Надежда Попова «Malleus Maleficarum. «Молот ведьм». На кого и зачем охотилась инквизиция»
Статья, дающая ответ на основные вопросы про легендарный опус «Malleus Maleficarum» — «Молот Ведьм»: правдивы связанные с ним мифы и был ли он настольной книгой дознавателей Инквизиции…
Входит в:
— журнал «ФанCity № 1 Осень-Зима 2013», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rolfoster, 4 января 2014 г.
Всегда и везде были, есть и будут «ученые», пишущие книги, «одобренные министерством Образования», после чего в Истории «внезапно» остается след о сотни тысячах ни в чем не повинных жертв. Интересно, а в Нидерландах и Германии тех лет тоже ходила байка о том, что Папа Римский ест детей и лично сжигает протестантов на костре?..
Статья прекрасная, спасибо, очень понравилась.
alaseya, 7 марта 2017 г.
В принципе, анализ «Молота ведьм» получился неплохой, хотя и очень поверхностный. Содержание «Молота...» преподнесено довольно легкомысленно, и сам автор этого труда довольно однобоко выставлен туповатым психопатом, хотя в основных тезисах суждения Надежды Поповой в оценке «Молота...» кажутся верными.
В разделе про инквизицию автор явно симпатизирует этой организации и всячески старается её обелить, приводя крайне странные оценки жертв и выставляя её чуть ли не самой здравомыслящей организацией Европы на фоне тех же «диких» протестантов. Особенно удивляют непонятно откуда взятые оценки жертв инквизиции:
Что до удивления сильно (на несколько порядков!) противоречит, например, данным из труда Хуана Антонио Льоренте «История испанской инквизиции», который в XVIII веке сам работал в испанской инквизиции, и который писал:
«Андреа Бернальдес, историк, современный этим событиям и очень пристрастный к новому учреждению, в качестве раздаятеля милостыни при главном инквизиторе, сообщает в своей неизданной истории католических королей, что с 1482 по 1489 год включительно в Севилье было сожжено более семисот человек и бол ее пяти тысяч подверглось разным епитимийным наказаниям. Он не говорит об осужденных, изображения коих были преданы пламени. В 1481 году их число равнялось числу сожженных. Однако я предположу только половину их, ч тобы заслужить больше доверия, избегая всякого преувеличения, хотя их число обыкновенно бывало гораздо значительнее. Итак, я могу удостоверить, что в этот период ежегодно в Севилье было восемьдесят восемь человек сожжено живьем, сорок четыре в изо бражении и шестьсот двадцать пять было присуждено к епитимьям, что составляет итог в семьсот пятьдесят семь жертв. Можно приложить тот же расчет к каждому из основанных уже провинциальных трибуналов.» То есть ежегодно 88 человек только в Севилье против 59 за три века во всей Испании из статьи Надежды. Отттуда же: «Мариана в своей Истории Испании сообщает нам, что в 1481 году инквизиторы Севильи присудили к релаксации, то есть к сожжению, живьем, две тысячи человек; столько же умерших или бежавших было сож жено фигурально; число примиренных с Церковью равнялось семнадцати тысячам. Доказано, что присуждение последних сопровождалось крайне суровыми епитимьями и наказаниями, позором, более или менее продолжительным заключением в тюрьме и почти всегда в эту эпоху полной конфискацией имущества осужденных.» Две тысячи буквально сожжённых в 1481 году. И это только сожженые, без учёта изгнанных!
«Сосчитать число жертв инквизиции значит установить материально одну из самых могущественных и самых действительных причин уменьшения народонаселения Испании. В самом деле, если к нескольким миллионам жителей, которых инквизиторская система изъяла из королевства путем поголовного изгнания евреев, покоренных мавров и крещеных мор исков, прибавить около полумиллиона семейств, совершенно уничтоженных казнями святого трибунала, то отсюда последует бесспорный вывод, что без существования этого трибунала и влияния его принципов в Испании насчитывалось бы на д венадцать миллионов человек больше против теперешнего населения, которое исчисляют в одиннадцать миллионов.»
В общем, автор пишет приятно, но, на мой взгляд, допускает серьёзные фактические ошибки.