Крис Вудинг «Ускользающая тень»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ослепительный солнечный свет губителен для жителей планеты Каллеспа. В подземных пещерах, освещенных фосфоресцирующими грибами, не прекращается война между племенами за приграничные территории — бесплодные земли, сталактитовые леса и бездонные озера. Эскаранка Орна, храбрый воин Кадрового состава, попадает в плен и оказывается в тюрьме. Изматывающая работа в кузнице лишь заглушает тоску по мужу и сыну, но не лечит. Во что бы то ни стало Орна должна вырваться из гуртского плена. Однако возвращение домой оборачивается полной катастрофой. Неожиданное предательство переворачивает привычный мир с ног на голову.
Первоначальное название книги в процессе написания было — «Halflight».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 13 января 2014 г.
В мире двух горячих солнц, существует планета, огромный газовый гигант, вокруг которого вращается небольшой по сравнению с ним спутник Каллеспа. Испепеляющий жар, поднимающийся с рассветом слепящими всполохами, невидимые потоки радиации, уничтожающие все живое, ураганы, сметающие все на своем пути. И, тем е менее, на этой планете существует жизнь. На поверхности — жмущаяся к глубоким ущельям и теням и свободная, защищенная мощной броней. И другая жизнь — ушедшая в глубины пещер, живущая среди переплетения подземных коридоров, под «ливнем» из гигантских сосулек сталактитов, в лесах из гигантских грибов. И еще более удивительно, что среди множества странных обитателей этого мира есть множество разумных созданий. И это не просто дикари, выживающие в сложных условиях, а настоящая цивилизация, с развитой наукой, техникой и, к сожалению, продвинутой наукой убивать себе подобных самыми разными и изощренными способами.
Вот в таком ярком, необычном и контрастном мире живет наша героиня Орна. Героиня для Вудинга с одной стороны типичная: не ангел и не образец для подражания, поскольку ее профессией является шпионаж и убийство. Фактически Орна — добровольная рабыня, отрабатывающая пожизненный «долг» перед могущественным Кланом Каракасса, выполняя для него самые деликатные и опасные поручения, не брезгуя при этом пытками, воровством и убийствами невинных. С другой стороны, необычная: после череды молодых и отчаянных главных героинь, перед нами пожившая, опытная и побитая жизнью женщина, с которой мы знакомимся в самый трагический для нее момент: любимый муж погиб на войне, сын неизвестно где, а саму героиню ждут боль и унижение вражеского плена.
О своей истории героиня поведает нам сама: рассказ ведется от первого лица. Он скуп на эмоции, красочные описания и размышления. С моей точки зрения, подобная лаконичность оправдана и не вызывает раздражения: мы имеем дело с человеком действия, привыкшим более выполнять чужие приказы, чем размышлять и раздумывать над причинами и последствиями событий. Перед нашей героиней стоят простые и ясные цели: вырваться из плена, вернуться в родной клан, выполнить задание, найти сына, покарать виновных. И к этим целям она идет, сметая все на своем пути, хотя, если бы остановилась и задумалась на минуту, то без труда заметила бы в своем настоящем и прошлом тревожащие факты, встречи, события, которые позволили бы быстро и без особого напряжения найти ответы на все мучающие ее вопросы.
Т.е в этом Вудинг верен себе. А, может, сказывается долгий период написания книг для подростков, но кусочки мозаики и подсказки разбросаны по тексту настолько явно, что где-то к середине книги становится ясно и кто главный злодей, и чего он добивается от нашей героини. Согласитесь, если чуть ли не в начале книги прозвучала фраза: «Тенями мы называем тех, кого используем, чтобы подобраться к тому, кто нам нужен на самом деле. Это наш профессиональный жаргон. Иногда теней подкупают, иногда шантажируют, иногда убивают. А случается, они и вовсе не замечают, что их кто-то использовал. Но, в конце концов, тень — просто ступенька на пути к главной цели, ничего не значащая марионетка», а сама книга называется «Ускользающая тень», то очень-очень трудно делать вид, что это не относится к нашей героине.
Но и это не слишком портит впечатление от чтения, поскольку постоянное действие, быстро меняющиеся декорации, смешение настоящего и воспоминаний из близкого и далекого прошлого, настолько захватывают, что не дают времени скучать. Бог с ними, с явными намеками. Ведь интересно, как героиня сможет выбраться из тюрьмы, пройти по обжигающей поверхности под смертоносными лучами, найдет ли сына и останется ли в живых. И опять на крае сознания маячит узнавание: где-то я подобные картины видел или читал нечто похожее. Может эти блуждания по грибным лесам, эти подземные моря, освещенные призрачным светом были у Жюля Верна? А этими городами под разноцветными сталактитами мы любовались вместе с Дзиртом? Строили планы в «Побеге»? Бежали от огненного рассвета на планете Крематория?
Но вот, что подпортило впечатление. Часть «ружей», хорошо «заряженных», любовно размещенных по ходу действия, обещавших кое- что неожиданное, так и «не выстрелили». Как данная кратко история народов Каллеспа с намеком:«а потом произошло нечто», превратившее уютную планету и пылающий ад. Что же было это НЕЧТО, что раскололо и чуть не уничтожило цивилизацию? Или по ходу действия я все мучилась вопросом: почему вся живность на планете описана, как многоногая, а разумные обитатели все сплошь двуногие-двурукие? Откуда такие странности эволюции? А кто такие заклинатели Камня? Подробно описанные, но так ни разу и не использованные со своим провозглашенным могуществом.
Кстати, я так и не смогла четко классифицировать этот роман как «фантастику» или «фэнтези». С одной стороны, здесь есть какой-то намек на использование «магии», которая выглядит таковой исключительно с точки зрения нашей не слишком образованной героини. и , при ближайшем рассмотрении, может оказаться и разновидностью науки. С другой, мы имеем вполне явное и объяснимое использование механизмов, подробно разработанную социально-экономическую структуру общества, пережившего катастрофу. Определю роман, как вполне удачное смешение жанров, где фантастическое и фэнтезийное уживается вполне мирно.
gamarus, 28 июня 2017 г.
Не ожидал я такого подвоха от Криса Вудинга. Ох, не ожидал.
Первая волна нехорошего предчувствия меня посетила сразу же, как я понял, что повествование ведётся от первого лица в настоящем времени. Неприятные мурашки побежали по телу, когда до меня дошло, что рассказ ведётся от имени женского персонажа. В голову сразу полезли мысли: «Ну всё, меня ждут очередные «Сумерки» и «Голодные игры». И тогда я взмолился: «Пусть героиня будет простой девушкой, а не каким-нибудь супер-мега ассасином». Ещё свежа была рана оставленная прочтением «Стеклянного трона» С.Дж. Маас. Но мольбы мои небыли услышаны — главная героиня, по имени Орна, оказалась одной из лучших профессиональных убийц и шпионов в своём подземном мире. Это было практически пулей в голову. Но я выжил и решил читать дальше, надеясь, что автор феерично-убойного цикла «Истории «Кэтти Джей», не сползёт до уровня женско-подростковых романов.
Но, увы, чуда не случилось. Как и ожидалось, все недостатки такого повествования в сочетании с выбором персонажа полезли из всех щелей.
В первую очередь это примитивный и односложный язык, этакий отчёт о том, что герой делает и о чем думает. Что-то типа: «Я пошла налево, затем повернула направо, в коленке неприятно хрустнуло, наверное, это старая рана, которая у меня после одного темного дельца, где мне пришлось убить с дюжину мордоворотов одни ударом ноги». Ну хотя бы капельку юмора добавить, пусть неказистого, самого простецкого ( Пехова же это спасало). Но нет! Вудинг почему-то решил взять серьёзный тон.
Второе неизбежное зло, это диссонанс между позиционированием героини и её поступками и мыслями. Ну не могут хладнокровные убийцы быть настолько эмоционально неуравновешенны. Орна постоянно рефлексирует, находится попеременно то в ярости, то гневе, а то без видимой причины раздражена. Или нет, извините, есть ещё два состояния: апатия и медтитация. Чтение мантры это фирменная фишка нашей героини, чудотворное спасение из всяких безвыходных ситуаций. По крайней мере, она в них очень верит и полагается во всем.
Орна не сказать что очень умна и её аналитические способности тоже не особо развиты. К тому же, как не странно, она ещё и завидной памятью похвастать не может. Чему её там учили в спецшколе непонятно. Где хладнокровие и стальные нервы киллера? Где тонкий расчётливый ум шпиона? Где виртуозное владение техниками боя и оружием? К сожалению, это вопросы без ответов. Вряд ли нам удаться разглядеть в героине настоящего профи.
Кроме того, я забыл упомянуть, что Орна буквально на первых страницах теряет мужа, а значит, слезы будут литься рекой. Плюс у неё уже взрослый, совершеннолетний сын, по которому она беспрестанно пускает сопли, т.к. несмышлёныш выбрал карьеру военного. Очень ранимая для своей профессии получилась внутренняя конструкция у Орны.
Дальнейшее повествование также выявило, что профессиональный убийца, кроме медитации и пары приёмчиков рукопашного боя имеет в своём арсенале удачу в неограниченных количествах. Без неё бы гнить ей под землёй, если не в первой, то уже во второй главе романа точно. То, что Автор всей душой на стороне героини видно невооруженным глазом. Роялей он распихал столько, что за ними кустов невидно. На логику и хоть какую-то достоверность происходящего Вудинг в этом романе ставку не делал, а скорее откинул её как лишнюю помеху его фантазии. Причём всяких мелких нестыковок столько, что пересчёту не поддаются. То злобные гурта берут в плен мужчин, то наоборот не берут. То надсмотрщикам есть дело до рабов, то нет. Правила и законы меняются в угоду сюжетного момента. А уж «свободный» рабский труд, когда каждый занимается тем, чем хочет, так вообще улет. Такой свободы нет даже у меня на работе в офисе.
Сюжет, к сожалению тоже не блещет. В самом начале истории наша героиня попадает в плен и соответственно в рабство. Так вот, три четверти книги занимает только побег из неволи. Не ждите какого-то умопомрачительного плана, все простенько и безвкусно. Тут украсть ключ, здесь отвлечь внимание, там спрятаться или пригнуться, чуть дальше переодеться и т.д. и т.п. Ну и, конечно, уповать на глупость врагов и собственную удачу. А потом бежать, и бежать без оглядки.
На самом деле, удивительно как побег вообще удался, учитывая, что только слепой и полный дурак не мог понять всей той движухи, что затеяла пленница.
Главы побега чередуются с флэшбэками, которые с одной стороны должны лучше раскрыть характер героини, с другой снабдить читателя сведениями, которые в последствие должны выстрелить. Но без видимой интриги все эти флэшбэки раздражают ещё больше, так как по сути главы эти не о чем.
Справедливости ради, нужно отметить, что на последних 80 страницах, сюжет обретает некую оживленность, рельеф и глубину. Орна узнаёт, что в их клане завёлся предатель и что последние поражения, в том числе гибель мужа, это его рук дело. Крис Вудинг мгновенно закручивает клубок интриг и тут же торопливо его распутывает с парой неожиданных ходов. Причем вся непредсказуемость в том, что сюжет был настолько прямолинеен и неказист, что усыпил мою бдительность, а потому я просто был не готов хоть к какому-то не банальному повороту. Но даже твисты последних глав не сильно выправляют общее впечатление от романа.
О чем ещё нужно обязательно упомянуть, говоря об это книге, так это то, что действие происходит в огромных пещерах глубоко под землёй, на одном из спутников далёкой планеты. Наверное, место действия должно впечатлить читателя, но на деле это не суть принципиально, так как, все эти пещеры и своды не особо-то влияют на сюжет. И если бы не упоминания Автора, что вот здесь растут светящиеся грибы, а вон там река из жидкого камня, да один единственный выход на поверхность, то факт подземного места действия постоянно ускользал бы от меня.
Честно сказать, меня несколько удивили излишне теплые оценки рецензентов к роману в предыдущих отзывах. Я, к сожалению, не разглядел в книге не глубины, не завораживающей атмосферы, не какой-то особой мрачности. По уровню это где-то между уже упомянутыми мною «Голодными играми» и «Стеклянным троном». Но только если эти произведения имеют вполне определенную целевую аудиторию, по большей части это девочки-подростки, то для кого предназначена «Ускользающая тень» мне не совсем понятно. Орна далеко не молода и взрослая тётя, пусть даже с психологией и эмоциями подростка, сомнительный кумир для молодых читателей. Для женского романа слишком много бега с препятствиями и слишком мало правдоподобных чувств. А для мужского не годится все остальное.
Лишь одна фишка мне очень понравилась в книге: обратный отсчёт глав четко даёт знать, когда же эта нудная история подойдёт к концу.
Алексей121, 30 декабря 2013 г.
Практически одновременно с одной из самых громких фантастических новинок этой зимы, романом «Водопады возмездия», вышел на русском перевод еще одного, менее известного отечественному читателю, произведения Криса Вудинга «Ускользающая тень».
Прежде всего, стоит заметить, что роман совершенно не похож на «Истории «Кэтти Джей»». Желающие прочитать что-нибудь в стиле похождений бравой команды пиратов-неудачников будут сильно разочарованы. Здесь нет атмосферы лихого приключения: все предельно мрачно, а на долю главной героини выпадают трудности, которые команде «Кэтти Джей» даже и не снились.
Мир.
Действие происходит на Калесспе — планете, вращающейся на орбите сразу двух солнц. Идея достаточно смелая и необычная, особенно, если учесть, что через четыре года после написания романа такая планета действительно была найдена. Когда-то люди могли жить на поверхности (это понятно буквально с первых страниц — очень уж развита у подземных жителей астрономия). Но со временем солнечное излучение стало слишком сильным, и они были вынуждены спрятаться в обширном пещерном мире. Были построены огромные подземные города, по подземным рекам и морям плавают корабли, а за безымянные туннели и переходы ведут постоянную вражду два могущественных государства — Гурта и Эскаран. Первое — возведенное в куб исламское государство со строгим поклонением религиозным догмам, бесправными женщинами, ходящими даже не в паранджах, а масках и обязанными принять яд при малейшей угрозе их чести. Второе — аналог цивилизации Дроу из вселенной «Забытых королевств», только без религии и матриархата. У власти стоят олигархические кланы, находящиеся в постоянном вооруженном соперничестве между собой. В ход идут предательства, убийства — все что угодно, лишь бы привести свой клан к победе.
В этой войне нет хороших сторон, и каждая капля крови только сильнее питает обоюдную ненависть.
Сюжет.
Нумерация глав может отпугнуть случайного читателя, но на самом деле, ничего страшного там нет. Сюжет довольно линейный. Главы с 30 по 0 — основная сюжетная линия. Читать в «правильном порядке» нет никакого смысла — автор использует тот же прием, что и Стивен Кинг в «Бегущем человеке» или Пелевин в «Желтой стреле» – своеобразный аналог «обратного отсчета».
Главы с 31 по 40 – флэшбэки, (в среднем на 3-4 главы один флэшбэк) помогают лучше понять мир, мотивацию героев, знакомят с подоплекой происходящих событий и идут в обратном порядке (31 — воспоминания, предшествующие событиям романа, 40 — самые ранние воспоминания героини).
Не обошлось без провисаний и затянутостей. Есть спорные сюжетные моменты, например, сцена бегства главной героини из тюрьмы — план побега содержит столько пробелов и непродуманных моментов, что вероятность его успеха равна, примерно, одному на окталион.
Для примера разберу первый этап плана: изготовление ключа.
В целом, все проходит без проблем, только на последнем этапе спасает рояль. А теперь внимание, вопросы.
И так далее. А ведь остальные этапы этого гениального плана вызывают не меньше вопросов.
Ляпы в матчасти тоже имеют место быть. Например, у грибов, по мнению автора, есть толстые и глубокие корни, внутри которых вполне можно сделать жилище.
И в концовке, несмотря на неожиданную и яркую развязку, не обошлось без типичного штампа: главный злодей, рассказывающий поверженному герою, какой он молодец, как он всех обманул и теперь его планам ничто не помешает, получает премию Дарвина.
Персонажи.
Сильно. Тут у Вудинга проблем нет. Персонажи достоверные, с четко выраженными характерами и мотивами. У кого-то припасены скелеты в шкафу, кто-то скрывает свою подлинную сущность: даже второстепенные герои выписаны замечательно. Да и восприятие героини значительно влияет на картину мира: многих персонажей она видит только с отрицательных сторон, других — незаслуженно идеализирует. Легко догадаться, что это сослужит ей дурную службу.
Итог.
Неоднозначная книга. Осмелюсь рекомендовать ее любителям мрачных, самобытных миров и неожиданных развязок, и тем читателям, которые будут готовы простить автору редкие сюжетные условности и клише.
Seidhe, 18 мая 2016 г.
Давно хотел я познакомится с творчеством Криса Вудинга, да всё ждал, когда издадут в России четвёртый роман цикла «Истории «Кэтти Джей». Поняв, что могу момента этого и не дождаться, =))) про автора как-то подзабыл. А тут недавно попался мне в руки самостоятельный роман «Ускользающая тень». Мимо пройти не смог...
И не пожалел. Роман сложно назвать шедевром на все времена, но от чтения лично я получил определённое удовольствие. Люблю я, знаете ли, время от времени почитать эдакое лихое приключалово, в котором героиня запросто выбирается из незнакомых тюремных лабиринтов, а мужчины в одиночку способны справится с двадцатью врагами. Можно было бы сказать, что роман относится к подростковой литературе, да больно уж цинично главная героиня убивает людей. Сюжет пересказывать смысла не имеет, так как это уже сделано в аннотации, да и назвать его особенно оригинальным нельзя. А вот мир, открывающийся на страницах романа, по-настоящему завораживает. Все эти подземные города и огромные пещеры, гигантские грибы, светящиеся растения и незнакомые животные, зачастую описанные одной-двумя фразами, наличие нескольких, помимо людей, (в романе упоминаются по меньшей мере две — йа-йин и краггены) разумных рас, наполняют повествование каким-то необъяснимым очарованием. При этом непонятно — то ли это фэнтезийный мир (магия вроде как присутствует), то ли отдалённое будущее на спутнике огромной планеты. Не ясным является и вопрос, отчего человечество планеты Каллеспа перешло на подземный образ жизни, так как некоторые его представители, так называемые Дети Солнца, смогли приспособится и кочуют по поверхности на огромных животных, которые тянут за собой их жилища. Но, честно говоря, на все эти загадки не особенно обращаешь внимание — книга очень увлекательно читается, а замысловатая система нумерации глав позволяет следить за сюжетом, который развивается как-будто в двух направлениях, и вместе с основной сюжетной линией нам рассказывают практически всю историю жизни главной героини. И пусть сюжет в некоторых местах, прямо сказать, предсказуемый, впечатления от книги это не портит. Прочитай я её лет в 15-20, был бы вообще в полном восторге. Так что могу порекомендовать всем, кто ищет книгу на пару вечеров с оригинальным миром и неплохим приключенческим сюжетом.
По крайней мере, моё знакомство с творчеством Криса Вудинга состоялось. Теперь присматриваюсь к роману «Шторм-вор» и люто надеюсь, что появится хотя бы любительский перевод романа «The Ace Of Skulls» — больно уж не хочется обламываться, в очередной раз читая историю без окончания...
Green_Bear, 12 февраля 2014 г.
Подземный мир планеты Каллеспа невероятно красив. Ажурные арки, каменные леса, буйство пестрых красок минералов и растительности, игра света и теней, сияние самоцветов и хрусталя. Пещерное пространство кажется изящной хрупкой игрушкой, но здесь, как и везде, где есть люди, царствует война.
Не взирая на потери и разрушения вновь и вновь сходятся в сражениях армии гурта и эскаранцев. Осколочные пушки рвут в клочья людей, энергетические разряды испепеляют корабли. Орна, опытная убийца и шпионка, лишь крошечная деталька в механизме войны. Но именно ей, одержимой желанием спасти сына и отомстить за смерть мужа, предстоит изменить ход истории. Или наоборот сохранить его прежним.
На первый взгляд, роман обманчиво прост и предсказуем. На это ощущение работает и лаконичный, почти рубленый слог. И уклон в сторону стелс-экшена, то есть, скрытных операций, динамичных драк и поединков. Тем не менее, Вудинг подробно расписывает пещерные пейзажи, подземную флору и фауну, традиции разных народов, исподволь подводя читателя к рассуждениям о сходстве и различии традиций, а также о справедливости устройства подземных социумов. Тем более, что есть и более честный народ, Дети Солнца, живущие на смертельно опасной для других рас поверхности Каллеспы, залитой излучением двух солнц. За счет яркого описания чувств и мыслей Орны, Вудинг постепенно погружает читателя в мир книги, заставляет проникнуться интересом к миру. Прямолинейность же сюжета отчасти компенсируется флэшбеками и удачным финальным твистом.
Итог: хорошее сочетание стелс-экшена и впечатляющих декораций.
k2007, 10 февраля 2015 г.
Вудингу гораздо лучше удаются описания мрачных циничных бойцов, чем людей с разбитым сердцем, чему эта книжка и служит подтверждением. Главная героиня — клановый элитный солдат для специальных операций. Ее мир описан без всякой сентиментальности, и описан очень удачно.
Сюжет тоже неплох — попадание в плен, побег, возвращение к своим и поиск ответа на вопрос, нет ли среди нас предателя.
Конечно, в книге есть моменты, вызывающие большие вопросы. Например, полное раздолбайство тюремной охраны. Или таинственный криминальный авторитет, который всемогущ, но на которого не может выйти ни одна секретная служба.
Тем не менее, роман неплох. Во всяком случае, понравился он мне гораздо больше, чем приключения команды «Китти Джейн»