fantlab ru

Карл Шрёдер «Синхромир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Оценок:
93
Моя оценка:
-

подробнее

Синхромир

Lockstep

Роман, год; цикл «Синхромир»

Аннотация:

Семнадцатилетний мальчишка Тоби случайно уходит в гибернацию на куда более долгий срок, нежели было запланировано. Пробудившись спустя четырнадцать тысяч лет, он обнаруживает, что человечество так и не освоило сверхсветовые полеты, но межзвездная империя все же создана за счет синхронизации времен сна и бодрствования всех жителей перемещаемых в космосе на субсветовых скоростях кораблей, планетоидов и хабитатов. И, что самое удивительное, правят этой империей далекие потомки его собственных родителей...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Синхромир»


Награды и премии:


лауреат
Аврора / Prix Aurora Awards, 2015 // Подростковый роман на английском языке

Похожие произведения:

 

 


Синхромир
2016 г.

Периодика:

Analog Science Fiction and Fact, December 2013
2013 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, January-February 2014
2014 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, March 2014
2014 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, April 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Lockstep
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я это решил прочесть, рассчитывая на западный разлив боярки. Все приметы есть: молодой персонаж (попаданец), империя, родня среди аристократии, борьба за власть, магические способности аристократов. Пусть тут магии нет, но огромные деньги, религиозный культ и админский доступ ко всей технике — это хорошая замена волшебству.

Но скучно.

Мир интересный (на первый взгляд), но сюжет всего лишь подкинул пару интриг, а затем быстро со всем разобрался. Там, где наши настрочили дюжину книг (по одной на «день синхромира»), забугорный автор даже не смог родить эпических разборок.

Ну да, когда всю книгу рассказывалось о рабах с промытыми мозгами, культе императора времени (попаданца), анархистах-производителей, гуманоидных расах появившихся за 14 тысяч лет генной инженерии, вражески настроенных олигархов с Земли и других синхромиров (т.е. союз колоний не под управлением родственников попаданца) и т.д. и т.п. — когда набрасывались эти намёки на развитии сюжета, а потом автор обламывает — это можно принять, как литературный ход. Типа фиг вам, а не эпик, я просто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
позвоню, да поговорю и этим всё решу

Разочаровывает. Не понимаю почему кто-то может посчитать это хорошим ходом. Это ж не хитрый ход — это просто облом.

Ещё касательно техники.

Стазис-гибернация-криосон, в который впадают колонии и планеты, чтобы зря не расходывать ресурсы — это интересно. Снаружи прошло 14 000 лет, а внутри для кого-то десяток.

Но вот угрозы ускорения-замедления времени высосаны из пальца. Торговая блокада — это да. Но на планетах и кораблях всего лишь дольше поспят.

Поэтому то, что же перемещение от колонии к колонии быстрее через «быстрые миры» (чаще просыпаются или вовсе не спят) лишено смысла. Даже если туда чаще приходят попутки, то кораблям ещё лететь. Это сработает только если такой мир будет на более выгодной траектории (чем путь с медленного мира сразу к цели).

А если вспомнить, что земляне за 14 000 лет очень сильно продвинулись технологически (синхромир Макгонаголов почти паралелен, далёкие звёзды заселяют без них, а потом лишь по желанию присоединяются), то странно, что люди хвалят местную технику и «крутую защиту програм». Да и вообще, что желают присоединяться к ним, а не к другим.

Оценка: 5
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенный репост (https://goo.gl/86lMVm)

В отличие от большинства фантастов США и Канады, Шрёдер — фигура не слишком публичная. Хотя у него имеется персональный сайт, он не стремится к тесному общению с читателями, не распространяется о своей биографии (о ранней его жизни известно лишь, что он родился и воспитывался в общине меннонитов, которую впоследствии покинул, порвав все связи с семьей). Вероятно, это как-то связано с тем, что Шрёдер по основной профессии системный аналитик и футуролог, сотрудник консультативно-технологического центра при университете штата Онтарио и министерстве обороны Канады, и в силу сказанного ему едва ли нужно зарабатывать на жизнь литературной деятельностью.

«Lockstep»  — очередная работа Шрёдера в жанре подростковой фантастики и, по иронии судьбы, первое после «Permanence» возвращение в серьезную НФ (цикл о Вирге, при всем уважении к автору, к таковой занести сложно, ибо писался он явно левой ногой, на сеансе автопсихоанализа: уж слишком община Вирги напоминает меннонитскую, откуда юный Шрёдер дезертировал в Торонто).

Название книги в оригинале намекает на способ дуракоустойчивой синхронизации распределенных компьютерных систем “маршировкой” и точного аналога на русском не имеет. Далее я использую вариант «Синхрон».

Семнадцатилетний Тоби, чья гибернация по несчастливой (примерно как у Парвиса в Бирнамском лесу из «Фиаско») случайности подзатянулась, пробуждается спустя четырнадцать тысяч лет в будущем и обнаруживает, что человечество так и не додумалось до технологии сверхсветовых перемещений, но межзвездную империю тем не менее основало. И более того, правят ею как раз родственники самого Тоби, для которых он неожиданный и нежелательный конкурент.

«Синхрон», как и некоторые другие выдающиеся романы в жанре космической фантастики («Служанка правосудия», «Пламя над бездной», «Дюна», «Диаспора», «Водородная соната»…), реализует мысленный эксперимент, направленный на создание культуры, которую сдерживают определенные неустранимые ограничения и которая тем не менее ухитряется достичь в этих рамках недюжинных результатов. В данном случае ограничений два. Во-первых, как уже было сказано, в мире Синхрона сверхсветовые перемещения невозможны. Во-вторых, мировых войн, самоуничтожения технического общества и отката земной культуры на уже пройденные ступени развития не произошло, а значит, построение межзвездного государства тем не менее необходимо, чтобы сохранить человеческую цивилизацию от мальтузианского коллапса в условиях конечных ресурсов.

Для этого население планет и хабитатов вселенной Синхрона, могущее себе это позволить по деньгам и общественным функциям, организованно погружается в криосон продолжительностью тридцать стандартных лет, после чего пробуждается на краткий срок (скажем, месяц или год, в зависимости от важности конкретного места для функционирования цивилизации) и засыпает снова. За это время семьдесят тысяч миров перемещаются на определенное расстояние в космосе, путешествуя либо в системах звезд-беглянок, либо во флотилиях мирокораблей, движимых на скорости в проценты и доли процента световой консервативными термоядерными двигателями либо ионоточниками.

Таким образом, Шрёдер рассматривает распределенную мультисистемную версию общественной модели пауков Арахны из «Глубины в небе», помноженную на доминанту криосна и несмертьевой гибернации вроде той, что действует в «Криоожоге» у Буджолд. Впрочем, с литературной точки зрения «Lockstep» сработан куда крепче вымученной работы Лоис, чья единственная роль, кажется, состояла лишь в том, чтобы принести наконец Майлзу Форкосигану графский титул. А Виндж в ту пору стилистическими достоинствами и вовсе не отличался, прописывать характеры и арки их развития он научился позже, примерно к «Детям небес». Как следствие, «Синхрон» читается куда веселей обеих этих книг, хотя более престижную премию дали не ему, а статье Шрёдера, на которой основан роман.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уникальная попытка написать не опровергающую Энштейна фантастику. Оказалось, что Дедулю не обязательно трогать. Но тогда получается скучно. Пришлось сделать растянутую и разорванную на кусочки жизнь. Высший балл за попытку. Минусы за натяжки, за следование правилам игры, несмотря на их видимую заушипритянутость.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор взял неплохую идею мироустройства вселенной и наложил на эту идею приключения подростка, который выходит из стазиса через 14000 лет, обнаруживает, что Вселенная кардинально изменилась и что его хотят убить могущественные враги просто потому, что он существует.

Но книжка не получилась для всех возрастов, она именно подростковая — то есть очень большое место в ней занимают чувства и переживания героя, но написаны они так, что читать их неинтересно. Не знаю, может быть, в 15 лет я бы воспринял книгу по-другому (но сомневаюсь, однако).

Книга на один раз, прочитал и забыл. Но в целом отвращения не вызывает, но и возможное продолжение (если оно будет) читать желания нет

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее, что есть у романа – идея. Она почти идеальна для космооперы: создать цикличность гибернации и раз за разом повергать в нее всех желающих (ну или в обязательном порядке) на длительное время. А пока происходит такая спячка (тридцать лет) – можно запросто путешествовать по всему космосу. Поспал тридцать лет, пока корабль шел к далекой планете, проснулся, высадился, месяцок поторговал, пожил, и обратно, опять в многолетнюю спячку, пока судно несет тебя по бескрайним просторам вселенной. Идея – блеск, погрузить в Синхромир большую часть вселенной и наладить такие перелеты между планетами. Замути свое великое космоприключение в неизведанные дали! Изучай уголки вселенной, открывай новые объекты, прокладывай курс в неизвестность и иди баиньки – как проснешься, тебя может поджидать грандиозный сюрприз вплоть до новой расы. Или устраивай космобаталии с теми, кто живет не по времени Синхромира. Или выполняй интересные поручения в стиле «Космических рейнджеров», успевая за месяц так обострить в себе приключенческую жилку и покуролесить, что пятую точку придется уносить из этого сектора навсегда. В общем, имея такую концепцию, можно придумать много веселья. К сожалению, в книге из этого просто ничего нет. Ни приключения, ни космоисследований, ни мало-мальских стычек… Все потому, что роман ориентирован исключительно на подростков, поэтому на первый план выходят семейные ценности, семейные отношения, тинейджерские метания… И это если не губит книгу (в глазах тех, кто читает будучи старше на десяток лет), то уж точно заставляет о многом пожалеть, но больше всего – об упущенном потенциале. Потому что читать и следить за подростком в космосе и на планетах в пост- и предгибернационные периоды – лично мне скучно и неинтересно. Неинтересна его драма и вся семейная ситуация (братишка вымахал и стал тираном? Ну, я с ним поговорю – и он образумится, конечно же! Мама, возможно, сошла с ума? Да не, вы что, я ее пробужу – и ее шестеренки войдут в нужное крепление. Меня самого считают каким-то Мессией, Императором вселенной? Но я же этого не хочу. Не хочу. Ногой еще могу топнуть, чтобы показать, как сильно я этого не хочу!), неинтересны мелкие придумки автора вроде зверьков-урчальников с интерфейсом и их связь с периодами гибернации, неинтересно дальнейшее развитие этого мира в таком разрезе.

Потому что идея заслуживает куда более глобальной проработки вплоть до многотомных циклов для взрослых. А тут получилось из ракетницы по комару.

Впрочем, если совсем уж честно, не могу в очередной раз не порадоваться, что для нынешней молодежи выходят такие книги. Да, в них подростковая тематика изрядно превалирует, но на то и ориентированность такая. А создавать/сочетать в себе одинаково интересный и взрослым, и подросткам, и даже детям мир – такие авторы и произведения ценятся на вес золота. «Синхромир» Шрёдера не из их числа, но может неплохо подстегнуть подростков к изучению более взрослой научной фантастики, уже без настолько развлекательного элемента. Почему бы и нет?

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек достиг многого: покорил Солнечную систему, планеты, спутники, создал могучую цивилизацию, совершенных роботов и многое, многое другое. Но есть граница, через которую нельзя переступить: гигантские расстояния между планетами и звездами, превращающие единую цивилизацию в набор изолированных островков, плывущих в непроглядной темноте, время, отведенное одному человеку для жизни, которое превращает все его мечты и долгосрочные планы в прах и пепел.

Но если нельзя сократить расстояние, то может, есть способ обмануть время? И такой способ находится. Не просто обязательный долгий криосон, позволяющий преодолевать время и расстояния, но полная синхронизация часов для всех 70 тысяч миров, вошедших в это странное сообщество. Все засыпают и просыпаются одновременно, так, что даже самое длинное путешествие длится всего лишь субъективную ночь, пусть и объективно проходят десятилетия и даже века, так, что каждый оказывается в знакомом для него мире — неизменном, безопасном и очень медленном Синхромире.

Так происходит со всеми, кроме семнадцатилетнего Тоби, который в результате несчастного случая проспал целых 40 тысяч лет. Странная штука время. Заснул Тоби обычным подростком, когда только-только человечество начало подумывать о выходе за границы Солнечной системы, а проснулся одним из владельцев империи, держащих Синхромир в жестких границах. Был простой, честный и наивный паренек, а стал легендарным Пророком, едва ли не Богом-императором новой Вселенной, которого одни хотят уничтожить без следа, другие возвеличить, третьи использовать для достижения собственных целей.

И, конечно, совсем ничего не понимающего Тоби тут же вовлекают в настоящий круговорот из событий, людей, планет, культур, политических интриг. С условиями игры приходится знакомиться по ходу дела. Не то, чтобы ураган событий — не забывайте, что мы в Синхромире, где все строго по графику — но достаточно ЗАМЕТНО и ИЗМЕНЧИВО для медленно текущего личного времени.

Игры со временем, переводом часов, жонглированием годами и веками — исключительно удачная находка. Тем более, когда в эту Игру вплетается другая, та, которую Тоби когда то вел со своими братом и сестрой в виртуальном мире, изобретая культуры и проводя социальные эксперименты, а спустя тысячелетия попадает в нее в реальности.

Причем, игры эти более напоминают забавы подростков, чем взрослых людей. Без ужасов, без крови, без грязных подробностей. С ясной и простой моралью, поучительно о самых простых вещах: семье, дружбе, верности, предательстве. И даже о демократии и толерантности, как же без них в наши то дни. Герой умен, благороден и справедлив. Порой казалось, что у него, как у любого нормального джедая, припрятан где то световой меч для врагов свободы, справедливости и новой Республики.

К слову, путешествуя по Синхромиру, вы вспомните не только о «Звездных войнах». Вот зверек на плече героя — почти как у незабвенного адмирала Хонор Харрингтон. Или Мессия, который изменит мир. Что-то такое маячит знакомое... И Марс уже совершенно не Марс, а Барсум. И гигантский дворец, в котором можно затеряться. Тут же выскакивает из памяти Набу с феерической колоннадой королевских залов.

Как ни странно, эти совпадения не раздражают, а, наоборот, кажутся такими милыми и наивными, как сказочный рефрен о том, что всегда есть место новой надежде, и даже если и соблазнит кого Темная сторона силы, всегда останется путь для возвращения к Свету. И как говорится: Да прибудет с вами Сила, добрые жители Синхромира.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Синхромир — это империя из семидесяти тысяч миров на бродячих планетах, дрейфующих в космосе между Землёй и Альфой Центаврой, обитатели которых месяц бодрствуют, а затем погружаются в гибернацию (криосон) на 30 лет. Так много планет «зимуют» не только потому, что происходит огромная экономия ресурсов. Главная причина единого расписания (частоты) синхромиров — возможность межзвёздных перелётов при отсутствии сверхсветовой скорости и червоточин (нуль-тоннелей). Синхромиров с разными циклами сон-бодрствование, или оборотами, великое множество, их анклавы расположены и на «быстрых» мирах, в том числе Земле и Барсуме (так теперь называют Марс). Ежегодно миллионы людей иммигрируют в синхромиры в надежде обрести бессмертие. Жить в культуре сихромира переселенцев учат Наставники из числа основателей сихромира. Для них с момента появления синхромира прошло всего 40 лет, в то время как в абсолютном исчислении минуло 14 тысяч лет. Управляет синхромиром семья Макгонигалов: им принадлежит корпорация «Цикада», владеющая гибернационной технологией, и только они могут изменять частоту оборотов. Председателем синхромира (а, фактически, диктатором является Питер Макгонигал), а за религиозно-мифологическую составляющую отвечает Эвайна Макгонигал: именно она объявила их пропавшего 14 тысяч лет назад старшего брата Тоби Императором Времени. Но, вдруг оказывается, что Тоби не погиб, а провёл все это время в гибернации, и теперь представляет угрозу владычеству родственников. Освоиться в непривычном для него мире Тоби помогают так называемые нелегалы-безбилетники, которые не дают правительству контролировать себя, летают «зайцами» на грузовых кораблях и проходят гибернацию не в «скорлупах» «Цикады», а с помощью деннеров, потомков генетически модифицированных котов с Барсума. Но и Корва, снабдившая Тоби личным деннером, и Шайлиф, помогающий парню с работой, и производитель Джайзир, не зависящий от синхромира, — все они имеют на Тоби свои виды.

В целом, отличный фантастический роман, в котором гармонично сбалансированы научная и приключенческая составляющие, адресованный молодёжи (16-17 лет).

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх