Антон Фарб «Рим»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Революция
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Напечатано в журнале «Человек на земле» № 5 2014 год. с. 12-31
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2014», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей121, 21 августа 2014 г.
Полковник Максим Игоревич, после завершения очередной чеченской кампании возвращается в Москву. Третий Рим заполонили гастарбайтеры, их труд дешевле, а работают они лучше зажравшихся и ленивых москвичей. Он влюблен в дочку своего друга, мэра, скинхедку, которая с недавних пор спит с чеченцем Мансуром, состоящим в местной террористической группировке. Вот ведь ирония, а? Правда, недавно он ее отшил, и она прибежала жаловаться Максиму Игоревичу, что ее чеченец изнасиловал. Тот в ярости приходит домой к Мансуру, требует выдать ему обидчика возлюбленной и, в завязавшейся потасовке, убивает отца семейства. Это трагическое событие послужило началом массовых беспорядков, грозящих перейти в гражданскую войну. А НАТО, тем временем проводит крупномасштабные учения, стягивая к российской границе все больше войск...
Теперь меняем имена, добавляем немножко (самую капельку) римского антуража и вуаля.
Перед нами «Рим» Антона Фарба.
Повесть ни в коем случае не претендует на жанр «альтернативной истории»: слишком уж непроработан и неубедителен этот Рим 21-го века. Да, пару-тройку расхожих терминов автор выучил. Но дальше этого не пошел. Никакой трансформации понятий, никакой уникальной лексики, подтверждающей, что перед нами действительно потомки Римской Империи, дожившей до 21 века, в повести нет. За вычетом буквально десятка слов и выражений — антураж вполне соответствует современному российскому. Вплоть до мелочей.
Да и не хотел автор писать серьезную альтернативку. Это — очередная история-предупреждение, со вполне очевидной моралью. Но тогда, спрашивается, зачем было огород городить? Какие новые краски дал этой истории альтернативно-исторический грим? Мой ответ на эти вопросы достаточно прост и довольно нелицеприятен. Гримом этим автор пытается скрыть несуразности и логические нестыковки, возникающие по мере повествования. Мягко говоря, неубедительный сценарий гражданской войны, полный откровенных глупостей, вроде местного полкана, раздавшего пол арсенала местным же скинхедам для «самозащиты» в фантастических декорациях проглатывается без особых проблем. Хотя я так и не понял, что мешало вызвать преторианцев (местный омон) и пресечь бунт в зародыше.
Самое странное при этом то, что повесть мне, в целом, понравилась. Развивающийся динамично и без провисаний, пусть и с некоторыми натяжками сюжет, хорошо прописанные персонажи при полном отсутствии абсолютно положительных героев делают свое дело. Читать интересно, хоть в конце и остается легкий осадок от того, что повесть эта, по сути своей, очередной памфлет на набившую оскомину тему.
kypislona, 14 марта 2014 г.
История-предостережение, одна из многих. Коррупция, гастербайтеры, разваливающаяся армия, скучающая молодежь, зависающая в клубах или рвущаяся в «золоторубашечники» — или в люпусы, поскольку речь идет о Римской Империи 20-21 века. Написано мастерски, но для оценки 8 и выше повести не хватает двух вещей. Первое: нет ни одного харизматического персонажа первого плана. Читатель поневоле сочувствует трибуну Кассию, хотя и он выписан достаточно схематично. Пожалуй, хорош лишь центурион, однако он появляется в тексте лишь эпизодически. И второе: проблема обрисована, но никакого выхода, даже намека на решение нет. «Мы все умрем». Ну так новых гуннов, наследников власти над миром, еще Брюсов встречал торжественным гимном. Автор не торжествует и не предлагает свое видение выхода из ситуации, он просто воспроизводит в других декорациях сложившуюся во многих странах обстановку.
aiva79, 7 июня 2014 г.
Ох, и не легко написать отзыв на эту повесть, да так чтоб не задеть чье-либо самолюбие и остаться в рамках дозволенного, дабы не быть забаненной. А в баню я не хочу, поэтому придется мне сейчас мило улыбаться, отводить глаза и говорить ни о чем. И о чем же все- таки «ни о чем»?..
Повесть называется «Рим» и это не случайно, т.к. все описываемые события происходят именно в нем — в «Вечном Городе». Антон Фарб нам рассказывает историю падения Рима, но так... как если бы Римская империя существовала бы в наши дни и её падение произошло бы сегодня. Отсюда масса названий, терминов и слов, которые мы когда-то слышали и заучивали на уроках истории. Поэтому потенциальным читателям я бы рекомендовала перед чтением повести освежить в памяти кто такие « трибуны», «вигилы», « пикты», что такое «Арсенал» и где территория Каледонии. Отчего же произошёл таки упадок Рима это и так будет понятно, даже при абсолютном незнании истории. Кроме того, Фарб наводнил свою повесть, и как мне кажется умышленно, массой неприятных героев. Лично у меня этот ход вызвал внутренние метания от одной стороны конфликта к другой и обратно, т.е. я всю повесть была, то за «белых», то за « красных», то за «голубых» (это должно быть перечеркнуто!), причём мои перебежки в поиске добродетели случались не от плохих к хорошим, а от наиболее худших к наихудшейшим. На фоне происходящего в Риме, я задалась вопросом, где эта крайность и какова все-таки ее мера, которая превращает адекватных с умеренными взглядами людей в радикалов, а народ в толпу.
Вообще повесть «Рим» на фантлабе классифицировали как антиутопию и я наверно даже с этим соглашусь, т.к. в ней изображен мир в котором все, что могло пойти не так, именно «не так» и идет. Но соглашаясь с этим, я автоматически признаю, что мягко говоря, и наша нынешняя жизнь во многом неидеальна и схожа с «римской», а это огорчает и ещё как .
На сем, пожалуй, я закончу и лишь добавлю, что у А.Фарба я обязательно ещё что-нибудь прочту.
alex1970, 8 июня 2014 г.
Взять реалии нынешнего вечного города и терминологию павшего вечного города, перемешать — и получится данное произведение.
Оно неплохое, но памфлеты я не слишком люблю, особенно когда за фантастику, пусть и альтернативную, выдают реалии нынешнего дня, пусть и слегка утрированные.
Неполиткорректность автора, пусть и завуалированная, мне понравилась
george1109, 31 января 2014 г.
Римская империя простояла тысячелетия. Ничто – даже прогресс – не пошатнуло ее границ. Но… «Доблестные легионы Рима покорили так много варварских племен, что теперь не знают, куда девать пленных! На место одного дворника претендуют по два-три секвана, на стройках трудятся одни далматы, а гордые римские квириты жалуются на безработицу. Однорукий садовник-пикт вкалывает за двенадцать сестерциев в месяц — что в десять раз меньше минимального жалованья для квирита, и в десять раз больше, чем он заработал бы на рудниках родной Каледонии. И одной рукой он управляется лучше большинства криворуких и бездарных римлян, которых на презренную работу садовника не заманишь, им всем подавай теплый кабинет и мягкое кресло под задницу. А кусты надо подстригать — так же, как надо класть кирпич и чинить дороги». Ничего не напоминает? Плюс террор ради террора, плюс повальная коррупция, плюс почти поголовно продажные политики, воровство, взяточничество, добровольные отряды молодых «наци» и враги вдоль всех границ…
Территориально перед нами империя Траяна (117 год); технологически – Европа конца XX века, психологически – она же; социально, не вдаваясь в пространные рассуждения о невозможности такой альтернативки, – микст из обеих, слегка обработанный в фотошопе.
Не первый антиутопический прогноз на тему заката существующей либеральной цивилизации, но здесь аналогии проведены мастерски, а главное, здорово найдены. И пусть «склейка» может вызывать множество возмущенных воплей (хотя бы по поводу химеричности экономической формации), эти минусы только добавляют политического шарма и заставляют чуть активнее шевелить извилинами.
Оценка по пятибалльной шкале – четыре с плюсом. До пятерки новелла не дотягивает исключительно из-за нехватки стилистической отточенности.
P.S. Не удержался от длинной цитаты – уж больно точна!
P.P.S. По поводу стилистики – немного повредничал)))
sparkle, 3 января 2015 г.
Читалось легко, не спорю. Но закрылось — и забылось, как многое похожее.