Терри Брукс «Первый король Шаннары»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели | Тёмный властелин | Фантастические существа (Гномы | Эльфы | Орки | Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Описываемые в романе события предваряют «Летописи Шаннары». Коварный Чародей сеет смерть в Четырех Землях. Несколько уцелевших друидов — наставников и магов — и король эльфов Ярл Шаннара пытаются противостоять черной силе. На их долю выпадают полные опасностей странствия, кровавые схватки с демонами и монстрами и, наконец, решающая битва с Владыкой Тьмы.
Входит в:
— цикл «Летописи Шаннары»
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2006 // Награда "Феникс" – классика жанра |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
realin523, 22 ноября 2019 г.
О сюжете писать ничего не буду: его уже пересказали другие комментаторы.
Этот приквел заметно слабее основной трилогии «Меча Камней и Песни» и тетралогии «Наследие». Другие книги Шаннарского цикла не читал и сравнить не могу.
Да, тут все такое же толкинско-каноничное фэнтази как и в «Мече-Камнях-Песне», но, в отличие от них, этот том написан совсем без души, только ради получения очередного конверта с баблом от издателей. Кроме того, поскольку приквел писался после основной трилогии, автору явно было трудно генерировать интересный текст, параллельно подгоняя сюжет к уже известной концовке. Другие писатели с этой проблемой приквелов как-то справляются, а вот Бруксу явно приходилось выдавливать из себя текст через силу.
В общем, получилась вещь на грани читабельности. Для чтения в сортире, когда все равно заняться нечем, сойдет.
Nog, 12 мая 2016 г.
Вот честно, никогда не думал, что буду когда-то читать ещё что-то у Брукса. Однако вот оно как. Недавно вышедший сериал «Хроники Шаннары» был слаб практически во всём, однако чем-то всё же зацепил и заставил-таки на какое-то время заинтересоваться, что в этом мире происходило ещё. Выбор пал на роман о том, с чего всё начиналось; книги основной трилогии выпали по разным причинам («Меч» читал, «Камни» экранизировали, «Песнь» — читал рассказ-дополнение), а двигаться по циклу дальше без знакомства с истоками не захотелось. Да, существуют и более ранние подциклы-приквелы, но у них свои минусы — переведены пока лишь первые романы из них.
Этот роман рассказывает о событиях, известных в истории Шаннары как Вторая Война Рас. Это для тех, кто знаком c циклом. Для тех, кто незнаком — это очередная история о том, как Тёмные Армии Злого Властелина напали на мирные земли, но благодаря усилиям группы героев Властелин был побеждён, а армии рассеялись. Тем не менее, читается довольно-таки бодро и приятно, может, потому, что я как-то слегка соскучился по типовым незамысловатым эпикам. Друид Бреман решает судьбу мира, эльфийский король Ярл Шаннара машет мечом и ведёт войско, таинственная ученица друидов Марет разбирается в своём происхождении, эльф-друид Тэй Треффенвид ищет Чёрный эльфинит, кто-то погибнет, кто-то поженится — в общем, каждый прилежно отыгрывает отведённую ему роль. Зацепки на будущее видны даже невооружённым глазом: сам Меч Шаннары, давший название первой книге Брукса, выкован именно тут, а ближе к концу в числе героев появляется мальчик по имени Алланон — будущий Гэндальф основного цикла; поиски Чёрного Эльфинита сыграли незначительную роль в сюжете, больше заполняя объём, но Бреман так старательно завещает его беречь, что со всей очевидностью становится ясно: в какой-то из следующих книг его определённо не уберегут; и даже мимолётное упоминание о том, что один из персонажей через некоторое время поменял фамилию, тоже выглядит такой зацепкой — наверняка ведь однажды в цикле появится либо он сам, либо его потомки. Или, вернее, преданные читатели уже встречали его/их и теперь будут рады увидеть знакомое имя. Возможно, не зная других книг, я пропустил что-то ещё, это неважно, но я в принципе люблю подобные связи внутри циклов.
И в результате мне даже захотелось ещё. Бывает же такое.
olleco, 3 ноября 2013 г.
Ели чесно, то шло очень тяжело. Яркие и подробные описания главных героев, местных пейзажей (включено практически все от травинки до погоды) в стиле Бальзака, прекрасно. Но, все же, интерес к прочтению теряется через каждую страницу. Автор, конечно, создал «свой» мир, но уж очень он уподобен чисто человеческому средневековью (все отличие — это наличие магии, и некоторых рас, хотя и называют они сами себя людьми). Чтобы «постигнуть» понимание некоторых ситуаций или принятых ГГ решений нужно прочесть чуть ли не пол книги.
Что до ГГ. Определиться так и не смог, хотя, как ни странно, некоторая туповатость (попытка драфа в самом начале прибить Ведуна, хотя было ясно сказано что убить то его можно только специальным мечом) присуща всем участникам повествования даже Тэю Треффенвиду.
Впечатляют описания батальных сцен, хотя иногда трудно представить заграждения, типа проволочная спираль Бруно, сделанные из дерева.
Robin Pack, 2 октября 2008 г.
Пожалуй, одна из наиболее приличных работ Терри Брукса из Шаннарского цикла. Роман отличается от прочей серии уже тем, что в нем нет очередного малолетнего Омсворда, нуждающегося в мудром руководстве друида для уничтожения очередного вселенского Зла. Вместо этого, роман рассказывает о событиях, послуживших основой для всей последующей опупеи. Конечно, здесь и главный артефакт, и темный властелин налицо, но, по крайней мере, от стереотипного главного героя удалось уйти.
Главный герой, по названию судя, должен был быть Ярл Шаннара, прославленный эльфийский витязь семи футов росту и с магическим мечом его имени. Однако же, нет. Шаннара, этот здоровяк и, по эльфийским меркам, простодушный малый, выглядит слабохарактерным с самого начала. В любовном треугольнике Прея Старл — Тэй Треффенвид — Ярл Шаннара наш герой, простите — тупой угол. Заранее зная (и давно раскрыв в Мече Шаннары), чем дело кончится, Терри с самого начала готовит нас к тому, что Шаннара — парень хороший, но не орёл.
На передний план, таким образом, выходят друид Бремен — учитель Алланона, и, пожалуй, наиболее симпатичный мне персонаж Тэй Треффенвид. Этот невзрачный человечек, не обладающий ни силами, ни властью, осмеливается любить женщину, запретную для него, и идти умирать за то, чтобы другой мог совершить подвиг.
Недостаток книги — она написана вяло, так, как будто Терри уже ужасно устал от своей длинной, как рязанский такс, опупеи, и не знает, что бы еще на героев свалить. Книга в основе своей сводится к Свиридовскому «Малому суповому набору», который Брукс, видимо, никогда не дерзнет нарушить. А жаль, он способен, как мне кажется, на большее.