Майк Гелприн «Кругосчет»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
У них нет письменности, нет религии, они не знают войн… но их застывшей в общинном строе цивилизации более десяти тысяч лет. И есть свой счёт времени. И на точности этого счёта и стоит мир. Ведь именно из-за неё здесь умирают не когда что-то случится, а когда придёт срок.
И стоит всё на замкнутой касте поддерживающих детерминизм и препятствующих этим эволюции, обеспечивающих статичность мира.
Кто сломает замкнутый круг?
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2014», 2013 г.
— сборник «Миротворец 45-го калибра», 2014 г.
— сборник «Почти разумны», 2020 г.
— «Взлетаем немедленно!», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
evridik, 26 ноября 2014 г.
Я люблю произведения о переломе системы, о бунте внутри человека, об инакомыслии. Удачный пример – рассказ «Кругосчёт» Майка Гелприна. Он одновременно повествует о контакте и о системе, и сколь красочна в нём система, столько же обычен контакт. Я хочу сказать, что как раз в контакте нет ничего странного или интригующего: прилетели земляне, изучают местных, ну и пусть дальше изучают, делов-то. А вот с системой совсем другая история, и история эта завязана на летоисчислении.
Ксенофантастика с элементами психологии – это если вкратце. А вообще тут имеются герои, которым хочется сопереживать, вообще тут система существует многие тысячелетия, вообще один из её главных элементов вдруг начинает понимать, что не хочет больше быть часть замкнутого круга. Выстроенная автором схема завораживает, некая обречённость – чувствуется подкоркой, контакт всё время проходит мимо, но в итоге даёт решающий толчок. В двух словах не описать, что происходит в рассказе, но вот что я нашла для себя: кто-то должен слушать тебя, даже если этот кто-то не понимает твоего языка; нужно оценивать шансы победить систему, чтобы не пасть жертвой её перелома; важно с пылу с жару не потерять то, ради чего ты поднимаешь бунт, и тогда, быть может, новый порядок даст тебе шанс.
А вообще поначалу я подумала, что речь пойдёт о староверах, хм.
+10
AntonAbramov, 10 сентября 2014 г.
Практически до самого конца мне казалось – понимаю суть происходящего. И выглядела она так:
Мир, живущий по программе, но рукотворной. И были то руки умельцев типа Странников от Стругацких.
Странники заложили общество из таких, как мы, людей, но внесли изменения на генетическом уровне, которые включались на голосовые сигналы выделенных людей, по сути – сущностей: Видящей и Кругосчета. Генные изменения в Видящей позволяли ей видеть многочисленные варианты будущего и выбирать из них тот, что вел общество мимо войн, эпидемий, к относительно безбедной жизни. Это достигалось так: по достижении молодым человеком определенного возраста, Видящая в очередной раз определяла самый оптимальный вариант будущего и срок жизни человека в этом варианте.
Ее голосовое сообщение встраивало в гены человека срок его жизни. А голосовое сообщение Кругосчета – ежедневно вело отсчет этого срока. Это была программа развития общества через контроль срока жизни его членов. Кто-то уже с довольно юного возраста был потенциально опасен обществу. И он удалялся. А кто-то – наоборот – был нужен долго. Такое безопасное существование, с очень медленным развитием.
Вроде бы функция Кругосчета лишняя – программа и сама могла легко отслеживать дни. Но если Видящая задает порядок и стабильность, то Кругосчету дана возможность свободы выбора. Он может внести хаос. Зачем?
По мне – это самое интересное.
Любовь. Каждый человек в этом мире может любить, что приводит к рождению детей и существованию мира. Но пары избранных – Видящая и Кругосчет занимаются воспроизводством себе подобных без любви. Почему? Потому что любовь – это всегда СВОБОДА. Свобода выбора. И у Видящей ее нет совсем. А в Кругосчете эта свобода заложена, но так, что сработать должна, когда общество созреет, будет готово жить без войн, не управляя искусственно сроком человеческой жизни, и при этом развиваться.
И такой момент настал – один Кругосчет влюбился. И не умерла в срок Ива. Чем нарушила прогноз Видящей. Неисправленный сбой привел к смерти Видящей, а в скором — и влюбленного Кругосчета. Дальше в этом селении пошло беспрограммное, свободное развитие. Без Видящей и Кругосчета. Заменит-то кто? И должна развиться цепная реакция: другие Видящие уже не могли выбирать безопасные сценарии. Система быстро сломалась бы. Без войн. Началось бы беспрограммное развитие всего общества.
И в этом я расхожусь с автором в трактовке конца истории.
Не понятна война Календарей и Кругосчетов. Кто воевал на стороне Календарей? Но это не так важно. Куда более принципиально несогласие с тезисом, что если календари вновь станут стабильными, то все вернется на круги своя. Автор, уверяю — не вернется. Главными были не календари, а регулирование срока жизни людей. Общество вышло на свободный этап развития. Безвозвратно.
Кругосчет пропустил один день, и старый Камыш не умер. Почему? – Потому что гены не получили сигнал к смерти. В генах людей этого общества заложена программа – умирать по получении сигнала. Календари – всего лишь часть программы. Если какие-то части программы нарушились (стали умирать Видящие и Кругосчеты), то одними календарями программу не восстановить.
Почти весь рассказ оцениваю очень высоко. Но концовка показала, что я видел что-то свое, автор же показывал другое. Поэтому оценку снижаю. Скорее — себе.
Хойти, 28 декабря 2014 г.
В начале было Слово. А в мире Кругосчёта — Число.
Совершенно прекрасный рассказ, располагающийся среди других вещей сборника немного наособицу. В инопланетном берендеевом царстве победившего детерминизма счёт времени приобретает совсем особый, в буквальном смысле слова первичный смысл. Понятно, что в разнообразных фантастических мирах великое множество календарей; случаются произведения, в которых герои знают свой срок и относятся к этому философски («Леопард...» Ларионовой, например); автор же «Кругосчёта» связал эти две идеи алхимическим браком — и результат превзошёл ожидания.
При этом в ходе чтения остаётся непредугадываемым, как сложатся судьбы героев, за что отдельный плюс. Полноцветно прописаны, собственно, только сам Кругосчёт да Ива, да ещё немного — Видящая, остальным персонажам досталась роль статистов, даже тому из них, из-за которого вся жизнь фаталистичного мирка кругосчётов пошла по совершенно другому пути (кстати, сцены их общения с главным героем более чем любопытны и добавляют нотки юмора в общем-то мрачному повествованию). Остальное додумает читатель, и правильно.
И совсем по-другому после этого рассказа воспринимается фраза «Кто владеет информацией — тот владеет миром».
Тиань, 18 сентября 2014 г.
В основе этого рассказа потрясающая идея: герой во имя любви подарил людям своего мира бессмертие. Со времен первой Видящей сородичи Кругосчета жили, зная срок своей смерти. Одним словом он уничтожил это знание, ввергнув мир в состояние хаоса, когда каждому человеку принадлежит не строго отмеренный конечный срок, но все время мира. Песочные часы жизни разбиты, хранящие их драконы уничтожены, перед людьми открылся мир со всем своим многообразием и бесконечностью.
Вот только недоработал автор сюжет: захотел еще и героя личным счастьем одарить хоть ненадолго и запутался в собственном мире.
В рассказе довольно подробно показано, как работает принцип предопределенности:
<...>
Он задыхался, “осьмина и двадцать шесть дней”, — билась в нём единственная, сдавившая горло спазмом мысль. На первый день новой доли Ива умрёт.
<...>
- А если пропустить день? Или два? Осьмину? Ты ведь можешь пропустить? Забыть, наконец?
- Мочь пропустить день. Мочь забыть. Ива умирать следующий день, когда я вспомнить.
Кругосчет вспомнил — Камыш умер. Мысль запустила программу умирания. Но автору очень не хочется убивать Иву, и он на ходу перестраивает уже прописанную систему.
Откуда взялось это условие — произнести вслух название дня? В случае с Камышом этого не потребовалось. В беседе с Григорьевым тоже четко произнесено — вспомнить (не произнести слова, а просто подумать о наступившем дне). По логике устройства этого мира при описанном поведении Кругосчета Ива не могла выжить. Зачем эта логическая брешь? Ведь можно было оговорить вербальное условие заранее, можно было перейти на новый календарь за три дня до наступления срока Ивы, когда вариант ее спасения уже был понятен Кругосчету. Тогда логика мира не была бы нарушена, но эффектной сцены изменения календаря в первый день нового круга и в день предопределенной смерти любимой не получилось бы.
Будь идея рассказа не такой яркой и трогательной, можно было бы махнуть рукой на нестыковки — мало ли их в современной литературе, где многое пишется наспех. Но за Кругосчета мне обидно. Не так уж много в литературе произведений, где во имя любви герой дарит бессмертие целому миру. Фальшивые нотки снижают эффект и от идеи тоже.
bbg, 6 сентября 2014 г.
Очень интересная идея. События случаются, если время их определено. Календарь, то есть, счёт времени, Кругосчёт. Принесло ли решение героя благо его народу? Неизвестно. Точно известно только, что оно принесло большую войну. Впрочем, войны всегда случаются из-за женщин. Хотя бы некоторые и из-за некоторых.
Между прочим, тамошний аналог Комкона-1 должен был закатать Григорьева в асфальт и уконопатить на сто лет в кутузку. Это если по честному. А если по доброму и антропоцентричному — то так, как в рассказе.
Кстати.
А Ива сама не знала, какой день наступает? Самой ей считать дни до такой даты — вовсе неинтересно?
Lartis, 27 октября 2014 г.
Я не очень понял, как летоисчисление, принятое у аборигенов одной из планет способствовало тому, что они уходили из жизни в заранее назначенное им время. Зато понял, что введение календаря от земного космонавта Григорьева (кстати, наш календарь тоже называется григорианским) здорово помогло её обитателям, слишком серьёзно подгоняющим свои мифологические представления под жизненную реальность, избавиться от неотвратимо-запланированных событий..
god54, 29 мая 2014 г.
Вот и задумаешься после этого, что лучше стабильность или случайность, уверенность и предсказуемость или неопределенность и страх ожидания?.. Красиво нарисовал автор новый мир со своим необычным, но в чем-то очень привлекательным укладом жизни, обычаями, и своим календарем. В других похожих произведениях других авторов начиная с середины всегда появлялся герой, который начинал ломать устоявшиеся традиции и ввергал мир в хаос, кровь и боль. А здесь концовка уж очень скорописна. Несколько абзацев и получи новый мир. А мне казалось именно в этом переломе и было главное, в простом выборе, стабильность против случайности...
sparkle, 3 января 2015 г.
Свобода воли жить как сумеешь и умирать, когда Мойры перережут ниточку (когда срок придет)! Притянуты за уши невольные прогрессоры, скомкана концовка, но в целом — неплохо.
alex great, 26 февраля 2014 г.
Странная цивилизация людей ,со странным укладом.В каждой общине есть Кругосчет, отсчитывающий дни уходящие и есть Видящая,называющая в определенный день каждому из живущих в деревни срок их жизни.Но в один прекрасный день Кругосчет,поддавшись на уговоры пришельца со звёзд, взбунтовался против правил и традиций, влюбившись в Иву,местную девушку,оставшуюся сиротой. Немного топорное повествование с лихвой окупается интригующим сюжетом.