Ольга Орлова «Газданов»
Это первое подробное жизнеописание Гайто Газданова — одного из самых ярких прозаиков младшей ветви белой русской эмиграции. Осетин по происхождению, рожденный в Петербурге и большую часть жизни проживший во Франции, он считал себя русским писателем. Мало кто знает, что кроме первого романа `Вечер у Клэр`, который на исходе XX века принес ему заслуженную известность среди отечественных читателей, он — автор еще восьми романов и более сорока рассказов, составивших ему славу блестящего стилиста и тонкого психолога в русском зарубежье. События, пережитые эмигрантами, — Гражданская война, отъезд в Константинополь, нищая жизнь в Париже, литературные баталии на Монпарнасе, трагедия оккупации — в судьбе и творчестве Газданова оказались высвеченными с непривычной стороны. Благодаря этому, а также новым документальным находкам и исследованиям последнего времени образ Гайто Газданова и судьба его поколения представлены на фоне развернутой картины эпохи.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
terrry, 29 декабря 2017 г.
Творчество Гайто Газданова — писателя, во многих отношениях, уникального, очевидно, ещё далеко не в полной мере оценено в России и во всём мире. Поэтому книга О. Орловой, содержащая много фактического материала, несомненно, представит интерес и ценность для читателей в качестве биографического произведения. Здесь очень подробно описана жизнь писателя в детстве и юности, в частности, в военном лагере на турецком полуострове Галлиполи, после отступления русской добровольческой армии из Крыма. Представлена весьма полная и красочная, очень часто трагичная картина жизни русской эмиграции в Париже, на Монпарнасе. То есть много написано не только о самом Газданове, но и о некоторых его современниках-эмигрантах. Также достаточно много внимания автор уделила масонской стороне жизни Газданова, его участию в антифашистском сопротивлении. А вот послевоенные годы жизни писателя изложены более конспективно.
В книге достаточно полно раскрыта личность Газданова, но не стоит, однако, ждать от неё сколько-нибудь глубокого анализа его текстов, хотя, замечания Орловой по этому поводу тоже небезынтересны. В целом, в первом, так сказать, приближении, здесь объясняется «автобиографичность» большинства романов и многих рассказов писателя. Но для серьезного изучения вопроса, лучшего понимания отличительных черт газдановского стиля я бы рекомендовал обратиться, в первую очередь, к работе американского слависта Л. Диенеша «Газданов. Жизнь и творчество», которую упоминает и сама Орлова. (Кстати, для русского издания своего труда Л. Диенеш написал дополнительную главу, посвященную сопоставлению творчества Газданова с творчеством Достоевского, Л. Толстого и Набокова.)
У данной книги есть ещё одна особенность. Даже не зная имени автора, по ходу чтения понимаешь, что она написана женщиной. Это, конечно, не является каким-то недостатком, но именно особенностью, может быть, немного спорной как раз в биографическом, документальном произведении. Впрочем, это лишь один взгляд на жизнь художника, истинное значение творчества которого и должное положение в ряду русских писателей-классиков ещё только предстоит осознать «массовым» читательским сознанием.