Осип Мандельштам «О природе слова»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 8 октября 2024 г.
Я эту статью прочитал впервые, наверное, в год Миллениума, или типа того. В ранней молодости был большим поклонником Осипа Эмильевича и прочитал практически все им написанное. Но читал-то его как креакл и адепт либеральной мысли. Поэтому, когда вырос и поумнел, забросил ОМ на долгие годы, считая, что он «ихний».
Пожалуй, пришло время собирать и эти «Камни».
Потому что статья Мандельштама потрясает своей глубиной, фундаментальностью, современностью и острой актуальностью.
Вначале он рассуждает о природе реальности. Время сжимается. За год может пройти целая эпоха (ровно сто лет спустя эпоха Ковида продлится всего два года, например).
Далее, мы должны отказаться от детерминизма — от предначертанности, и от телеолгии — якобы, у всего есть цель. Вселенная состоит из скопищ случайностных состояний, которые имеют не причинно-следственные, а вариативные связи, сформированные по принципу веера.
Знаете, о чем он говорит? О квантовой запутанности и многомировой интерпретации Хью Эверетта! Просто Мандельштам тогда не мог знать, что три года спустя Эрвин Шредингер напишет свои знаменитые уравнения и к началу следующего века квантовая механика станет самой надежной теорией познания Вселенной.
Впрочем, мог не мог — неизвестно. Параллельно с ним некоторые авторы в 1920-х годах разрабатывали свои теории «квантовой литературы» — Джойс, Вулф, Элиот на Западе. У нас Леонид Добычин, например. Ученые сейчас всерьез рассуждают о возможности будущего влиять на прошлое на квантовом уровне. А раз сознание человека имеет квантовую природу... И так далее, и так далее...
Но Осип Мандельштам был художником. Поэтому вопросы новейшей физики его, конечно, волновали (он ссылается на Общую теорию относительности), но в меньшей степени)) Его статья об искусстве, прежде всего.
Раз у нас нет причинно-следственных связей, то и никакой эволюции в искусстве быть не может! Формы сменяют одну другую в хаотическом порядке, перенося при этом только часть информации и памяти о прошлых концепциях. Но при этом все находится в едином поле коллективного сознания, значит и культура, и литература едины. Как человек, при всех изменениях, един от рождения до смерти. («Клеветникам России» и Советского Союза на заметку!)
Но литература состоит из собственных квантов — слов. А слово — это не символ, не бирка на предмете с указанием цены и качества. Слово — плоть, как человеческое мясо. А смыслы, рождающиеся словом, — точно такие же органы сознания, как есть внутренние органы организма: почки, печень, сердце. (Это уже на заметку любителям почитать Владимира Сорокина или Бориса Акунина, пригреть какую-нибудь еще раковую опухоль в своей голове).
Русская цивилизация — вся пронизана и фундируются на теории слова как самоцельного существования. Россия вся — филология, любовь к слову. Запад — символичен, и ныне, исчерпав топливо идей... (не могу себе отказать в удовольствии от цитаты):
«Антифилологический огонь изъязвляет тело Европы, пылая горящими сопками на земле Запада, навеки опустошая для культуры ту почву, на которой он вспыхнул. Ничем нельзя нейтрализовать голодное пламя. Нужно предоставить ему гореть, обходя заклятые места, куда никому не нужно, куда никто не станет торопиться» (Есть вопросы, почему Осип Эмильевич не стал релокантом?).
И там такого еще очень много всего, более конкретного, по именам, по авторам — Чаадаев, Розанов, акмеисты.
Резюмируя, это циклопическая статья, написанная титаном. И Россия таких вот великанов дум и дел чуть ли не пачками производить способна. Может, поэтому и расходует так безжалостно столь ценные ресурсы. Иначе могут новые не народиться. Нельзя в творчестве, в том числе коллективного разума, быть скопидомом.
Кстати.
Есть тут и историко-политический аспект.
Эта статья великого русского поэта была написана в 1922 году в Харькове, где Мандельштам был тогда проездом. Там же и издана отдельной брошюрой. Написана по просьбе его харьковских знакомцев. Интеллектуалов, любителей родной русской поэзии.
Подумайте об этом на досуге!