Бренна Йованофф «Подмена»
Мэки Дойл не переносит стали и железа. Его начинает мутить от вида крови. Посуда в его доме пластмассовая, фарфоровая и алюминиевая. Волосы ему стригут медными ножницами. Мэки — не человек. Он — «подменыш».
Раз в семь лет в маленьком тихом городке Джентри похищают ребенка…
- /языки:
- русский (1), английский (2), индонезийский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- В. Максимова (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Синяя мышь, 29 марта 2015 г.
Если главному герою шестнадцать, а книга из разряда «young adult», то уже не сходя с этого места можно начать предсказывать: у героя будут проблемы в школе, дома и с девушкой. Герой будет мучиться от осознания собственной никчемности и тотальной непонятости. Герой будет совершать подвиги, размазывая по лицу брызги карамельно-липкой крови.
В общем, для того, чтобы книга нашла отклик у аудитории, надо:
— гипертрофировать типичные страхи подростка;
— наделить главного героя необычной внешностью и талантами;
— «непонятость» как можно раньше обменять на «избранность»;
— дать в руки аналог волшебной палочки;
залить все потоками крови и романтики (можно перемешивать сколько угодно).
Тогда у мира просто не шансов не быть спасенным. В процессе и девушка, и мир в любящей семье, и популярность в школе приложатся.
Сама по себе эта формула ни хороша, ни плоха; точнее, она плоха своей ограниченностью. Большая часть вопроса при таком подходе заключается в качестве исполнения.
И тут «Подмене» действительно есть что предложить. Не так много, как хотелось бы, но все же...
Итак, Мэки Дойл — шестнадцатилетний парнишка из маленького уютного американского городка с Тайной. Он не может прикоснуться к лабораторному столу из нержавеющей стали, его стригут медными ножницами, а все ножи в доме — керамические. Но Мэки каждый день старается ничем не выдать себя и не выделиться из толпы: он часто вспоминает историю настройщика музыкальных инструментов Келлана Кори, которого в тридцатые годы линчевала разъяренная толпа.
Но на самом деле не выделяться у него получается так себе: он просто часть общего заговора молчания в Джентри. И, когда у его одноклассницы Тэйт умирает сестра, та обращается к нему с прямым вопросом и требует помощи. Потому что уверена — умерла не сестра, а подменыш, который появился в кроватке вместо нее. Такой же подменыш фэйри, как и сам Мэки. Только Мэки ухитрился выжить и вырасти.
Один из главных плюсов в том, что автор очень серьезно отнеслась к холодному железу и другим элементам фольклора о фэйри. Мэки похож на диабетика, который то и дело в силу молодости и безрассудного отношения к болезни забывает о предосторожностях, но сразу же получает закономерный ответ организма. Это добавляет правдоподобия образу.
Еще автор оригинально обыграла мотив заботы о подменыше: если в сказках все пинки и щипки фэйри отражаются на теле украденного человеческого детеныша, и потому с ним поневоле обращаются хорошо, то здесь трактовка более возвышенная, но — тоже имеющая право быть.
Мэки — достаточно умный паренек, который очень долго не хочет быть героем. Обстоятельства вынуждают его к отчанным поступкам, на которые он бы никогда не решился, будь все благополучно. И автор дает ему очень убедительную мотивацию к действию; желание выглядеть героем перед Тэйт идет где-то в последней части списка.
Вообще, активной движущей силой сюжета является как раз Тэйт, похожая на девочку, выросшую в неблагополучном районе. А роль беспомощной «девы в беде» досталась ее четырехлетней сестричке, и хвала автору за это. В вечном сюжете «барышня и хулиган» Тэйт — хулиган, а Мэки скорее барышня, и такая перемена ролей смотрится довольно мило — и нельзя сказать, чтобы неправдоподобно.
Двор Хаоса и Двор Мистерий, куда наносит визиты Мэки, выглядят в духе «Кошмара перед Рождеством», «Коралины» и «Трупа невесты»; там тоже много эффектно выглядящей, но не слишком страшной жути: мертвецов, кутающихся в кружева, острозубых улыбок и плавающих в лужах тел. Только Кромсатель мог бы стать по-настоящему мерзким, этакий маньяк-социопат из мира фэйри. Увы, финальный поединок с ним вышел настолько нелепым, что хочется перечитать абзац, чтобы убедиться — да, автор и вправду решилась на такой произвол. Фальшивкой выглядит и выступление Мэки на сцене с лучшей местной рок-группой; вроде бы фэйри и должны тяготеть к музыке, но все равно это смотрелось как выполнение обязательного элемента программы перед взыскательной аудиторией.
Несмотря на эти недостатки, «Подмена» — милое девичье фентези, которое я не хочу критиковать уж очень остро.
ужик, 23 июня 2015 г.
Я оценила эту книгу в «10» баллов находясь в трезвом уме и твердой памяти... Хотя книга имеет недостатки, к которым я отношу не слишком оригинальный сюжет, неожиданно жуткие детали, способные отпугнуть более впечатлительную публику, и слабоватую концовку, но часто в книгах важно не «что?», а «как?». И вот с последним — по-новому преподать часто эксплуатируемую тему — автор справилась великолепно!
Во-первых, в центре внимания все же не любовная история, а история взросления. Мне очень понравился образ ГГ по имени Мэки Дойл. То, что жизнь американского ( да и любого другого) подростка тяжела — мы все знаем ( писатели уж точно забыть не дают!). Но прежде всего, Мэки не просто трудный подросток, он еще и не человек, а подменыш, оставленный вместо здорового ребенка в обычной семье. Мир людей для него — враждебен. На какие только ухищрения не идут приемные родители, желая сделать жизнь Мэки хотя бы сносной! Начиная от пластиковых столовых приборов, и заканчивая разными отговорками, позволяющими подростку не посещать местное кладбище и церковь! И при этом чета Дойлов прекрасно осознает, что под их крышей растет совсем не их сын, а их родной малыш, скорее всего, давным-давно убит волшебным народцем...
Во-вторых, Мэки — совсем не герой-любовник. Меня растрогала сцена, где Мэки хочет поцеловать девушку, которая ему нравится. Более того, она отвечает ему взаимностью... Но у нее во рту железный пирсинг, способный отправить Мэки в самую настоящую больницу, поэтому любви без открвоенного признания не суждено быть, а для честности Мэки слишком напуган...
В-третьих, Мэки, будучи подроском со странностями, хочет быть как все. Отчаяно хочет. Но в мире, где железо на каждом шагу, а ему становится плохо от простой поездки в автомобиле, каждый вдох его убивает. Упираться он будет до последнего, пока не поймет, что «быть как все» грозит стать чудесной эпитафией на его могилке... Зато начав «барахтаться», он, возможно, все же найдет свое место в жизни...
Прекрасно прописанные семейные отношения в доме Дойлов. Семья ради Мэки фактически лжет, и это при том, что его новый отец — местный пастор! Его сестра идет на опасную сделку, желая облегчить боль своего преимного брата. Мать все еще горюет о родном сыне... Но находит в себе силы принять Мэки как своего.
А еще — поразительное описание городка Джентри, рождающее перед глазами странный сплав прошлого благополучия, благопристойного фасада, отвалов породы закрывшейся шахты по дороге со школы, и гнилого нутра, позволяющего семьям Джентри жить в этом месте в мире с собой, прекрасно зная что каждые семь лет в какойто колыбели поутру вместо родного ребенка родители обнаружат подмену...
Именно благодаря таким вот акцентам и вниманию к незначительным, на первый взгляд, деталям, мне книга очень понравилась.
Поэтому — 10 баллов!
tygger, 7 июня 2014 г.
Мэки Дойл — типичный закомплексованный подросток шестнадцати лет. А еще он — что-то вроде эльфа. Подкинутый в чужую колыбельку в нежном возрасте, он вырос в маленьком американском городке в семье пастора. Мэки не переносит железа в любом виде (из-за этого его даже мутит от запаха крови), не может войти на освященную землю. Он слаб здоровьем и хрупок, у него постоянно что-то болит. Считает, что его никто не любит — в то же время у него есть трое отличных друзей и замечательная семья. Считает, что не нравится девочкам — а между тем две красавицы устраивают из-за него драку на школьном дворе. К концу книги Мэки находит способ поправить здоровье, обретает уверенность в себе и даже совершает геройский поступок. Вот и все. Сюжет книги не сложен, по сути она — типичный подростковый ужастик, кое-где похожий на произведения Клайва Баркера, кое-где — на «Сумерки», но читать было приятно и весьма захватывающе. Немного разочаровывает, что кое-какие моменты так и остались не объяснены. Изюминка — в совершенно не геройском герое и смене гендерных ролей (девушка Мэки — настоящая пацанка, а сам он, на мой взгляд, несколько женоподобен). Любителям необычных пар рекомендуется.
Lenkins, 27 октября 2016 г.
Задумка понравилась, начало было годным, но конец какой-то блеклый и смазанный, словно у автора не хватило сил придумать что-то стоящее. Ну как-то не докрутили идею. В целом книжка неплохая. Если есть свободный вечерок и делать особо нечего, то эта вещица будет в самый раз.
nostradamvs, 17 июля 2014 г.
Если вам понравилось жевание соплей в «Сумерках», то «Подмена» — книга для вас. Алогичная, набор рваных кадров и бессмысленных происшествий, сопливые подростки, первая любовь, хорошие вампиры, боже мой, кто мне вообще это посоветовал? Особенно бесит, что в конце главного страшного персонажа, которого адски пугались все всю книгу, девочка-подросток монтировкой перехреначила как нефиг делать, а потом главную плохую колдунью так же порезали обычным ножом. А что мешало это сделать на первой же странице? А, конечно, книги бы не было.