Филип Дик «Человек, который умел шутить»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Статуя отца нации – Майора Штрайтера – обезображена. Кто-то очень зло пошутил. Власти, пресса, граждане хотят знать, кто это сделал. Знать хочет и молодой директор процветающего информационного агентства, Ален Парсел. Его успехи в карьере феноменальны: Алену вдруг предлагают занять пост директора Телемедиа, отвечающей за мораль. Это очень ответственная должность, но энергичный Ален наверняка должен справиться. К тому же ему становится известно, кто пошутил со статуей Майора Штрайтера. Вот только это новое знание существенно усложняет и без того непростую жизнь Алена, ведь теперь ему действительно придется решать сложные вопросы морали…
- /языки:
- русский (5), итальянский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- О. Воейкова (2), Л. Морелли (1), Е. Смирнов (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scifighter, 9 февраля 2021 г.
Определённо не самая лучшая вещь Дика, даже не топ-20. Фантастики в романе кот наплакал — разве что кое-какие технологии, вроде недомерков, а всю тему с ядерной войной можно вообще выкинуть за ненадобностью (в более поздних романах Дик реализует тему поствоенного общества куда лучше). В плане структуры произведение также не хватает звёзд с неба. Условно книгу можно поделить на три части — вступительная, где Аллан совершает своё «злодеяние» и назначается директором ТИ, срединная, в которой он пытается бороться со своей «уникальностью» с помощью Института, а также финальная, в которой он впадает в немилость и осуществляет свой ультимативный пранк. Все три части ощущаются несколько разрозненными, в главную очередь благодаря плохо оформленному и вяло раскрученному твисту с «контрабандой» Аллана на другую планету. Он попросту вызывает слишком много вопросов касательно основополагающей логики романа. Судя по описанию, на другой планете находится самый настоящий рай. Зачем кому-то вообще оставаться в тоталитарном антиутопическом мире Земли, если можно припеваючи жить на другой планете, где нет ограничений в жилплощади, а девушки по улице ходят топлесс? В некоторых других романах Дика, в которых также фигурируют внеземные колонии (например, «Симулякрах»), это обусловлено достаточно простым выбором — ты или живёшь поближе к благам цивилизации на Земле, но при этом вынужден терпеть тоталитарный режим и ущемление свобод, или отправляешься в иные миры, где твоя личностная свобода не ограничена буквально ничем, но и жизнь там куда тяжелее. В данной же книге какая-то неразбериха. Есть тоталитарная Земля. Ну как «тоталитарная» — самым страшным наказанием является выселение, да и после него вполне реально отправиться в любую точку галактики и основаться там. Аллану, который занимает первостепенный по важности пост в сфере культуры, прессы, теле- и радиовещания, и который явно собирается как-то начудить, чинуши высказывают лишь вялое предупреждение. Не пуля в лоб, и даже не тюремное заключение — нет, просто пожурили немножко. Создаётся впечатление, что они решительно ничего не могут противопоставить дерзости протагониста. И даже «устрашающая» армия в романе представлена как кучка дилетантов, которых в лёгкую обставляет не имеющий никакого военного опыта Пёрселл. Есть по-настоящему райские уголки, вроде того, куда «крадут» Пёрселла. А есть и нечто среднее, вроде колонии Мэвиса, куда главный герой с женой собирается сбежать ближе к концу. Тем не менее, всё равно большинство тяготеет к пост-ядерной Земле с тоталитаристским режимом. В романе это объясняется разве что некой «преемственностью». Дескать, наши родители бились за эту жиплощадь, так что и мы будем биться. Что, на мой взгляд, выглядит весьма натянуто.
Так или иначе, твист потенциально неплохой, но реализован он не лучшим образом и никак не оправдывает ту буффонаду, что следует далее. Эпизод с «обличением» главного героя в блуде однозначно самый слабый в книге.
Но не всё так плохо. Не смотря на сомнительную мотивацию большинства действующих лиц книги, а также наличие немалого числа логических дыр, автору всё же есть о чём высказаться. Ведь роман этот не экшн, не детектив, и не комедия — в первую очередь это сатира, и весьма неглупая. Читая роман, порой невзначай удивляешься, насколько актуальны поднятые в этом, написанном без малого 70 лет назад, романе темы. Ханжество, сексизм, двойные стандарты, ошеломительная тяга людей тыкать пальцем и критиковать всё подряд, которая в последние полтора десятилетия стала как никогда распространённой благодаря интернету, — все эти вещи описаны в книге очень ярко и живо, а главное, ни на йоту не утратили своей актуальности. Как минимум ради сатиры книгу стоит прочитать и вытерпеть простенький и сумбурный, но, по крайней мере, щадяще короткий сюжет.
god54, 18 апреля 2022 г.
Ум, честь и совесть нашей эпохи. Когда-то так говорили, но при этом никто не считал, что это о партии и руководстве. Скоре все считали, что это об отдельных людях, единицах, которые смели выступить против системы. А ведь сделать этот шаг и тогда и тем более сегодня, просто страшно, очень страшно. Система раздавит и не заметит и ты сто раз подумаешь, что важнее: твоя никчемная жизнь или твоя никчемная позиция, что ты не хочешь быть членом профсоюза. Так вот книга именно об этом, твоём собственном выборе себя. К сожалению текст, сюжет более раздражают, чем привлекают. Но, добравшись до конца, попробуйте понять и сделать свой выбор.
GoldSwan, 12 ноября 2011 г.
Это роман о Поступке. О Человеке Поступка. Нам, людям 21 века трудно уже это оценить по достоинству, возможно, время более комформистское: достаточно сытое, одетое... Нам уже трудно понять, что «Поступок» — это, например, не подписать письмо-осуждение Пастернака. Настолько «Поступок», что был человек, который подписал его, а после — выбросился из окна, не умея смирить свою совесть.
Из всего близкого и понятного зарубежья сейчас, возможно, только в Беларуси можно найти людей похожих на Алена Парсела. Здесь, например, есть блоггер Липкович, блог которого государственная цензура внесла в список 25 запрещённых сайтов. Хотя, он совершенно не революционер — он «человек, который высмеивает». Здесь «Поступок» — для одних — не уехать за границу, для других — рассказать, что тебя завербовало КГБ, для третьих — просто выйти в среду вечером на центральный проспект и похлопать в ладоши...
«Смейтесь, господа...»(с) Для всяких идеологий и диктатур — этот совет Мюнхгаузена-Янковского, порой, сильнее любого оружия, правда, иногда, тоже пахнет порохом.
wax, 8 ноября 2013 г.
Сразу же ярко бросается в глаза противопоставление общего, общих интересов и индивидуальных, личности.
Вроде хотели как лучше, а вышло..... Никакой высокой нравственности на самом деле в этом обществе нет. Есть лишь грязное подглядывание, подслушивание и больное желание узнать как можно больше грязных подробностей. Люди, которых заключили в рамки такой жесткой морали стали просто больными извращенцами. Никому нельзя доверять. Никто не может доверять. Ты не можешь поцеловать свою жену или заняться с ней любовью-
В общем, дошли до крайностей, спутали черное с белым. Да, секс со всеми подряд без разбору и ничего кроме него-аморально. Но почему проявление нежности по отношению к единственному близкому и любимому человеку также считается аморальным? Аморально-постоянно безделье и тунеядство, но никак не отдых после работы. Аморально-псевдоумные книги. Но почему постарадали и остальные, нормальные?
Люди хотели как лучше, но видимо, это были плохие люди. Майор, как мне кажется, был недалеким человеком на самом деле. Он был больным извращенцем и боялся, что об этом узнают.
А что же главный герой?
Ален Парсел всего лишь пошутил. Он посмеялся и заставил смеяться других.
Он правда любит свою жену. Но так же он настоящий человек…
А правильно-золотая середина.
Прекрасный роман, захватил, читала не отрываясь вообще. Спасибо Автору.
Paf, 29 января 2011 г.
Медленно пробираясь через дебри романа из-за отсутствия времени, у меня начало складываться впечатление, что это всего лишь хорошо написанное произведение о корпоративных интригах в высших руководящих слоях на фоне странного будущего. Закрадывалось подозрение, что главный герой так до конца и будет мучиться от совершенного им проступка вначале повествования и от неспособности сделать правильный выбор в работе.
На вид вполне среднего уровня роман, по меркам Дика, почти не интригует и не пускается описывать всю антиутопичность будущего, да и сама антиутопичность находит лишь место в конкретных эпизодах поведения общества. Главный герой всю жизнь приспосабливался под окружающую обстановку, при этом считая её не совсем разумной, критиковал её только в разговорах с женой, старался по возможности защищать обвиняемых системой людей и даже сумел выйти почти сухим из воды, когда «оступился» сам... Но если уже нечего терять и под тебя снова «роют», то почему бы не назвать все своими именами? Разве общество, копающееся в чужом грязном белье, чтобы «помочь оступившимся» не аморально по своей сути? Разве оно не является прибежищем моральных уродов, дегенератов и извращенцов? Это лишь маска из доброжелательности и помощи, скрывающее тотальное лицемерие. Но больное общество вряд ли когда-нибудь осознает, что оно больно, его можно лишь уничтожишь, доведя до полного абсурда.
Ближе к последним главам, книга начинает оживляться, словно открывается второе дыхание — автор виртуозно испытывает на читателе один из своих трюков с разрывом реальности, вот только на весь роман одного такого фокуса мало, чтобы получить литературный шок, но следует еще один приятный момент под конец, добавляющий очков этому роману. Герой решается на неординарный поступок, который можно расценить как шутку, а можно счесть и удачно брошенным зерном на плодородную почву. Если это зерно прорастет, то построенное общество еще больше приблизится к абсурду и в какой-то момент точно даст сбой и развалится. А на руинах можно... ну это мы все прекрасно знаем.
Последний поступок героя можно охарактеризовать как начало информационной войны, даже точнее будет сказать — войны медийной, выражаясь современными терминами. Тем интереснее, что этот поступок совершает герой в произведении, написанном в далеком 56-м году.
Сказочник, 22 марта 2011 г.
Один из первых романов Филипа нашего Дика. Мастер подошел к проблеме тоталитарного режима с легкостью, иронией, сарказмом и набором интеллектуальных тонкостей и камня на камне не оставил от описываемого общества. Оказывается, революции можно делать задорно и с юмором...
k2007, 24 октября 2010 г.
Очередное описание тоталитарного общества в будущей Америке. Судя по всему, в пятидесятые Дика всерьез интересовала эта тема.
В этой книге показано моральное давление тоталитаризма — слежка за всеми и вся с помощью всепроникающих роботов, еженедельные собрания живущих в подъезде с обсуждением аморальных поступков жильцов, полное отсутствие смеха в этом обществе. И человек, который, оказавшись перед выбором, собрал команду и вышел в эфир с издевательской для режима передачей.
P.S. Какой-то хилый тоталитаризм — когда глава центрального пропагандистского органа теряет доверие местного Политбюро, нужна неделя, чтобы его снять. Конечно, за это время он успел сделать все, что считал нужным
Гриф Рифт, 17 октября 2010 г.
Общество МОРСа- это тот идеал, следующий канонам морали, к которому должно стремиться,но главное, без фанатизма! Это стремление в этом произведении доведено до абсурда. Алан Перселл вполне успешный руководитель творческого исследовательского агентства, который попал в весьма непростую ситуацию. В обществе завышенных моральных принципов, где каждую неделю проводиться «разбор полётов», касаемо всех и каждого, что касается жесточайшего соблюдения морали, и неминуемого тотального контроля на каждом шагу. Человек становиться объектом пристального наблюдения собственных соседей, семьи, и всего общества в целом. К сожалению в таком обществе не знают, что такое чувство юмора, оно становиться просто неприемлемо. Аллан Перселл казалось бы примерный гражданин такого общества, оказывается заложником своего собственного чувства юмора, и это при том, что он не сразу догадывается, какую злую шутку сыграло над ним его собственное подсознание. Как примерному гражданину ему представляется случай, совершить значительный скачок в своей карьере- стать директором мега — корпорации- Телеинформациона. Ему предстоит преодолеть нелёгкий путь, чтобы сломить сложившуюся систему в обществе, и отстоять до конца свою точку зрения! Роман действительно не плох, Ф.К. Дику удалось написать не просто детектив, а произведение раскрывающее всю глубину человеческой натуры, и показать, что же такое мораль. Пусть даже для этого в сто крат увеличив значение и сущность проблем морали. Главное что понял лично я, так это то, что мораль не может быть однозначной, и в каждом конкретном случае она способна видоизменяться! Мораль способна задавить человека в своих тесках и задавить человеческие эмоции! В целом мне понравилось! Читайте и вы сами всё увидите!:val:
PoviaN, 3 декабря 2006 г.
Неплохая книга. Тут есть сюжет, есть какое никакое его развитие. Все написано достаточно неплохо. Этот роман надо читать исключительно ради чтения, а не развязки.
ivanna33, 21 октября 2006 г.
Общество Морака — это то, к чему стремится, наверное, каждая власть. Тотальный контроль над человеком, отсутствие личной жизни... Роман — настоящая антиутопия. Конечно, в один ряд с «Мы» или «1984» я его не поставлю, но в целом очень неплохо.