомят нас с миром и его реалиями. Прекрасная точка входа в цикл, кстати.
Что удивило — за месяц прочитал две одинаково классных повести от разных авторов, написанных в разное время, где лейтмотив — невероятная любовь кочевника к коню. Главные герои «Звездухи» Акунина и «Серого Тюльпана» Зорича не мыслят себе жизни после гибели верного жеребца/кобылы. Непременные этапы становления дружбы человека и скакуна: сам выходил, сам объездил, никого не подпускал к коню, считает лошадь умнее человека и та оправдывает ожидания. Обязательна некоторая неказистость лошадки. Чтоб по подсознанию читателя пробежался Конёк-горбунок.
Зорич в начале двухтысячных не пренебрегал красивым, продуманным слогом в произведениях — некоторые абзацы впечатлили уместной образностью и точно подобранными словами. Молодцы!
9(ОТЛИЧНО)
olpo70, 3 октября 2018 г.
Я слушал этот рассказ на МДС. И сначала он тоже мне показался затянутым. Но иногда полезно не рубить с плеча , а подумать. Это помогает, по крайней мере мне. Через время я понял, что я не услышал в рассказе ничего лишнего. «Воды» не было. Недосказанностей тоже. Ведь отличительная черта рассказов по какомуто уже созданному миру это то, что предпологается что ты уже знаком с этим миром. И если он тебе нравится, то тебе будут интересны и все события происходящие в нем и люди его населяющие. Я к сожелению не знаком с миром «Круга земель», но это-то и здорово. У меня все в переди. И я в предвкушении...
А сама история не так уж и плоха. Да предсказуема. Но автор и не ставил задачу создать интригу. Он неспеша расказал о трх главных героях рассказа, об их жизни и они раскрылись перед нами довольно таки ярко. Он вел повествование об одной из историй происшедших в его мире. Он рассказал нам о том, что добро побеждает всегда и может растопить сердце даже дикаря.
Carex, 29 апреля 2015 г.
Этот рассказ — длинная зарисовка в стиле фэнтези. Больше в этом рассказе ничего нет. Автор не поставил каких-либо вопросов, не дал морально-нравственных оценок. Сюжет предсказуем с самого начала.
Стронций 88, 18 апреля 2014 г.
Вот и первое моё знакомство с Зоричем. Знакомство получилось спорным. Сначала зацепило, и зацепило плотно, этими полями, с которых исчезают трупы. А потом… А потом всё потянулось как тесто. Ощущение было – топтание на месте. Сначала эти девочки, которые выглядели для меня в чём-то неживыми – вот поле изрубленных трупов, а им весело разглядывать их и обкрадывать, «башни» из трупов строить (зато лошадь жалко – а то! или того парня-беглеца), да и разговаривают они то как деревенские простушки, то пускают крепкую житейскую философию (насчёт Лилы, например). Патом этот варвар, который ИМХО процентов 80 в рассказе только и делал, что всякоски печалился о своём коне. Когда повествование переходило в очередной раз на него, так и хотелось сказать: ну что, опять про Эви будем рассказывать? Вот и выходило какое-то копание на одном месте… Да и язык – вроде стилизован под такую старину (как тут уже сказали «стиль в какой-то мере напоминает сельскую разговорную лексику»), но тут же автор вставлял какие-то такие современные слова, типа «декаданса» и т.д. и т.п. – что от этого диссонанса времён и слов для меня всё ощущение, вся атмосфера рушились напрочь.
И вот когда читать уже стало совсем скучно, совсем невмоготу – что-то, наконец, блеснуло (в последней четверти повести). Интрига. Напряжение. Да, не просто так автор свёл эти две линии. Да, что-то затевалось. И это ощущение нехорошего, которое, не смотря ни на что, всё же витало, тут просто выкристаллизовалось – когда они встретились, когда стало понятно, ЧТО сейчас должно произойти… Вот тут сжало. Вот тут схватило. Но… закончилось-то всё хорошо – это да. Но вот этой «хорошестью» лично для меня будто шарик сдули. Учитывая, ЧТО было у этих девочек и что этим волшебным цветком они могли бы сделать (
god54, 20 июля 2012 г.
Литературная часть рассказа написана хорошо, профессионально, стиль в какой-то мере напоминает сельскую разговорную лексику, такие же словечки, обороты и т.п.
С другой стороны рассказ слишком затянут, подробен, в сочетании с массой натуралистических описаний. Сюжет малоправдоподобен, что очень смущает. Я не беру фантастическую составляющую, я имею в виду отношение к павшим. Первым делом после битвы искали раненых, добивали врагов или помогали им, в зависимости от морально-этических верований победивших, собирали оружие и т.д. Всегда были специальные команды для этих целей, включая команды по борьбе с мародерами. Обратите внимание, что на месте великих сражений никаких исторических деталей не находят, а погибшие всегда похоронены. Не знаю, но такой сюжет, как дети на поле брани, коробит, хотя и сочетается с неким красивым поступком.
Vendorf, 7 марта 2008 г.
Немого мрачное произведение, не для слабонервных, особенно когда авторы с подробностями описывают поле брани...
farakus, 2 октября 2006 г.
Повезло тому чуваку что рядом девчонки оказались. Сначало прибить хотел , а потом шуры муры???
Тимон, 27 июня 2005 г.
Достаточно неплохенький рассказик, особенно было интересно читать, как девачки начали мародёрствовать, не зная этого ужасного слова ;)