Брюс Стерлинг «Чаттануга»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Центральная Европа | Западная Европа ) | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
Рассказы не связаны сюжетно, но их герои знакомы друг с другом и когда-то жили в Чаттануге — городе с причудливой экономической и социальной системой. Промежуток между повестями — 8-9 лет.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
- /языки:
- русский (6), английский (15)
- /тип:
- книги (14), периодика (4), самиздат (1), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Асвадов (1), А.Ю. Кабалкин (3), А. Комаринец (1), М. Левин (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 17 марта 2024 г.
Небольшой и весьма оригинальный цикл о будущем, где автор рисует множество сложных социальных переплетений, которые мы наблюдаем глазами героев его рассказов.
Объединяют эти тексты в единое целое несколько вещей.
Первая вещь — это герои. Они не только родом из одного места — города Чаттануги, но и связаны между собой. Эдвард Дертузас (Ловкач Эдди) из «Глубокого Эдди» сдаёт квартиру и оплачивает коммунальные расходы Лайла Швейка из «Велосипедного мастера», а тот в свою очередь знаком со Спайдером Питом из «Такламакана». Вот такую последовательную связь персонажей мы обнаруживаем при чтении цикла.
Вторая вещь — это география и место действия. В варианте будущего Стерлинга существуют три сверхдержавы — это Североамериканский союз свободной торговли( НАФТА). Азиатская кооперативная сфера (Китай плюс Япония плюс...) и Европа. Действие первого рассказа происходит в европейском Дюссельдорфе, второго — в кондоминиуме Чаттануги, третьего в пустыне Такламакан. Так что основная география цикла тоже закольцована и представлена в полном объёме.
Третьей вещью, соединяющей цикл изнутри являются специфики (спексы), хитроумное многофункциональное приспособление с помощью которого можно делать многое. Очень полезная вещь.
Все три рассказа хороши по-своему, но мне наиболее по душе пришёлся «Такламакан». И сюжет острее, и финал конкретней.
Читать любителям непростой социальной фантастики.
Читая Стерлинга мозг нужно напрягать, что есть «гут», на мой непросвещённый взгляд.
Seidhe, 25 марта 2014 г.
Когда я первый раз читал авторский сборник «Старомодное будущее», последние три рассказа из него, которые собственно условный цикл «Чаттануга» и составляют, не произвели на меня особого впечатления. Сейчас, после того как я прочёл практически все переведённые романы автора, и вновь вернулся к циклу, понравился он мне гораздо больше. Стерлинга часто ругают за незаконченность его историй, но не стоит забывать, что все свои основные идеи киберпанки (как литературное течение) высказали ещё в конце 80-х. Поэтому совершенно логично, что в конце 90-х Стерлинг обратился именно к таким зарисовкам «возможного будущего». Это своеобразный авторский приём, когда окружающая действительность не разжёвывается читателю — здесь такое новшество, здесь такая новинка, а случилось это из-за вот того и вот этого — а показывается глазами людей, которые уже живут в этом обществе. Если взять более поздние романы автора, то там этой «незавершённости» ещё больше. Поэтому не нужно ждать от цикла чёткой и ясной системы мира 2030-х годов. Это — не более чем зарисовки, до предела насыщенные авторскими выдумками и взглядом Стерлинга на будущее социума. Так что сами по себе рассказы очень даже хорошие. А ещё в них есть, над чем поржать. Одни только полицейские бронекостюмы розового цвета чего стоят — он, якобы, успокаивает :))) Глядя на современную Европу с её толерантностью и любовью ко всему «нетрадиционному» в розовую полицейскую форму начинаешь верить...
Единственный недостаток цикла — то, что все рассказы переводили разные люди, но здесь уже недоработка редактора. Совсем не сложно было бы заменить «паука» Пита на Спайдера Пита, а «специфики» во всех трёх рассказах на «спексы». Но это уже перфекционизм :)))