Елена Хаецкая «Монристы»
Входит в:
— условный цикл «Ностальгия по школе»
— сборник «Меч и Радуга», 1999 г.
— сборник «Ульфила», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 22 февраля 2015 г.
Юность — время, когда ты преисполнен романтики и веришь в невероятное. Когда мир, не затянувший тебя в свои страшные и неуютные объятия, кажется чужим и далёким, а образы отважных мушкетёров, авантюристов, гусар, лихих пиратов и разбойников — такими живыми. Когда тебя объединяет с друзьями общий ход мыслей, бесшабашная лёгкость и жажда странного. Расцвет? Да.
Ты ходишь в школу, и отсиживаешь нудные и скучные уроки, которые тебе ничего не дают. Ты проходишь мимо людей с тоскливыми и злыми лицами. Три подруги пишут приключенческий роман, читают воспоминания Наполеона и Талейрана, зачитываются Дюма и Керком Монро. Они живут полной жизнью, хулиганят, ходят в реконструкторские клубы... Они полны надежд и мечтаний, живут в созданным ими мире идеальных людей и не желают принимать, издеваются над унылой действительностью Ленин-Града.
К несчастью, часто жизнь «причёсывает» всех под одну гребёнку. Большая часть идеалистов безнадёжно ломаются под этим спудом, и превращаются в ничто. Другие тускнеют, и превращаются в жалкое подобие себя былых, аккуратно вписавшись в окружающее социальное...
«Ржавые наконечники стрел и глиняные черепки не волную моего воображения, и я смотрю на них, не испытывая никакой нежности»...
Это — единственное возможное? И всё же...
«Сломанная клетка, горстка пепла
А журавлик — снова в облаках»...
Ведь и блудный сын с картины Рембрандта вернулся на своё прекрасное, созданное гением полотно, изуродованный, но живой.
Надежда есть. Мир мечты — всегда внутри нас.
Yazewa, 20 июня 2009 г.
Пожалуй, я бы не стала объединять эти две части, — рассказ и статью, — в единое произведение. Понятно желание автора тут же рассказать о «монризме» как литературно-культурном явлении... но уж очень разнится (естественно!) стилистика этих частей. Я, например, совершенно очарованная рассказом, с ходу «влетела» в статью, — и оказалась словно окачена холодным душем :smile:. Некоторое время пришлось перестраивать восприятие; дочитать, конечно, хотелось, но читалось абсолютно по-другому. А потом возникло ощущение того, что нужно вернуться и перечитать хотя бы кусочек оттуда, из начала, чтобы снова вернуться в нужную атмосферу.
Первая часть совершенно чудесная! Замечательное ощущение Юности: легкой, воздушной, восхитительно одухотворенной, легкомысленной и романтической — и в то же время умной, сложной, до краев наполненной жизненной силой... Забавно, что от души сочувствуя и даже завидуя героям, ловишь себя на эдаком «взрослом» восприятии: как же трудно быть рядом с ними — учителям, родителям... Они совсем не совпадают, эти два мира, и в лучшем случае — могут мирно сосуществовать! И как жалко, что эти ребята станут взрослыми и погрузятся в рутину...