Карина Шаинян «Теремок»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Почти у каждого ребёнка существуют навязчивые страхи. Потом люди вырастают, и детские кошмары забываются. Но с героем рассказа Карины Шаинян этого не произошло, детские кошмары продолжали мучить его. И вот он собирается и едет в далёкий южный город, откуда его увезли пятнадцать лет назад, чтобы взглянуть в глаза овеществлённому ужасу.
Входит в:
— журнал «Реальность фантастики 2005'04», 2005 г.
— антологию «Мифотворцы: Портал в Европу», 2006 г.
— антологию «Русские инородные сказки — 6», 2008 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мраморный фавн, 2005 // Рассказ | |
лауреат |
Портал, 2006 // Открытие себя (имени В. И. Савченко) |
Номинации на премии:
номинант |
Портал, 2006 // Средняя и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bbg, 22 мая 2014 г.
Хороший, атмосферный рассказ. Собственно, атмосфера в нём главное. Я не большой поклонник мистики, мне, всё же, хочется получить ответы на вопросы, хочется ясности. Здесь ясности нет, здесь повествование — для меня — заканчивается на второй трети пути, но слова в тексте всё равно организованы очень приятным образом.
Kobold-wizard, 31 августа 2011 г.
Решил начать знакомиться с творчеством так называемой «цветной волны» отечественной фантастики. Шаинян читал когда-то давно, еще в пору сидения на СамИздате. Помню рассказик Мыс Маям-Раф про язычников. Читаемо, но не поразило. Вот новое знакомство начал с дважды премированного «Теремка».
С одной стороны очень напоминает лавкрафтианский рассказ о полученном в наследство доме, с другой — сюжет нактолько расхожий, что это не недостаток. Молодой человек в детстве увидел нечто такое, что до сих пор не может спать спокойно. Чтобы освободиться от своих страхов, он решает вернуться в город детства.
По большому счету это рассказ-настроение, и в этом смысле он написан неплохо. Язык, правда, пару раз покоробил, но это не худшее, что могло приплыть с СИ) Однако гораздо больший минус — это отсутствие кульминации в тексте, то есть необходимая для ужастика неопределенность есть, но она в итоге не вспыхивает. Ужас не требует вомперов, зомбей и даже кровавых потеков на плафоне под потолком, но в данном случае детский страх перед закрытой дверью после последних строчек им и остается.
Итого: Рассказ вроде бы писался не под конкурс, в противном случае я бы посчитал все минусы издержками ограниченного времени. А так повторюсь уже по поводу этого рассказа: читаемо, но не поразило.
Yazewa, 21 апреля 2010 г.
По сути, это рассказ-настроение. Пересказывать его содержание — глупо и бессмысленно: детские страхи, овеществленные в невинной, в общем-то, сказочке. В ней даже для ребенка — как правило! — ничего страшного. Ну пришел зверь, ну сломал дом. Все живы, новый построят... Фамилия эта, — вообще воспринимается как надуманный элемент; ведь обязательно бы уже в детстве она как-нибудь обыгрывалась в этой ситуации и родителями, и бабушкой, иначе невозможно... нет, об этом ни слова.
А получилось — живо, натурально, эмоционально. Страх, честно говоря, меня нисколько не зацепил. Он остался собственностью героя, и собственностью-таки не очень понятной; но чужая душа — потемки, кто бы спорил. И вот то, как эти потемки описаны — мне понравилось.
Sawwin, 30 марта 2008 г.
Литература ужасов, хорор, это не вампиры и не зомби, не дьявольский хохот и клацанье зубов. Подлинный ужас это ожидание неведомого, таящего в себе неотвратимую угрозу. Настоящий хорор, не действие, но настроение. Карина Шаинян молодой автор, но настроение она создаёт виртуозно. Герой, казалось бы, ничего не делает, он просто не может поделиться ощущением надвигающегося страха, и в результате происходит ссора с родителями, размолвка с любимой девушкой. Казалось бы, всё это не критично, родителям всегда можно позвонить и попросить прощения, с Катей -- помириться, но детский кошмар уже подошёл вплотную к человеку, который остался один. И намертво заученное заклинание само срывается с губ: «Кто-кто в теремочке живёт?»
Нет ничего страшнее напрямую понятой ожившей сказки. Человеку, который хорошо помнит свои детские страхи, читать это, пожалуй, не стоит.