Михаил Кононов «Голая пионерка»
Батально-эротическая феерия, о восьми главах огнедышащих, с бодрой войной и гордой блокадой, с чистой любовью и грязным сексом, с громом психопропедевтических выстрелов генерала Зукова в упор и навскидку, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами абсолютно голой пионерки!
Роман был написан в 1990—1991 гг., его первоначальное название — «Эх, бляха-муха! или Секретный приказ генерала Жуйкова». Действие романа происходит во время Великой Отечественной войны, главная героиня романа, Мария Мухина, второй номер пулемётного расчёта, работает на передовой «женщиной». Автор сначала пытался опубликовать роман в издательстве «Советский писатель», однако в типографии отказались набирать роман ввиду его кощунственности; затем переговоры велись с редакцией «Дружбы народов», но тоже безрезультатно. В 2001 г. роман вышел в издательстве «Лимбус-пресс», когда автор уже давно жил в Германии.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 3 мая 2024 г.
«Муха горестно улыбнулась. – А Бога нет. Был бы Бог – и войны б не было. Что – съел?
– Ну-ну, – Лукич закряхтел. – Плохо ты его знаешь, доча…»
Кучно идёт — третья подряд вещь, которая долго искала путь к читателю. Сначала «Доктор Аддер», потом «Синайский гобелен», и вот теперь «Голая пионерка».
Автор — Михаил Кононов. Сначала я думал, это космический пират Крыс написал, потом выяснил, что его полный тезка.
По большому счёту — автор одного романа, Кононов не мог издать «Пионерку» больше десятка лет. Зато потом роман даже получил театральную постановку от Серебренникова с Чуплан Хаматовой в главной роли. Как это технически можно было поставить, непонятно, ведь весь роман — внутренний монолог главной героини.
Есть очень обидное английское выражение — one trick pony. Это про сущности (людей, книги), которые имеют в арсенале ровно один приём. Сначала казалось, что это выражение очень подходит к «Пионерке».
Представьте, пятнадцатилетка Мария Мухина, чей кумир Павка Корчагин, искренне верящая в коммунизм/комсомол/коллективизм/сталина, добровольно становится полковой женой для офицеров полка. И постоянно идёт шизоидная синусоида — то плохо, хоть в петлю, хоть в реку, то позитив — всё для коллектива, есть такое слово надо. К офицерам относится то как к товарищам, то как к малым детям. Секс ей не нравится и она его не понимает. Просто терпит из ложных соображений товарищества.
Вишенкой на торте — ночные полёты души Машки Мухиной по приказу генерала Зукова (Жукова). Не знаю, подразумевал ли это автор, но в этих ночных полетах можно усмотреть защитный механизм психики, уход от жуткой реальности.
Монолог героини сдобрен косноязычными присказками, надоедающими уже к концу первой главы.
Где-то на трети романа я наконец-то вчитался, и начал понимать, что нашёл в романе издатель и затем Серебренников с Хаматовой.
Муха не дурочка, не блядь, а святая. Грязь к ней не липнет.
И роман не о том, как одуревающее от страха и фронтового быта офицеры трахают малолетку, а о ужасах самой войны. И, между делом, ещё о куче важных вещей.
Да и слог, надо сказать, прорывается временами такой, что просто гипнотизирует.
К тому же интересно разгадать сновидческую часть романа.
Референс, как пишет первый издатель романа — ранний Войнович. Я бы добавил Масодова.
И, мне кажется, на Западе такой высокохудожественной фантастической чернухи не пишут. По отдельности хватает и большой литературы, и жуткого треша-сплаттера-порно, но вот чтобы всё это плюс фантастика сошлись в одном романе — такое вряд ли.
9(ОТЛИЧНО)
Frd981, 28 мая 2020 г.
Неблагодарное это дело — быть предтечей. Хорошо, если голову не отрубят, но и участь все время быть в тени идущих следом, тоже не завидная.
Без «Голой пионерки», скорее всего, не появились бы в том виде, в котором мы их знаем, «Мифогенная любовь каст» Ануфриева и Пепперштейна, «Укус ангела» Павла Крусанова и еще множество других книг. Но, увы, ходивший в рукописях роман, был напечатан уже после выхода в свет последователей.
Написанный в 1990-1991 годах, он был отвергнут всеми издательствами, пока не увидел свет в 2001 году в «Лимбус Пресс». Доходило уж совсем до анекдотов. В 1995-м роман готовил к публикации «Советский писатель», но корректоры и наборщики отказались работать с таким кощунственным текстом, и гранки пришлось отправить в архив.
***
На мой взгляд, основная сюжетная линия романа, на которой все и сосредотачивают внимание – жизнь и страдания «жены полка», рядового бойца пулеметной роты Марии Мухиной, далеко не главная в повествовании. Гораздо глубже мифологический слой Мухи-Валькирии — небесной девы, забирающей души воинов, павших на поле битвы, и уносящей их в Вальгаллу.
Не случайно незабвенный учитель немецкого, сгинувший в застенках НКВД, за то, что попытался защитить Машу-пионерку, сказал:
«- Я забыла, Вальтер Иванович, — сказала она смущенно. — Кто все же она такая — валькирия?
- Ты! — сказал он, стряхивая кровь с ладони. — Ты сама и есть.»
Правда, из Мухи получилась какая-то худосочная небесная дева, по сравнению с упитанными немецкими, с которыми ей довелось столкнуться в небе над Берлином.
«…их было полное отделение, штук, наверное, восемь или девять, и все такие здоровые телки, морда у каждой девяносто на девяносто, ляжки — не обхватить вдвоем, как с ними гансовские офицера управляются в землянках, на топчанах — даже и непонятно, невозможно представить, бляха-муха! И несмотря, что Муха в небе запахов никаких не чуяла ни до, ни после того случая, от той компании блатной сразу на нее пошел какой-то не то ветер такой темный, не то все-таки запах — вроде как одеколоном тройным, неразведенным. И как будто иголками стало покалывать ей и лицо, и все тело прозрачное.»
***
Муха, в бестелесности носящая имя Чайки, научилась летать во сне после расстрела генералом Зуковым каждого третьего бойца, вырвавшегося из окружения. Мария тоже стояла в этом ряду, но ее спас глубокий обморок, после которого и начались эти ночные видения.
«И вот уже второй год, чуть не каждую ночь, всякий раз по-прежнему, как впервые, с удивленьем и кратким страхом, поднимается невесомая бестелесная девочка Чайка, обнаженная начисто, однако почти невидимая для себя самой, а для других людей и подавно, — зыбкая, как ночное ее дыханье. Бесшумно и без усилий всплывает она над уснувшей тяжелой плотью бедной своей сестры Мухи.
С благодарностью тронет Чайка прозрачными пальцами обожженные куцые ресницы храпящего сторожа своего, блаженного Лукича, погладит голубоватой ладошкой мягкое сквозное сиянье вокруг его мудрой лысины, — как на иконе, — столь яркое в ночи ее полетов, что виден каждый сучок на бревенчатой стене в изголовье святого старца. Иной раз, когда он уж больно пьян, опасается Чайка, не сгорела б в огне святости вся его голова вместе с добрыми мыслями: пламя над плешкой попыхивает лиловыми бликами, излетают из лысой макушки и буравят стену навылет черные стрелы с багровыми вьющимися хвостами.
Пожалеет его легкая летучая Чайка, и, вышнею волей влекомая, мимо завешенного плащ-палаткой входа, отчего-то запретного для нее в ночи полетов, тихо юркнет она вслед за струйкой воздуха сквозь дырочки чугунной дверцы в жар протопленной Лукичом печурки, ни огня не боясь и не чуя, ни заботы не ведая о тайных своих путях. Через печку — так через печку, начальству-то, конечно, видней, кому как и когда соблюдать конспирацию, выходя незаметно в секретный рейд».
И выскользнет из своего тела Муха-Чайка, чтобы на страницах «Мифогенной любви каст» превратиться в грозного воина-демона Дунаева, ведущего свое мифическое воинство против Карлсона, Феи Убивающего Домика, Гудвина и прочих западных монстров. А в «Укусе ангела» стать Матерью и Надеждой Мира, тоже видевшую смерть других людей, и за свои страдания выпросившую у небес огромное огненное колесо, уничтожавшее всех на своем пути.
Но сейчас ей достанется только искать в ночном ленинградском небе, прорезываемом лучами прожекторов и зенитных снарядов, Черного немецкого дракона, победа над которым и положит конец идущей войне. Но вместо ужасного противника на ее пути будут попадаться только бомбардировщики, несущие в своем чреве фугасные бомбы, падению коих она никак не может помешать. Да случайно забредшая в текст воздушная баба, пытающая укрыть своим огромным платком лежащий внизу город. Баба, которая уже у последователей превратится в великую защитницу, растерзавшую нависшего над страной фашистского орла.
***
Так о чем этот роман? О полковой четырнадцатилетней проститутке, обслуживающей весь офицерский состав и забирающей у каждого, переспавшего с ней, его жизнь? О Мухе-Чайке-Валькирии бестелесно летающей над пылающей Россией и пытающейся найти своего главного противника? Или о безликой массе, готовой скорее поверить написанному в газетах, чем собственным глазам, и ставящей интересы коллектива на много порядков выше собственных?
Обо всем сразу. Каждый найдет у Кононова то, что ищет.
Но одно бесспорно. С литературной точки зрения, «Голая пионерка» – это произведение высшей пробы. Мощный поток сознания, в виде сплошного монолога Мухи, вполне сравним с джойсовским. Он затягивает в себя настолько, что ясно видишь и ощущаешь все, что видит и ощущает главный герой. И пусть не до конца продуман и выстроен мифологический слой романа, он, тем не менее, заложил настолько мощный фундамент, что на нем расцвела пышным цветом значимая часть российской словесности на рубеже столетий.
***
Михаил Борисович Кононов умер в 2009 году. Но его, на мой взгляд, еще ждет в будущем заслуженная слава и тиражи гораздо большие, чем шесть тысяч, напечатанных за последние пятнадцать лет.
В любом случае, роману уже повезло с визуализацией. В 2005 году Кирилл Серебренников поставил «Голую пионерку» на сцене «Современника» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Осталось дождаться экранизации.