fantlab ru

Эдмон де Гонкур «Актриса Фостен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Актриса Фостен

La Faustin

Другие названия: Актриса

Роман, год


Издания: ВСЕ (3)

Актриса
1957 г.
Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен
1972 г.
Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен
1994 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В СССР секса не было, но «Актриса» Эдмона де Гонкура издавалась. «Актриса» с её неприкрытой сексуальностью и откровенным эротизмом. «Актриса» с красивой жизнью богемной куртизанки (из песни слов не выкинешь) с её любовниками – от любовников для собственного продвижения (когда один любовник, подкладывает её под другого – для лучшей роли), до любовников от скуки, или для души – и единственной любовью (которому приходится конкурировать с любовью к театру, и, соответственно, к подобной жизни – и, угадайте, что же в конце концов выигрывает?). Наверное, подобное должно бы читаться как жизнь бездуховная, но читается как жизнь красивая, полнокровная, и в первую очередь из-за того, что автор описывает её спокойно, а героиню – даже с некоторым восхищением натуралиста.

Интересно же, как такое воспринимали читатели (и в первую очередь читательницы) в советское время, в 1957 году (у меня как раз эта книга) или в 1972-м?

Написан роман хорошо, тонко, с любопытными отступлениями в виде сторонних разговоров (особенно хороши они во время застолья после премьеры) и описаний сторонних же лиц с их особенностями и чертами (такая галерея оживших портретов). Роман психологичен, ибо автор даёт не просто абрис героини, но и, собственно, старается показать её изнутри, особенно те черты, что наложила на неё профессия (и образ жизни, хочется прибавить). И имея её как некий проводник, он рисует близкое к театру общество, театральную богему, что, как всякая богема, полна сора и личностей, живущих не искусством, а благами её, и благами чужой известности. В какой-то момент автор и вовсе даёт сравнительное описание двух наций – в быту, церемониях и отношениях к предметам – благодаря связи героини-француженки с англичанином. И это тоже интересно.

Но. Это чтение было для меня скучным. Причина? Я не проникся героиней. Она была мне безразлична. Даже слегка отталкивала. Её откровенные капризы, шикарная жизнь, сердечные томления (и томления плоти) – мне было её совершенно не жалко, а с этим не было и банального сопереживания.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё это откровенно выяснилось для меня, с её «Ах, наконец-то, я спокойна!» на письмо самоубившегося искренне любившего её человека. С этим её натура стала для меня понятна полностью – яснее даже, чем обильные, дотошные даже характеристики, что не без выдумки и изыска составлял автор. Мало того, все эти характеристики, стали после этого для меня лишними… Я не переживал за неё, меня не трогали её сомнения, её переживания, её борьба между любовью к человеку, и любовью к театру (тоже, собственно, предсказуемая и не слишком широкая сюжетная траектория). После этого «Ах, наконец-то, я спокойна!» все её беды и сомнения казались чем-то из разряда тех жеманств и истерик перед публикой интимных поклонников…
Таким образом более интересными мне стали видится только авторские отступления, сторонние разговоры и портреты, хотя некоторые из них показались чуточку лишними, так как, в итоге, ничего не прибавляли сюжету (яркий пример тому Сильвейн – занятная личность, садист, видимо, в интимной сфере, но зачем он был нужен в истории, мне совершенно непонятно), да нарисованная живыми мазками авторская богема, не любимая мной, но по-своему, карикатурно-интересная…

Читая, я всё время держал в голове оценку не более шести, честно.

Но в самой концовке меня ударило.

Чисто сюжетно в ней не было ничего неожиданного –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трагедия должна была случиться по самому закону жанра
– но сама её форма вызвала во мне ощущение сродни прикосновения к огню или холоду. Всё-таки она описана впечатляюще. Она вызывает даже некий ужас. По крайне мере вызвала у меня.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И сама форма агонии мужчины, и реакция – прожжено, на подсознании, актерская, героини –
в этом был такой художественно яркий удар, что один он, в итоге, и стоит у меня перед глазами. Он яркий даже настолько, что, по-моему, перетягивает на себя одеяло полностью, кажется, весь роман писался для этого финального действия, являясь лишь долгим многословным предисловием к нему: описанием, чтобы в конце концов показать всё наглядно – и так чудовищно ярко – на двух последних страницах. Любопытный и сильный, но оттягивающий на себя всё, получился эффект.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх