Дэниел Киз «Пятая Салли»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«Пятая Салли», написанная за два года до знаменитой «Таинственной истории Билли Миллигана», рассказывает историю Салли Портер — официантки из нью-йоркского ресторана. На первый взгляд это обычная, ничем не примечательная женщина.
Но, неведомые для Салли, в ней скрываются еще четыре женщины. Нола – холодная интеллектуалка-художница, Дерри – неунывающая сорвиголова, Белла – сексуально озабоченная несостоявшаяся актриса и певица, и, наконец, Джинкс – переполненая злобой и ненавистью потенциальная убийца. Всякий раз в трудной ситуации Салли Портер чувствует сильную головную боль и теряет сознание. Тогда-то и появляется кто-нибудь из ее альтеров. Если появляется симпатичный мужчина, на сцену выпархивает Белла. Если нужно решить проблему, требующую интеллектуальных усилий, за дело берется Нола. А если требуется дать отпор насильнику, неизбежно вмешательство беспощадной Джинкс.
Перед психиатром Роджером Эшем стоит непростая задача: посредством слияния четырех разных личностей создать «пятую Салли».
- /языки:
- русский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- В. Куч (1), Ю. Фокина (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 28 июля 2022 г.
До сего момента у Дэниела Киза я читал такие романы как «Цветы для Элджернона» и «Таинственная история Билли Миллигана». «Пятая Салли» посвящена расщеплению личности, и, на мой взгляд, является своего рода репетицией перед самым масштабным и известным романом автора. Стоит отметить, что стиль повествования очень отличается: если история Миллигана напоминает документальный труд, то «Пятая Салли» всё же именно художественное произведение с довольно лёгким языком и простым сюжетом.
Главной героине, Салли Портер, 29 лет. Она разведена, а двоих её детей-близнецов воспитывает бывший муж Лари. Салли страдает от провалов в памяти, после которых обнаруживает себя в незнакомых местах. Порой даже одежда меняется, а окружающие люди называют другими именами. Салли совсем не помнит, что же происходило в такие моменты, и это очень сильно мешает ей жить. После одного из таких провалов главная героиня обнаруживает себя в больнице и узнаёт, что чуть не стала жертвой изнасилования. Осознав, что больше продолжаться так не может, она обращается за помощью к психиатру, т.к. сама уже не может контролировать свою жизнь в полной мере. В ходе одного из сеансов психиатр, Роджер Эш, выясняет, что в теле Салли Портер живут целых пять личностей, которые она сама же создала в критические моменты своей жизни. Салли от природы очень скромная и застенчивая, боится своего диагноза и до последнего отказывается в него верить. Нужно упомянуть и особенности её личностей. Дерри – так называемый куратор. Она помнит всё, что происходит с другими личностями и даже может с ними общаться. Дерри – активистка и сорвиголова, смелая и решительная. Нола – интеллектуалка-художница, холодная, резкая, язвительная. Увлекается искусством, литературой и саморазвитием. Белла – сексуально озабоченная девушка без комплексов. Считает себя актрисой и певицей, любит танцевать и флиртует со всеми подряд. Джинкс – самая опасная и непредсказуемая личность с замашками убийцы. Она агрессивна, ненавидит мужчин и мечтает убить бывшего мужа. В психологии подобное отклонение называется диссоциативное расстройство личности.
Доктор Эш берется распутывать этот сложнейший клубок из личностей. На тот момент о подобных расстройствах было известно совсем немного, и проверенных методов лечения просто не существовало. Под гипнозом Салли рассказывает о тех моментах, которые привели к появлению той или иной личности. В ходе этих сеансов мы всё больше и больше узнаём о прошлом главной героини, в котором, кстати, довольно много интересного. Постепенно личности одна за другой должны слиться в единую Салли. Девушка боится лечения, что, в свою очередь, не идет на пользу выздоровлению. Однако самую большую опасность представляет Джинкс, которая отнюдь не хочет сливаться с остальными личностями. Она хочет лишь мести всем окружающими и не остановится ни перед чем.
Роман написан довольно простым языком и читается очень легко. Сравнивать его с «Таинственной историей Билли Миллигана» проблематично, т.к. там мы видим более глубокий психологизм и проработку персонажей. «Пятая Салли» не претендует на научность – это именно развлекательная литература. Личности Салли нередко ведут себя глупо и нелогично, порой излишне шаблонно. На полноценных персонажей они не тянут.
Итог: Если сравнивать «Пятую Салли» с другими ранее мной прочитанными книгами автора, то критики она не выдерживает. Дэниел Киз как будто бы экспериментировал над персонажем с расщеплением личности. Если воспринимать «Пятую Салли» не как исследование природы расщепления и способов избавления от него, а просто как художественную книгу о психическом расстройстве молодой женщины, то чтение станет легким и захватывающим.
tapok, 30 декабря 2017 г.
Хорошая книга \ плохая книга \ серая книга \ неинтересная книга \ интересная книга
Оказывается, до великолепной «Таинственной истории Билли Миллигана» («Множественных умов Билли Миллигана») была «Пятая Салли». Об этом я узнал совсем недавно. Однако «Пятая Салли» — это более поздняя книга, нежели «Цветы для Элджернона», которые до сих пор покоряют сердца людей. А всё это означает, что спрос с «Пятой Салли» будет велик. Сразу скажу, что книга эта художественная, а не документальная. Возможно, Киз сделал собирательный образ, где-то взял из реальной истории, что-то надумал сам. Но на фоне «Множественных умов» «Пятая Салли» — чистая проза, не имеющая с реальностью ничего общего.
Книга повествует о расщеплении личности у Салли – молодой американки, которая совсем недавно развелась. Интрига убивается практически сразу. Если история про Билли могла содержать интригу (хотя бы для тех, кто не слышал о нём или не читал в интернете уже итоговые выкладки), то с Салли ясно всё и сразу. Интрига сводится к двум банальностям – что будет в конце (а это предсказуемо) и почему так получилось (рассказывается в первой четверти произведения). В итоге интрига вялая и малоинтересная. Очень слабовато для Киза, который вполне умеет работать и без интриг (в «Цветах» конец был ясен задолго до финала, то же можно сказать про обе книги про Билли).
Не красит книгу и язык автора (или перевод). Роман про 70-80-ые, а словечки проскальзывают совершенно из другого времени. Например, «овечка» (неужели американки так звали друг друга, желая оскорбить) или «мультяшка» (типа мультиличность). То же самое можно сказать про «альтер». Даже доктор, который лечит Салли, называет её личности мультяшками или альтерами. Ну, прямо верх профессионализма (Киза или доктора, как сами хотите). А финальный аккорд про Высший разум…полнейший бред. Аж плеваться тянет.
Но книга не так плоха, как может показаться. В ней есть кое-что, что действительно её отличает от той же «Таинственной истории Билли Миллигана». Во-первых, сама подача материала. Она ведется как бы от лица Дерри (это одна из личностей Салли). Это Дерри рассказывает историю Салли. Вполне оригинально! Во-вторых, процесс слияния написан очень интересно. Доктор
Заключение: книга не лишена минусов, причём значительных (язык и отсутствие сильной интриги). Есть в ней и плюсы. Читать интересно, но лучше перед «Таинственной историей», потому что книга про Билли – это признанный шедевр, до высот которого мало кому суждено добраться. Перечитывать «Пятую Салли» я точно не буду. Но и не жалею о потраченном времени. Впереди у меня осталось только «Прикосновение» Киза, больше на русском языке ничего у автора не найти, хотя еще пара произведений большой формы в библиографии значится. Думаю, издатели срубили бы хорошие деньги, купив права и издав их. Всё-таки Киз очень популярен у российского читателя, а всё благодаря «Цветам» и «Таинственной истории».
Wolf94, 14 мая 2018 г.
Честное слово, это поинтереснее триллера будет – послушать, как Салли станет говорить с психиатром, как объяснит наличие всех нас.
Так, так, так... Успокойся и вдохни глубоко... НЕТ! И этот автор когда-то покорил меня историей про Билли Миллигана и заставил меня поверить в гениальность автора? Наивная, ой наивная. Самое обидное, что я купила все книги Киза, а отметить лишь на высшие оценки можно «Цветы для Элджернона» и «Множественные умы Билли Миллигана». Но давайте по порядку.
во-первых, «пятая Салли» вышла до прославленного Билли. История про несчастную девушку, страдающую провалами в памяти. Это начало для всех подобных книги и тут уж ничего не сделать. Я как бы и не против, но Салли с самого начала меня дико бесила. Аж до трясучки доводилаd8c05c0ad77d0bdc52648e042f889e1d.gif
Во-вторых, лечащий врач Салли. Нет, ну вы издеваетесь? Мало того, что он с самого начала кажется разбитым, так ему самому помощь нужна. У него же душевная травма, и тут к гадалке не нужно ходить, чтбы понять что эти двоя нашли друг друга.
Я понимаю, что нужно учитывать когда была выпущена книга, но если говорить честно, то — посредственный женский романчик, с изюменькой в виде диссоциативного расстройства идентичности.
Мне не то что бы не понравилась книга, я в ней разочаровалась. Только те читатели ,которые еще не добрались до Билли, смогут оценить книгу по достоинству.
danamad, 11 февраля 2018 г.
Даже не верится, что этот автор написал «Цветы для Элджернона». «Пятая Салли» — графоманство чистой воды, с кучей глупых поступков, «пикантных» подробностей и совершенно плоскими персонажами. Ни на секунду не поверила. Жаль потраченного времени.
Мах Асаматман, 1 июля 2018 г.
«Для того, чтобы стать настоящей, недостаточно магии из волшебных сказок.»
Как можно заметить, большинство роман ругают, и, как правило, сравнивают с «Билли Миллиганом». Я до него пока не добрался, возможно поэтому мой отзыв не негодующий. Да, Чарли Гордон был потрясающим дебютом, но чего лично я ждал от «Пятой Салли»? Как минимум интересного и захватывающего чтива. И я его получил — роман легко читается, я проглотил его за один день (то же было и с «Цветами»), а при всей моей любви к чтению, такое со мной случалось в основном в юношестве.
Роман имеет заметные неровности, отмеченные другими рецензентами: одни персонажи достаточно глубоки, другие шаблонны, некоторые эпизоды получились отлично, другие какие-то... натянутые, что ли. И так далее в том же духе. Сама Салли меня не столько раздражала — думаю, вполне обычное поведение для ее положения, но из альтеров по настоящему привлекли только Дерри и Джинкс, Нола достаточно интересна, но у нее меньше всего времени, про Беллу молчу. Притянутый за уши помощник, и то, откуда растут его ноги, финальная байка о вселенском разуме портят общее впечатление.
Но не столько о художественной структуре я бы хотел сказать — она здесь не на первых ролях. Как и в «Цветах для Элджернона», здесь куда важнее вопросы, которые роман вызывает. Задумайтесь на минуточку, каково это, не просто страдать провалами в памяти, но действительно жить другими жизнями, о которых ты не подозреваешь, при этом постоянно недоумевая, когда ты купил какую-то вещь, за что кто-то затаил на тебя обиду и так далее.
«Я теряю время. То пять минут,то час, то день. Куда оно девается? Вы не представляете, какой это кошмар, когда не знаешь, где была и что делала.»
Нормальной жизнью тут и не пахнет.
Но это только одна сторона, взгляд с одной обочины этой дороги. Как ни жаль мне было бедняжку Салли, я не мог удержаться и от глубочайшего сочувствия к ее альтерам. Каково иметь лишь краткосрочные периоды самосознания и самоидентификации с возможностью действовать самостоятельно? Ты являешься собой, управляешь «своим» телом лишь несколько часов в неделю/месяц/год, а у тебя ведь есть желания, чувства, мечты! Но нет ни прошлого, ни будущего — только всполохи настоящего.
«Вот если бы мне стать настоящей! Я закрыла глаза, представила: я лечу, как вольная птица, все выше и выше, к самому солнцу… Размечталась! Птицу подбили, она рухнула, снова угодила в клетку обратной стороны разума Салли.»
Неудивительно, что все альтеры боятся либо сопротивляются возможности слияния.
Ну и еще одна «бессмертная тема» — ответственность за поступки, за слова. Мы в ответе за тех, кого приручили? Да. Но мы же в ответе за тех, с кем свела нас жизнь, а именно за то, как мы с ними поступили, что мы для них сделали.
Роман не настолько потрясает воображение, как «Цветы», например, но задает правильные вопросы. А это главное.
Профессор, 27 марта 2018 г.
После отзыва пользователя tapok с которым я полностью согласен, мне добавить практически нечего, но я попробую. Интересное и легкое чтиво, хорошо охарактеризованы альтеры главной героини, хорошо прописаны диалоги. Было ощущение, что смотришь фильм, потому как сюжет проскакивал мимо, без особого внимания на чем-либо. А подумать было над чем и этой глубины проблемы расщепления главной героине мне не хватило. Я ждал каких-то самокопаний и переживаний главной героини, но к сожалению этого не нашел. Да и само повествование ведется так, что не испытываешь сочувствия к тому что происходит, а просто читаешь. Автор особо не погружал нас в процедуру слияния личностей, и все они были какими-то однотипными и довольно простыми. Да, повторюсь, читалось легко, но все таки если автор взялся за столь серьезную тему, да к тому же имел место сталкиваться с этим, то хотелось чего-то более серьезного. Тем более как показали его книги («Цветы для Эджернона», «Таинственная история Билли Миллигана») автор умеет изъяснять серьезны вопросы доступно, с человеческой позиции. Книгу могла спасти концовка, а именно последнего наиболее сложного слияния, но вместо этого автор внес в книгу элементы мелодрамы, связанной с любовью главной героини и доктора. А появление «Вселенского разума» окончательно разбило мою надежду. Пожалуй, из книги можно вынести лишь то, что все наши даже незначительные психические отклонения связанны с детством, но как мне думается со многими фобиями и расстройствами человек способен бороться сам, познав жизнь, получив опыт. Также помочь могут родители и любимый человек. И лишь, в крайнем случае, коих я думаю не так много, когда человеку действительно нужен психо, будь то терапевт, аналитик и т.д.
Демьян К, 14 июля 2017 г.
Презабавный, весёлый романчик, с которым можно прекрасно провести пару дождливых вечеров и в котором, с одной стороны, автор вроде бы хотел просто описать в художественной форме феномен т.н. «диссоциативного расстройства идентичности», но с другой, вышла у него в итоге почти голая метафора про сидящих в любом человеке зверей и демонов, коих при должном тщании врача и правильном «осознании» пациента можно полностью подавить, загнать, так сказать, в цивилизованные рамки. (Литературные ноги романа растут, безусловно, из классической истории про Джекилла и Хайда, пусть даже автор и не до конца это осознаёт.) Авторский оптимизм представляется несколько притянутым за уши, как и авторский пафос насчёт того, что в любом, даже самом среднем человеке сидит масса талантливейших личностей, и если их правильно «простимулировать», то все они расцветут, как сто цветов. Увы, реальность намного прозаичнее: в серой мышке не сидит великая актриса, как, впрочем, и серийный маньяк-убийца. В реальности ты либо серая мышка, либо великая актриса, и если ты на самом деле серая мышка, а возомнила себя великой актрисой, то, может быть, актрисой ты и станешь, но глотать тебе всю свою «карьеру» пыль за кулисами. А если ты маньяк-убийца, то рано или поздно он из тебя «вылезет», только серой мышкой ты тут же быть перестанешь. У г-на Киза ещё в его главном опусе про Элджернона вполне явно чувствовалось слабое знание матчасти, зато «любовь к человеку» или, скорее, жалость к маленькому человеку, пёрла изо всех щелей. В данной книге вроде бы с матчастью дело немного получше (с литературой по вопросу автор ознакомился), но тем не менее — неистребимое желание, чтобы «всё было хорошо», чтобы «всем было хорошо», в итоге приводит автора к совершенно неправдоподобной фабуле с совершенно неправдоподобным концом. Впрочем, роман и в самом деле написан простым, ясным языком и читается легко и не без удовольствия.
Iricia, 4 января 2017 г.
Будучи знакомой с Кизом по «Цветам для Элджернона», невольно сравнивала «Пятую Салли» именно с ним, и по степени эмоционального воздействия, последний роман оказался на порядок слабее. С другой стороны, «Цветы…» пожалуй одно из самых, если не самое, душещипательное произведение из всех прочитанных, так что сравнение, разумеется, совершенное не справедливо. Разве что не оставляет меня ощущение, что во всей глубине проникнуться историей данной героини мне не удалось.
Собственно, аннотация дат исчерпывающее описание романа: в центре истории женщины с расстройством множественных личностей и её терапия. Полагаю, в какой-то степени стремление достаточно подробно отобразить всех «альтеров» может даже придавать роману некой однообразности, но лично меня описание методов психиатра, проведение терапии – всё это очень увлекло. Примечательный момент в романе для меня связан еще и с тем, что у каждой личности внутри Салли по сюжету возникают симпатии в отношении разных мужчин, и это, пожалуй, импонирует. С другой стороны, если немного задуматься, то вдруг обнаруживаешь, что едва ли не каждый встречный мужчина в романе старается либо затащить героиню в постель, либо изнасиловать. Да, автор не стесняется писать о сексе, но порой мне казалось что этот мотив всплывает даже как-то слишком часто.
Так или иначе, роман как по мне стоящий и о прочтении его я не пожалела.