Дэвид Эдисон «Машина пробуждения»
Добро пожаловать в Неназываемый Город, куда Боги и Смертные приходят умирать.
Вопреки народной мудрости, смерть это не конец, и не переход в некий лучший мир. Умершие всего лишь просыпаются, оставаясь собой, в одном из миллионов миров, в котором им суждено жить и умереть опять, и снова проснуться где-то еще. Все рождены единожды, но умирают много раз… пока не достигнут Неназываемого Города, где смогут найти врата Истинной Смерти.
Город притягивает странников и пилигримов, это дом для кровожадных аристократов, переодетых богов и богинь, любящей причинять боль принцессы фейри, бессмертных проституток и королев, плененного ангела, диких банд Сыновей Смерти и Кладбищенских Дев… и одного весьма сбитого с толку жителя Нью-Йорка.
Бывший обитатель Манхэттена, Купер оказывается в Городе, переживающем не лучшие времена. Врата Истинной Смерти рушатся и Город наводняют Умирающие, заполняют его роскошные улицы и аллеи… и разносят безумие, угрожающее поглотить всю метавселенную.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AliceMadness, 12 ноября 2019 г.
Если кратко и максимально без спойлеров, то «Машина пробуждения» Дэвида Эдисона — это достаточно банальный роман о манхэттенском гее-попаданце, который при помощи новоприобретенных друзей и способностей начинает диктовать новому миру свои правила.
Мир же этот, судя по издательской аннотации, должен был стать краеугольным камнем всего романа и продвигать основной сюжет вперед. Но что-то в процессе не сошлось и Неоглашенград предстал пред нами наитипичнейшим мегаполисом из любой более менее свежей фэнтезийной книги. Да, есть площади. Да, есть высокие шпили. Да, есть городские ратуши. Но нет ничего действительно яркого, за что начитанный взор мог бы зацепиться.
Зато есть уйма псевдоисторических личностей из разных мест и временных отрезков. Почему же я сказала «псевдо»? Да потому, что от этих личностей остались одни лишь громкие имена, а вот их характеры и тонкости душевной организации оказались автору банально не под силу. От того и говорят они все одинаково, словно читают текст с одной бумажки. И им совершенно без разницы на различие в менталитете, на различие в социальных ролях и даже на различие языков в конце-то концов!
Главный герой же умудрился получиться ещё более поверхностным и безликим, чем все остальные персонажи. Он не вызывает положительных эмоций, ему не хочется сопереживать и за всю книгу у меня не появилось даже минимального желания ассоциировать его с собой. Он представлялся мне обычной картонной фигуркой, которую по своему желанию передвигал автор.
А еще он невероятно нагло ему подсуживал! Вот попадает Купер (имя глав.героя) в очередную безвыходную ситуацию и вместо того, чтобы задействовать все свои навыки и выбраться из заточения, нашему попаданцу просто везет:
- Взгляд упал под определенным углом и неожиданно обнаружилось то, что пропустили несколько групп профессионалов.
- В многомиллионном городе случайно натолкнулись на искомого человека.
- Необходимый предмет буквально сам прыгнул в руки.
И так продолжать можно до бесконечности. Выглядит это также, как и звучит, т.е. максимально фальшиво и ни капельки не правдоподобно. Единственное, ради чего вообще стоит читать эту книгу — это интрига, которую автор сумел таки правильно подать и развязка, своими идеями дающая хорошую пищу для размышлений.
Deliann, 11 ноября 2019 г.
Путь «Машины пробуждений» Дэвида Эдисона к российскому читателю настолько же тернист, как и у «Каузального ангела» Ханну Райаниеми. Роман Эдисона анонсировали еще в 2014 году, однако что-то там не срослось, и в результате книга вышла только 2019-м. Но стоила ли она такого долгого ожидания?
Перед нами история американца Купера, который попадает в Неоглашенград, место Истинной Смерти. Дело в том, что со смертью для человека ничего не заканчивается, он продолжает свой путь в иных мирах, перерождаясь снова и снова. Но всему приходит конец, и если ты прожил достаточно долго, то можешь попасть в место, типа Неоглашенграда, где и умрешь в последний раз, уже насовсем. Проблема в том, что в последнее время Истинная Смерть дает сбой, и город все больше наводняют Умирающие, которые не могут умереть окончательно. А еще среди людей распространяется таинственное явление «сварнинг», которое причиняет муки всем, кого коснется. Очевидно, что разбираться во всем происходящем придется Куперу.
Концепция, в общем-то, интересная. Красоты Неоглашенграда восхищают, большинство авторских идей довольно любопытны. Проблема в том, что автору не хватило опыта раскрыть свои задумки в должной мере.
Начнем с сюжета. Строго говоря, «Машина пробуждения» – это роман о «попаданце», причем сам по себе достаточно банальный. Первая половина книги вообще перекликается с историей Маугли, что довольно странно. Судите сами: главный герой попадает во враждебную среду, где он априори слабее всех остальных, там над ним берут шефство сильные покровители (у Купера – это Сесстри и Эшер, у Маугли – Балу и Багира) и начинают учить его жизни в новых условиях, а затем главного героя похищает банда существ, желающая его использовать в своих целях (Бандерлоги и «Отток», соответственно). На этом сходство заканчивается, и я не думаю, что оно было сделано осознанно, но уже понятно, что сюжетная канва не блещет оригинальностью. В книге есть неожиданные повороты, но половину из них легко предсказать, а вторая половина оставляет равнодушным, потому что она касается персонажей.
Да, с персонажами тут все плохо. Купер, Сесстри, Эшер и почти все прочие действующие лица — картонные донельзя. Автор регулярно наделяет их все новыми и новыми чертами характера, которые то противоречат старым, то вообще проявляются один раз за книгу и о них все забывают.
Возьмем Эшера: крутой здоровяк, голыми руками способный раскидать целую толпу врагов, иногда циничный, частенько думающий о сексе (строго говоря, в разной степени сексуально озабочены тут почти все персонажи, даже прожившие несколько тысяч лет). В какой-то момент Эшер, желая спасти Купера, попадает в западню, затем встречает своего старого друга/врага и происходит вот это:
«– Не это я имел в виду, – скорбно покачал головой Эшер. По лицу его струились слезы. Он пролил их столько, что по их волнам можно было бы отправиться в плавание…»
Затем Эшер начинает рыдать. И это единственный раз, когда этот персонаж проявляет сентиментальность такого уровня. Зачем вообще было рыдать остается вопросом.
Теперь перейдем к Сесстри. Ее внешний облик автор описывает нам четыре раза глазами трех персонажей. И три описания из четырех подчеркивают ее опасность и сексуальность. Зачем так на этом акцентироваться – не понятно. Хотя автор в целом любит самоповторы, у него одна и та же мысль может звучать из уст разных персонажей по три-четыре раза.
Ну и Купер. Главный герой получился самым неинтересным во всей этой компании. Все что про него можно сказать – он полноватый мужичок из Нью-Йорка, который половину книги распускает нюни и подтупливает, а вторую половину книгу внезапно эволюционирует в крутого мужика и дерзит всем налево и направо. Он не вызывает сочувствия, а когда понимаешь, что его постоянно оберегает воля автора, пропадают и малейшие опасения за его судьбу.
Интересная задумка была с персонажами второго плана, которые являются реальными историческими личностями. По крайней мере было любопытно взглянуть на Клеопатру и Никсона под другим углом, вот только автор вставляет слишком много землян в свой сеттинг Мультиверсума, который не предполагает подобного из-за своих масштабов. В результате основная задумка громаднейшей метавселенной не работает, потому что все выглядит слишком местечковым, а насчет главного зла сильно сомневаешься, что оно может угрожать хотя бы целому миру, не говоря уже о Вселенной или Мультиверсе.
При этом есть второстепенные и третьестепенные персонажи, которые у автора получились интересными. Наверное, потому что им уделено не так много внимания. Образ главного зла сам по себе хорош, образ Теренс-де-Гиса получился забавным, образ Чезмаруль запоминается. Еще в романе есть неплохой почти детективный подсюжет с происходящим под Куполом. Как раз он содержит и интригу, и интересных персонажей.
Про язык повествования сказать можно только то, что он не представляет из себя ничего особенного. Хотя временами в тексте можно наткнуться на пассажи, в духе: «могучие мускулы его разума сжались в том смысле этого слова, что был недоступен пониманию смертных». Подобное мне, как простому смертному, видимо тоже недоступно пониманию, но такое встречается не часто.
В романе есть любопытные идеи. Есть живые персонажи. Но это все тонет под грудой самоповторов, картонных героев и весьма слабого сюжета, который в итоге даже не на все вопросы дает ответы. Более того, про часть проблем автор как будто забывает, и они так и остаются просто фоновым шумом.