Татьяна Тихонова «Серые, в чёрную рябь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Олег умел летать, и у него были крылья. Нет, на земле крыльев не было, он был, как все, они появлялись лишь на крыше и во время полета и их никто не видел. Да, и сама способность летать не радовала, а лишь добавляла проблем к обычным житейским неурядицам…
Входит в:
— цикл «7-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (7 конкурс)»
— цикл «7-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (7 конкурс)»
— журнал «Фантастика и детективы № 4, 2014», 2014 г.
— журнал «Горизонт, № 09, 2023», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 7-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 1 августа 2014 г.
Человек-птица, а вернее человек — белая ворона в обществе серых ворон и галок, тема для фантастики не новая и, что характерно, сюжетная тема с вариациями всегда похожи. Не такой, как все, но счастья в этом нет. И результат почти всегда трагический, но в данном случае автор пошла навстречу своему герою, по-женски пожалела, а может так и надо. Что касается самого текста то, как мне кажется, слишком много лишних образных слов и предложений из одного слова. Но в целом рассказ читается и будет интересен любителям сентиментальных произведений с легкой любовной линией.
evridik, 26 июня 2014 г.
Серые, в чёрную рябь, говорите? А кто-нибудь их вообще видел, серые эти… крылья? Не видел никто? Очень странно. Может, они существуют только в представлении героя рассказа, человека-птицы? Хотя вот говорят же, что в небесах августовских на закате замки реют… и не только замки, а вообще миражи. Слышали? НЛО тут ни при чём, это всё параллельные миры. Тут как со снами: есть в них что-то прекрасное, а в мир бодрствующих не переносится. Жаль, правда.
Так вот, о крыльях. На что они похожи-то, крылья эти? Никто их не видел, а человек, тем не менее, летает. А иногда не летает. И сам не знает, похоже, почему такие метаморфозы происходят и когда они вообще начались. Точно не знает. И показать крылья свои никому не может, потому что невидимые они. Но иногда они есть. В августе. Грустно, товарищи.
Одной ногой в другом мире – самое прекрасное, что есть в рассказе Татьяны Тихоновой, немного мистичное и философское таинство, которое не поддаётся объяснению и не расшифровывается автором до самого конца, то необычное, что отличает её героя от простых людей. В истории его мне слышатся отголоски мифа об Икаре, но если абстрагироваться от мифичности, то можно услышать и ноты печали (не-такие-как-все всегда будут одиноки), ноты сочувствия (всегда найдётся тот, кто будет сочувствовать, жаль, что он почти что не от мира сего), отчаяние (крыльев нет, чёрт побери, может, их и вовсе никогда не было?!) и слабая-слабая надежда. Вот эта последняя нота и делает рассказ жизнеутверждающим: не-такие-как-все всё-таки не совсем одиноки.
Рассказ был написан на конкурс Фантлабовской работы и в нём, вопреки другим работам автора, чувствуется некоторая шероховатость, но за необычностью идеи она бледнеет.
+7
volga, 18 декабря 2013 г.
Из всех рассказов второго тура это единственный рассказ, который захотелось перечитать. Несмотря на путаницу в имени (Валерий-Виталий), несмотря на погрешности в словооборотах, несмотря ни на что. Это как раз тот случай, когда простая, с виду незамысловатая, а возможно и корявая, вещица приковывает к себе взгляд. Хочется рассмотреть, потрогать, взять в руки. Так и с этой историей. Умом понимаешь, что есть недостатки, а сердцем... Наверное, это и есть та самая энергетика, которую не измерить, не потрогать, а можно лишь почувствовать.
Грустная история о непонимании и одиночестве, о поиске и потере. А еще это история о надежде и вере. О вере в то, что на свете есть человек, который поддержит тебя, когда ты будешь падать, подставит тебе свое плечо, на которое ты сможешь опереться в трудный момент и вернет тебе крылья, которые ты потерял. Главное — не терять надежду.
I-Kiddo, 18 декабря 2013 г.
Что понравилось:
- почти всё. И сюжет, и образ ГГ, и авторские мысли, и стопроцентная психологическая убедительность всех персонажей, даже самых эпизодических.
Что показалось лишним:
- хэппи-энд. И даже не потому, что он получился слегка рояльно-кустовым — при желании внезапное появление совершенно не участвовавшей до этого в действии девицы всё же можно объяснить. Но, ИМХО, без этого чудесного спасения был бы чёткий посыл — когда мы предаём тех, кто нам верил, они разбиваются насмерть. А с ним смысл посыла меняется с минуса на плюс — типа, ну их же всё равно кто-нибудь да подберёт, не даст пропасть, значит, всё не так страшно, а если разобраться, то даже к лучшему...
Хотя это моё замечание, конечно, очень сильно субъективно. Правда жизни в данном случае на стороне автора.
Удачи на конкурсе!
видфара, 15 декабря 2013 г.
Тема раскрыта на 3/4.
Такое впечатление, что читателю следует самому собрать тему в рассказе: из разбросанных в тексте пазлов, подобно тому, как это делает ГГ на своей скучной работе архитектора типовых торговых центров...
Откровение — то ли август с его аномалиями, то ли предательство Нонны, то ли сами крылья? Упадок — то ли деградация города, то ли личная жизнь ГГ, то ли его финальный прыжок? И как теперь всё это сложить?!
А написано хорошо, крепко. По существу, текст почти идеален. Правда, персонажей многовато для такой короткой истории, не все получились живыми, хотя штрихи к их портретам автору хорошо удаются.
Сопереживание возникло быстро; вопреки притчевой идее рассказ получился живым и полнокровным. Автору респект.
И отдельное спасибо за позитивный финал.
Тиань, 15 декабря 2013 г.
Темы не вижу, но подозреваю, что она где-то есть. Крылья — это не откровение. С очень сильной натяжкой можно рассматривать как откровение подслушанный героем телефонный разговор Эн. Но и это слишком слабо. Упадка много. Бывший учитель истории в упадке. Люди вообще, которые в чудо верить разучились.
Непризнанное чудо — это грустно и поэтично. Появились в мире люди с крыльями. И никто не удивился, никто не восхитился, никто не воскликнул: «Как хорошо, люди!» Даже сам герой к своим крыльям относится как к чему-то обычному. Летает, и летает. Мир без чудес — несчастливый мир.
Сюжет в меру занимательный, в меру к размышлениям побуждающий. В небе появляются странные облака. В мире появляются крылатые люди. То ли параллельный мир приблизился к нашему, то ли градообразующее предприятие отравляет экологию. Население жаждет зрелищ и журналисты стараются их добыть. А престарелые учителя становятся бомжами. Унылый мир обволакивает и уже ничего не хочется. Только лететь, можно даже без крыльев, сразу к тире. А чудо все-таки есть, оно подстерегает в осенней листве и хватает за шкирку в самый неожиданный момент, и оказывается рыжим в черных подпалинах. Хорошо, образно, просторно в этом рассказе...
Обращает на себя внимание аккуратность отделки. Возможно, какие-то недочеты языка в рассказе есть. Но я не заметила. Ни недочетов, ни ошибок. Видно, что автор работал с текстом и предложил своим читателям не наскоро сляпанный черновик, а нормальную завершенную работу. За что ему большое спасибо.
Белокнижник, 6 декабря 2013 г.
Крылья, ноги и хвосты. Найти и потерять, уйти и не вернуться. Хотелось большей глубины в рассказе, сюжет предполагал. Игра на контрастах автору местами удавалась очень хорошо, местами показалась натянутой. Хотелось бы увидеть автора в рамках повести или романа, чтобы понять умеет ли он работать над атмосферой там, где не скован лимитом знаков. Хотя, главное здесь «хотелось бы увидеть», а значит, автор заинтересовал.