Михаил Веллер «Самовар»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Кто такой самовар? Это мужчина, оставшийся без рук и без ног... Жесткое повествование о жизни таких «самоваров», фантазией автора собранных в одной больничной палате...
В произведение входит:
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bubnov1959, 13 апреля 2022 г.
Если бы автор ограничился историей «семерки» и развил этот сюжет до логичного финала, было бы замечательно. Гениальный творец создает шедевр отсекая лишнее, а тут сплошная эклектика — особенно лишним, думаю, является кино с «Ленин и Со». Удачей автора считаю описание довольно жизнерадостного и осмысленного образа жизни этих инвалидов без рук и ног, которые вместе умножают свою энергетику. Причем, физические недостатки также усиливают энергию — нет паразитных для задачи, отвлечений. P.S. Книгу держать подальше от детей и ханжей.
URRRiy, 25 апреля 2020 г.
Распад сознания, калейдоскопический шизоидный распад личности. Или сборка обрывков разнородных текстов, от простого псевдосценария в «геволюционном» стиле с тупым матом и половыми извращениями до эротического эпизода, вперемежку с псевдоисторическими этюдами.
Сама идея — как идея — неплохая. Использование сверхъестественных свойств инвалидов за счёт синергии их мозговой деятельности. Но размусолена эта идея до невозможности, Остапа не только понесло, но и пронесло, залив вполне годный стержень романа словесными испражнениями.
В общем и целом, больное произведение, с интересной заставкой, пропагандонским началом и бредовой основной частью.
Грант, 15 мая 2014 г.
А так хотелось, чтобы «Самовар» вернул слегка потрепавшееся уважение к автору. И ведь отчасти книга смогла это сделать!
Энергические экскурсы в историю, ошарашивающие факты, подробности, за душу берущие. Письмо к любимой — полётом над степью, солнечным лучом в проруби. Пронзительно. И тут...
...физиологичность, стёб над историей, зачем-то едва ли не пошлые сцены вместо изящной эротичности... Ну чесслово же!
И довеском — «Всё о жизни», которое я пробовал читать отдельно. Тут оно немного упрощено, за что и спасибо.
Ведь умеет автор. Ведь может, если захочет! Но порой его, увы, немного заносит. Но это — ещё энергичный, ещё куда какой автор!
Запомни, читатель — Веллер — ни в коем случае не юмористический писатель! воспринимать его современным Аверченко — ошибка!
Читай его малую прозу и обожаемого мной «Звягина». А чаёк из «Самовара» (не считая любовного письма) — хороший, крепкий, но всё-таки чем-то сомнителен.
bal-maskarad, 12 мая 2011 г.
я не знала, что есть такие люди...самовары...Прочитала...не очень-то понравилось, хотя все по-человечески объяснимо и понятно!...Так прыгают по болотным кочкам...туда-сюда...туда...сюда...незаконченый роман...или мини-роман...а , может и не роман вовсе, а так...чтоб вызвать интерес...к истории нашей(что тоже немаловажно)
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
«Новая эсхатология»
Начало книги — чисто воннегутовский «Завтрак для чемпионов» (стеб над эсэсэсэром). Затравка сюжета тоже в духе черного юмора: главные действующие лица романа — человеки-обрубки без рук и ног, даже суровее, чем курсанты на костылях из зарайского краснознаменного летного училища имени Маресьева — творят государственные перевороты, вскрывают черные пятна истории, ну там и эротические сцены имеются… Анализ социума посильнее пелевинского; есть элементы самополемики — «Письмо» на страницах 78-84 есть ни что иное как экстраполяция веллеровских же идей из рассказа «Разбиватель сердец».
Потом все это обрубается и начинается вторая часть романа — справочник биохимика, скрупулезный путеводитель по животному миру и миру человека. Блестящий язык, хлесткие фразы: «это лошади телефонный номер набрать трудно», «умерший с голоду песец в науке не описан». Читается запоем, как, наверное, любое другое веллеровское произведение, но к чему всё это? Знаете, если не порнографическая сцена из Первой части (с.145-157), то часть Вторую можно смело рекомендовать читать младшим и средним школьникам как приложение к учебным курсам биологии, психологии и антропологии. Веллер ударился в просветительство, лавры Вольтера, Монтескье, Дидро, Даламбера, Морелли, Руссо и Гельвеция не дают ему спокойно написать большой роман без менторского тона и отступлений.(Но просветительство получилось еще одним образцом эсхатологического мышления ядерного века.) Впрочем, это я загнул. По сути, вся вторая часть книги и есть одно сплошное отступление от того, что ортодоксальные читатели привыкли просто называть литературой. Ведь первая половина романа так и осталась в подвешенном, незавершенном положении. Без финиша. К любопытным выводам подталкивает читателей Веллер: вся жизнь наша есть не что иное как подготовка к гибели Вселенной. У человечества одна цель — эдак через 10 миллиардов лет дать хороший толчок умирающей Вселенной.
АПэ, 2 августа 2009 г.
чуча-муча пегий ослик...
чесслово, чуть не заплакал.. — столь пронзительной лирики читать не доводилось.
Работая на контрастах(биполярностях), Веллер мастерски заводит читателя. после занудного описания ТТХ автомата «калашников» — письмо, полное Любви и Нежности, слёз и радости, надежды и отчаяния. Письмо В ПРОШЛОЕ.
познакомился я как-то с мужиком — эмигрантом американским, умотавшим за океан еще в 90-е. Нормальный такой парень, психолог, захотел, видимо, пожить в комфорте. — женился на толстой (гормональные нарушения) американке.
И вот при встрече дарю ему «Самовар».
Приходит отзыв: чувачка шокировала порноглава и грубоватый стёб над вождями — ну, в среднем, как обычно у совка.
Возражаю: а меня вот «чуча-муча пегий ослик» потряс... :
И вдруг...
вдруг читаю явно истеричное: А Я ВОТ УВЕРЕН, ЧТО СМОГУ ПОЛЮБИТЬ ТОГО, КТО РЯДОМ!
обана... — прорвало...
То есть: его ТОЖЕ больше всего пронзил «пегий ослик». Только признаться сразу не смог...
А вот что насчет второй части — ужатой «Всё о жизни»:
М.Веллер назвал свою философскую модель мира сначала энерговитализм/«Кассандра»/, а позднее энергоэволюционизм/«Б.Вавилонская»/. При этом он долгое время был в неведении относительно того, что подобные идеи уже высказывались различными учеными задолго до него. Первое упоминание «отца энергетизма» В.Оствальда появилось в 2006-м году в мемуарах «Моё дело». Там же упоминается имя виталиста Ю.Р.Майера. И там же могло быть упомянуто и имя выдающегося эволюциониста ХХ-го века, «отца культурологии и технологического детерминизма» Л.Уайта, который еще в 1949-м году в работе «Энергия и эволюция культуры» говорил об антиэнтропийной функции живого в целом, и разумного живого в особенности. Но Уайт не смог связать Вселенную и Разум воедино, двусторонней диалектической связью. Чуть позднее, 4 года спустя, это сделал выдающийся советский философ Э.В.Ильенков, — автор статьи «Космология духа», гениальной работы, в которой был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и, жертвуя собой, осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ.
Заслуга М.Веллера в том, что он, фактически, творчески развил эту идею, «подперев» космологию психологией — связал объективное с субъективным.
kagerou, 27 сентября 2010 г.
Складывается впечатление, что в какой-то момент Веллер показал все трюки, на которые был способен, оборвал там, где ему надоело, довесил уже прожеванной в «Майоре Звягине» «Общей теорией всего» радии объема и поволок в редакцию.
Начал за здравие, кончил за упокой.
Yazewa, 24 января 2008 г.
С одной стороны, вещь, безусловно, тяжелая. С другой — литературная легкость повествования затягивает, и получаешь безусловное удовольствие. Очень реалистично написано, с точным созданием атмосферы повествования. Мастерская работа.
viv, 29 декабря 2007 г.
Книга эта — абсолютно не для женщин и детей. Мрачный реализм ее угнетает, даже пугает. Удивительно, что такое мог написать автор «Лаокоона» и «Головы»....