Донна Леон «Suffer the Little Children»
Тихая ночь, Венеция. Вооружённые люди врываются в квартиру доктора Густаво Педролли, избивают его и похищают полуторагодовалого сына. Комиссар Гвидо Брунетти приезжает в больницу к пострадавшему, начинает расследование, но никто не может объяснить, за что обычный педиатр подвергся столь жестокому нападению.
Брунетти предстоит погрузиться в мир людей, страдающих от бесплодия, и мир, где за небольшую пачку наличных мать продаст вам своего ребёнка. Параллельно идёт расследование мошенничества в области здравоохранения: врачи при помощи аптекарей претворяют в жизнь несложную, но прибыльную незаконную схему обогащения.
Информация так же опасна, как и жажда наживы — маленький секрет о жизни соседа может создать большие проблемы и причинить много боли.
Входит в:
— цикл «Комиссар Гвидо Брунетти»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
horoshogromko, 16 июня 2024 г.
Про Донну Леон слышала много хорошего, но эта первая (и пока единственная) её книга, что я читала, мне показалась средней.
Действие происходит в Венеции, сюжетных линий две, одна из которых расследование коррупции в области здравоохранения. В Венеции аптекари имеют доступ к местному омс с данными пациентов, и в одной венецианской аптеке кто-то вступил в сговор с врачом, каждую неделю записывал к этому врачу по одному-два человека (сами люди об этом, конечно, не подозревали), врач выставлял за фиктивные консультации счёт государству, деньги делили пополам.
Очевидно, в Италии одна фальшивая запись к врачу в неделю считается настолько вопиющим преступлением, что об этом целые детективные романы пишут, но в нашем климате коррупция в здравоохранении повседневная будничность, и читать про неё неинтересно. А Леон полномасштабное расследование развернула, у неё криминалисты пробы берут, техники компьютеры взламывают, бригада следователей работает. Читаешь и думаешь — или полиции в Италии совсем больше заняться нечем? И недоумеваешь: автор явно талантлива, знает, как писать детективы. Неужели ж она не могла интересного преступления для романа найти?
Вторая сюжетная линия — нелегальное усыновление. В Западной Европе всё больше мужчин страдают бесплодием, и многие пары, даже если хотят завести ребёнка, не могут. Официальный путь усыновления труден и долог, и на помощь бездетным западноевропейцам спешат пока ещё плодовитые жители Восточной Европы, которые с готовностью неофициально отдают им своих детей в обмен на деньги. Что вообще говоря ужасно, но, как подчёркивает Леон, смотря с какой стороны посмотреть: детей продают не в рабство и не на органы, дети попадают к людям, которые им рады и любят, как своих, при том что родным родителям они нафик не нужны. Получается парадокс: хорошее дело является преступлением.
Писательница осуждает не столько саму продажу детей, сколько то, какими варварскими методами ведётся расследование этих случаев. Правоохранители получают информацию о том, что такой-то ребёнок был усыновлён нелегально, многие месяцы, а часто и годы собирают доказательства и только потом арестовывают родителей и отбирают у них ребёнка. Ясное дело, за это время и родители успели своего нового сына/дочь прочно полюбить, и ребёнок часто уже достаточно большой, чтобы понимать, что его отбирают у папы и мамы и в детдом сдают. Короче, страшная травма для всех. Поэтому Леон устами почти всех своих персонажей многократно вопрошает: что тут большее преступление, усыновить никому не нужного ребёнка, обойдя несколько формальностей, или разрушить семью и сделать того же ребёнка дважды сиротой?
В этой сюжетной линии гораздо больше драмы и страстей, чем в аптекарско-коррупционной, но я и тут не в восторге. В книге многие герои резко осуждают изъятие усыновлённых детей из семей — и почти все эти герои мужчины. Они говорят, как это ужасно, что со своими детьми не смогли бы расстаться никогда. А я меж тем смотрю вокруг и вижу многочисленных матерей-одиночек, воспитывающих детей самостоятельно, потому что папа свинтил и даже не помахал на прощанье, а ещё, говорят, есть статистика задолженности по алиментам, и там вообще караул. От этого история Леон, где мужчины заявляют о том, как детей никогда не бросят, кажется или фальшивой, или пропагандой. Тем более, что про тех, кто продаёт своих детей на усыновление, она говорит тихо и быстро, да и вообще торгуют детьми по большей части их матери, а про чадолюбивых папаш-итальянцев Леон разоряется громко и много. В результате книга получается с сильным гендерным перекосом и из детективной становится морализаторской и социально-пропагандистской. А от этого — скучной.
На всякий случай дисклеймер: на свете есть много прекрасных отцов, и в Италии, и в других странах. Я даже знакома с некоторыми из них. Лучших родителей, чем эти мужчины, и представить сложно.
При всём при этом — в книге есть и достоинства. Прежде всего — Италия. Ооо сколько тут Италии! Много католичества, но не в религиозном, а в культурном аспекте. Превосходные описания Венеции. Причём Леон не пишет туристический путеводитель, она просто поместила своё действие в Венецию и смотрит на город глазами местных жителей. И — мамма миа! — сколько же тут итальянской еды. Персонажи всё время что-нибудь едят, и это что-нибудь называют итальянскими названиями, а с итальянским названием даже самое скучное блюдо кажется деликатесом. А когда автор описывает крепкий кофе и свежие булочки, натурально чувствуешь запах. В общем, не читайте на голодный желудок.
Подводя итог: выбор преступлений для сюжета неудачный и с социально-моральными рассуждениями перебор, но в целом книга не так плоха, как можно подумать после моего отзыва. К концу делается очень грустной и из детектива вдруг становится рассказом о человеке, который потерял всё, что ему было дорого в жизни. Никак не согласуется с предшествующими тремястами страницами, но написано сильно. Финал тяжёлый, но оставляет благоприятное впечатление в том плане, что книга пришла к своему логическому концу, история нашла разрешение. От этого ещё обидней, что свой очевидный талант автор потратила на такой неостросюжетный (хехе каламбур) сюжет.
ПС: персонаж синьорины Элеттры — шикарный!