Джеймс Герберт «Тайна Крикли-холла»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Год назад в семье Калег произошло несчастье — пропал пятилетний Камерон. С тех пор о нем никаких вестей. Чтобы немного отвлечь жену накануне годовщины его исчезновения, Гейб перевозит семью в арендованный старый особняк Крикли-Холл, стоящий на вершине утеса в глухой деревушке, где в 1943 году в результате страшного наводнения погибло много людей. Дом окутан тайной, здесь погибли дети, но только ли наводнение было причиной их гибели? Дом не нравится никому в семье, даже пес отказывается в него входить. Дом словно живет своей жизнью или же в нем и правда кто-то живет? Кто-то, невидимый, но слышимый... Как дом связан с пропавшим сыном Эвы и Гейба? На эти и другие вопросы предстоит найти ответы семье Калег.
Экранизации:
— «Тайна Крикли-холла» / «The Secret of Crickley Hall» 2012, Великобритания, реж. Джо Эхирн
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 8 июля 2019 г.
Не ходите дети в Крикли-холл гулять, в Крикли-холле скука будет вас кусать,...
Начну с того, что мне не понравилось качество перевода романа «Тайна Крикли-холла», все же я надеюсь, что это перевод, а не оригинал такой корявый. Немаленький текст получился пресным, фразы использованы однотипные, порой даже повторяющиеся страниц эдак через тридцать, а уж о синонимах переводчик похоже и не слышал никогда. Автор старался детально выписывать каждый предмет в доме, расписывать ощущения героев, но когда это делается при помощи крайне ограниченного запаса слов, подобные описания лишь раздражают. Да, читается роман легко, как поваренная книга для ленивых – все простенько, ингредиенты перечислены, как и когда их подмешать их друг к другу расписано, и на этом все, никаких изюминок и секретов от шеф-повара, впрочем, как и пикантного вкуса у получившегося в результате блюда.
Автор попытался впихнуть в книгу все страхи, которые одолевают человека, иногда мне казалось, что отдельные абзацы буквально содраны из других произведений, разве что иными словами записаны. Для меня никакой интриги в книге не было вообще, я с легкостью предугадывала предстоящие события и действия героев. Даже попытка вплести в мистическую канву произведения пару ярких детективных ниточек себя не оправдала.
Персонажи картонные, характеры их толком не раскрыты, а даже минимальный психологический портрет из банальных «пошел, взял, закричал, испугался, покрылся холодным потом» составить невозможно. Единственное, что автору более-менее удалось – это «нарисовать» мрачный темный дом, в котором все время что-то потрескивает и шебуршится.
И если Вы читали хотя бы парочку современных произведений о домах с призраками, то «Тайну Крикли-холла» можно спокойно обойти стороной – никаких новых приемов и сюжетных поворотов в книге нет, скорее это простое нагромождение штампов, причем компоновка штампов в романе не всегда удачна. А уж если Вы любите классическую готическую литературу, то вероятнее всего, роман вам не просто не понравится, но и заставит «плеваться ядом»...
Шербетун, 16 апреля 2018 г.
Очень разочаровала меня книга, я люблю мистическую литературу, с закрученным сюжетом и написанную красивым языком. Но в данном случае язык оказался пресным (однотипные фразы, отсутствие синонимии, жиденький словарный запас), сам сюжет передран с других произведений и представляет собой слепку из штампов, причем не всегда хорошо гармонирующих между собой. Герои картонные. Мне было скучно, ведь никакой интриги в для меня в книге не было, все предугадывалось, такое чувство, будто я смотрела примитивненький ужастик, в котором даже появление чудовища и каждый крик предсказуем.
NTI, 28 января 2019 г.
Купилась на положительные отзывы и купила книгу. Стиль изложения в лучших традициях, образы объемные, книга написана хорошо, читаешь ждешь развязки-в начале ужасов но ничего не происходит, как то слабо развивается сюжет. В конце мерзко от смакования жестокости убийц и садомазохиста, кому может доставить удовольствие подобные описания? и еще большее разочарование от развития сюжета судьбы пропавшего мальчика. Больше не буду читать подобного автора.
Календула, 22 октября 2013 г.
Я люблю истории о старых домах, таинственных особняках, заброшенных усадьбах. Рассказы о домах с вековой историей, где не обошлось без тайн и трагедий. Истории от мистики до семейных хроник. В таких повествованиях дом предстает не просто вместилищем семьи и вещей, но одним из героев, молчаливым свидетелем событий, хранителем тайн. Старинные особняки словно обретают душу, начинают дышать и двигаться, начинают жить. Именно такой историей является роман Джеймса Герберта «Тайна Крикли-Холла».
Роман не лишен банальностей и штампов. Судите сами: старый дом, хранящий страшную тайну, переехавшая туда ничего не подозревающая семья, призраки невинно убиенных, страшный дух, преследующий все живое, молчание соседей и жителей деревни, скрывающих правду, медиум, псих, жаждущий довершить начатое. Из всего этого складывается весьма вторичный сюжет, да к тому же с многократными повторениями. Но несмотря на заштампованность сюжета, автору удалось создать атмосферу, и она запоминается надолго. Автор сумел передать настроение старого дома, ставшего свидетелем трагических событий, наполнить дом некоей аурой таинственности и мрачного молчания. Порой во время чтения у меня мороз пробегал по коже.
А вот герои автору удались не столь успешно. Они какие-то двухмерные, невыразительные, блёклые. Даже главная героиня Эва, потерявшая сына и законсервировавшаяся в своем неизбывном горе, не вызывает сочувствия, потому что нет достоверности. Автор практически не изображает чувства и эмоции героев, не говорит о них, лишь вскользь упоминает. И тем удивительнее, что в целом настроение романа автор сумел передать: мрачность старого особняка, безысходность, таинственность, гнетущий, парализующий страх.
Автор поднимает в романе важную проблему, о которой принято говорить в полголоса, — жестокое обращение с детьми. Вот только лично мне претит то, как он это сделал. С каким-то извращенным смакованием описывает он методы «воспитания», которые использовал Криббен, дабы установить жесткую дисциплину. Ясно, что он сумасшедший, не ясно почему. Никак не объясняется его безумие, кроме как головными болями. Объяснение весьма натянутое, особенно в свете того, что сестра его ему под стать. Возможно, причины кроются в их детстве. Автор эту линию не доработал. Местами я брезгливо кривилась от описаний жестокости Криббена. Мне непонятно, зечем было все это столь подробно описывать. Сюжет нисколько не пострадает и без подробного изображения зверств. Да и суть не в этом.
Сложно вычленить основную проблему романа, его главную тему. Здесь есть и исчезновение сына Калегов, и горе матери, и стародавняя покрытая мраком тайны и страха история, связанная со смертью детей и их жестоким опекуном, и тема экстрасенсорных способностей, тема семьи, сплоченности перед лицом горя, тема взаимопомощи и поддержки, доверия и выбора. Автор словно собрал в одном романе всё, что казалось ему интересным, словно никак не мог остановиться на чём-то одном. Но что же здесь самое важное? На передний план выходит сам дом, вмещающий в себя всё это, всех действующих лиц, имеющих место быть в разных временных пластах и нашедших точку соприкосновения в этом доме, как микрокосме, как самостоятельном пространстве, как средоточии всех сюжетных линий и линий всех ключевых персонажей. Но что хотел сказать автор? Поведать леденящую кровь историю трагически погибших детей или жизнеописание безумца и садомазохиста, или, может, историю семьи Калег, столкнувшейся с горем и волей случая впутанной в дела минувших дней, или это нечто большее, более глубокое и проникновенное? Но тогда почему есть осадок брезгливости и ощущение поверхностности романа? Здесь мы не найдем глубокой проработки характеров, анализа их переживаний, здесь нет даже сколько-нибудь мотивированного объяснения поступков Криббена. Здесь нет ничего, кроме кое-как накиданного сюжета, сдобренного садомазохисткими деталями и толикой эмоций.
Итог. В целом роман вышел посредственным. При всех своих недостатках он, безусловно, не лишен и достоинств, но они несколько смазаны общей тональностью и невыразительностью повествования. Неоригинально, банально, заштамповано. Есть динамичные и напряженные моменты, но впечатление в целом от этого остается не менее безрадостным. Недоработанный, сырой и провисающий сюжет, кое-где хромает логика и мотивировка персонажей, множество лиц со схематично прорисованными характерами. В общем, было ощущение, что это не роман, а сценарий для второсортного фильма ужасов с претензией на психологический триллер.
ужик, 3 августа 2015 г.
Без оценки.
«Тайна Крикли-холла» — это художественная литература. Художественная лит-ра предназначена для развлечения. В инустрии равлечений высока конкуренция...
Так вот, я не обнаружила в книге каких-то качеств, выгодно отличающих ее из обшей массы.
Сюжет? Он неоригинален и мне показался скучным — семья после личной драмы переезжает в особняк с недобрым прошлым, где начинается какая-то чертовщина. Банально до зевоты.
Яркие образы героев? Герберт использует знакомый мне еще по «Крысам» прием — делает лирическое отступление и красочно живописует насколько герой глубоко несчастен... В «Крысах» это вторило мозаичной структуре повествования, здесь же... Выглядит как наспех сделаная заплатка... «Подождите, подождите, сейчас я вам в 2 абзацах расскажу все, что нужно знать о персонажах...». Эка невидаль! Главные герои, вы не поверите, страдают!...
Красивые пейзажи или же интерьеры особняка? Да все герои от главных до второстепенных спешат заявить, что Крикли-холл — это редкое убожество!
Интрига? Загадочная история особняка? Меня она совершенно не заинтересовала. Ну вывезли детей, ну погибли... Их похоронили. И что? Мое любопытство спит себе спокойно и на книгу не обращает внимания.
Мать заснула в парке и ее 5-летний сын исчез... Вся семья ужасно переживает. И? Прошел уже целый год! В чем, я спрашиваю, интрига? Мальчик внезапно найдется, что ли?
В общем, мне было в высшей степени неинтересно следить за не очень убедительными переживаниями матери, которая умудрилась потерять ребенка, но при этом за треть книги ни разу не обняла ни одну из своих дочерей...
Потерянное время.
Nomy, 13 ноября 2014 г.
Начну с того, что... Да, сюжет по сути не оригинален... Можно сразу вспомнить «Ужас Амиливилля», «Призрак дома на холме».... Но!.... Автор прекраснейшим образом справился со своей задачей... Очень интересно написана книга, захватывающе изложен сюжет, очень подробное описание героев помогает вжиться в их эмоциональное состояние...
Помимо отдельной трагичной истории, которую хранил в себе этот самый Крикли-холл, мы наблюдаем свою трагедию и в семье, которая в нём поселилась.... И всё это накладывается одно на другое...
Присутствует ли в данном романе ужас, заявленный жанром?... Да, но лично меня больше ужасало то, что творилось с этими ныне призраками при жизни...
Очень довольна тем, что прочитала эту книгу... Было интересно, мистически и психологически.
Pickman, 4 мая 2009 г.
У последнего романа Герберта есть удивительное свойство: он настолько неоригинален, что банальность его становится заразной. В какую рецензию ни глянь, какой отзыв ни пощупай, всюду одно и то же: «штамп», «дежавю», «уже было». Попросту говоря, «Тайна Крикли-холла» — это всего лишь обзорная экскурсия по жанру «дома с привидениями» (вообще) и по позднему творчеству самого Герберта (в частности). Так разумно ли требовать откровений от скромного музейного гида?
Вот он подводит вас к группе скульптур и сообщает лекторским тоном, что перед вами семейство Калегов – Гэйб (безупречный отец и муж), Эва (его женский двойник) и двое их дочерей; одна исполняет декоративную роль подростка, другая изображает не по годам умную малышку, окружившую себя «воображаемыми друзьями». На заднем плане маячит белым пятном младший ребенок, Кэмерон – то ли мертвый, то ли пропавший без вести, но в сюжете замурованный без особого изящества.
На противоположной стороне коридора хмурят брови мужчина и женщина самого неприятного вида. Подозреваете в них злодеев? И правильно делаете, потому что типы с такой внешностью могут быть только садистами, антисемитами, фашистами, педофилами и религиозными фанатиками – не люди, а суповой набор «Негодяй быстрого приготовления».
Чуть в стороне от основных экспозиций стоит девушка-экстрасенс с грустными глазами; скованная законами жанра, бедняжка поначалу не желает помогать героям, но вскоре передумывает – чтобы после этого изменить решение еще раза два. Слева от нее психопат, продавшийся темным силам. Пускай его добрые глаза не введут вас в заблуждение: скульптор прилепил их в последнюю минуту, надеясь сойти за оригинала.
Минуя Славного Пса, Любимца Семьи, и Славного Старого Садовника, Который в Нужную Минуту Придет на Помощь, оказываемся у главного экспоната, того самого Крикли-холла – на лицо убогого, готичного внутри. Этот дом загажен привидениями, как мушиным пометом (осторожно, леди, не испачкайтесь в эктоплазме!): плавают по лестницам серебристые облачка, возникают из ниоткуда подозрительные лужицы, странные стуки раздаются изо всех шкафов, старые качели протяжно скрипят… Чу, мертвая девочка ножками протопала!
А справа… Стойте, куда же вы? Экскурсия еще не окончена!..
Спасибо, но все это мы уже видели, и не раз – хотя бы в «Приюте», «Ужасе Амитивилля» и «Призраке дома на холме» с Лайамом Нисоном, не говоря уж о менее заметных образцах жанра. А здесь еще и объем раза в полтора больше, чем надо бы — выкинь половину экспозиций-эпизодов на свалку, и общее впечатление не пострадает... Деньги за билет можете оставить себе.
И все же (запишем в книге отзывов) экскурсовод со своей задачей, какой бы скромной она ни была, справился. Роман Герберта не хуже и не лучше аналогов; для тех, кому литературные ужасы в новинку, он может-таки стать откровением – примерно как гамбургер для того, кто полжизни ел пирожки с собачатиной на вокзале.
Прибавим сюда и тех, кому откровений даром не надо. Что ж, некоторые и «Титаник» смотрели по двадцать раз. А что, хорошее кино…
baroni, 26 апреля 2009 г.
В «Тайне Крикли-Холла» Дж. Герберт вновь использует сюжетную схему, обкатанную в романах «В плену у призраков» и «Возвращение призраков». Загороднее поместье, расположившееся в английской глубинке, арендует семья инженера Калега — муж, жена и две дочки. Во-первых, у Калега в этих краях расположено новое место работы. Во-вторых, его жене просто необходимо сменить обстановку: приблизительно год назад безследно исчез Кен -младший сын Калегов. Полицейские поиски ни к чему не привели и Гейб решает увести все свое семейство из Лондона, где все напоминает о пропавшем сыне.
Такова предварительная экспозиция романа. Далее не последует никаких неожиданностей. Буквально в пеервыее же часы, Калебы обнаружат в Крикли-Холле аномальные явления. Дальше — больше. загадочные стуки, звуки, лужицы воды на ступеньках лестницы. Разумеется, Крикли-Холл окажется домом «с историей»: во страшного наводнения 1943 года в доме погибли дети, привезенные в тихий провинциальный уголок от лондонских бомбежек. В романе практически отсутствуют интрига и непредсказуемость. Трагическая история погибших детей раскрывается довольно быстро. Главный герой Гейб Калег также оказался легко узнаваемым персонажем: скептик, рационалист, пытающийся все аномальные явления объяснить с позиций разума и науки. Словом, своеобразная реинкарнация детекива Дэвида Эша. А еще в романе будет английская деревня, совсем негостеприимная к чужакам, будет сельский священник, тщательно скрывающий тайну, связанную с гибелью детей. Будет еще много скучных и необязательных персонажей. Детективная интрига, которую Герберт пытается завязать в середине романа (и, следует отметить, это ему почти удается), раскрывается буквально через несколько десятков страниц. Интриги нет, загадки разгаданы и читателю остается только ожидать финальной развязки.
Разумеется, такой ромаан не может обойтись без страшного злодея. И Герберт не обманет своих читателей. Злодей будет, да еще какой: садист, педофил, злобный антисемит, религиозный фанатик, нацист и поклонник Гитлера. В главном злодее «Крикли-Холла» сконцентрировались все возможные фобии, пугающие современное либеральное общество. но, будьте уверены — злодея ждет расплата и страшная участь.
«Тайна Крикли-Холла» оказались типичным «гербертовским» романом — подчеркнуто неторопливое повествование, повышенный градус мелодраматизма, изобилие деталей, подробностей. Интерес к роману движется по нисходящей, достигая примерно к 500-й странице почти нулевой отметки. Банальность, предсказуемость, нагромождение штампов, отсутствие сколь-нибудь оригинальных сюжетных ходов — словом, «Тайна Крикли-Холла» оставляет самые грустные впечатления.
Vimanly, 14 марта 2014 г.
Книга, в целом, состоит из кучи штампов: новый дом, семья, призраки, страшная тайна..где-то мы это уже видели, и не раз. Сам сюжет развивается медленно и не торопливо, а детальное повествование сводит на-нет весь интерес и желание читать дальше. Банальность и предсказуемость — вот и все ассоциации, которые возникли у меня после прочтения книги.
Не советую тратить на нее свое время.
5 из 10
WiNchiK, 30 апреля 2009 г.
В романе «Крикли Холл» просто живого места нет, где не стоял бы штамп: «это уже где-то было». Если Вы хотя бы раз в жизни видели среднестатистический американский ужастик о семье, переезжающей в старый дом с дурной репутацией, то этого будет вполне достаточно, чтобы знать, как все начнется, чем продолжится и каким образом завершится.
Не буду вслед за коллегами писать о поскрипывающих и самопроизвольно раскачивающихся детских качелях, о постукиваниях и покрикиваниях в ночи, о престарелой даме в сумасшедшем доме, о таинственном подвале, дверь в который всегда оказывается открыта, о темной фигуре, расхаживающей по дому, о девушке-экстрасенсе, о парапсихологе, о …ах, да… я же обещала не повторяться.
Однако, однако. Несмотря на явную вторичность как сюжета так и его развития, читать было интересно. Автор неспешно и старательно (иногда, правда слишком уж) рассказывает историю. Книга разбита на главы и оттого есть чередование – немного о жизни одного героя, немного экскурсов в прошлое другого, немного о настоящем . В финале все линии, по законам жанра, переплетутся в одной кульминационно-грозовой развязке.
Каждый из персонажей что-то добавляет в историю, хотя мне почему-то кажется, что если убрать их всех и оставить только антураж: старый уродливый дом, построенный по воле заказчика – не архитектора в расщелине дьявола, все загадочные события в нем происходящие, легенду о местном наводнении, бесконечные дожди и вересковые пустоши – то ощущения останутся такими же.
А потому просто не могу не отметить, что роман «Крикли Холл» характеристику «мистический» вполне оправдывает.
TaniaS, 25 октября 2012 г.
Кто сказал, что банальность в жанре ужасов плоха? Лично я нашла в этом романе все то, что так люблю в ужастиках: мрачный дом, семейную драму, призраки, дети, маньяки и т.д. В жанре мистического ужаса главное не ЧТО, а КАК. И именно это КАК получилось на мой взгляд прекрасно. Честно сказать, ночью при свете фонарика читать было жутковато. Для меня это показатель. То, что спустя месяц и два прочитанных романа других авторов, это произведение и вызванные им эмоции помнятся в мельчайших подробностях тоже показатель. В общем, поклонникам жанра читать обязательно.
alex1970, 4 декабря 2011 г.
Роман мне понравился, это типичное произведение Герберта, правда, не из самых лучших.
История зловещего дома, где когда-то произошло жуткое преступление, которое спустя годы отравляет жизнь его обитателей.
Семья, снявшая Крикли-холл, оказывается втянута в страшные события, тесно связанные с происшествием времен Второй мировой войны.
Роман включает в себя множество штампов, вернее, обязательных элементов классической британской истории о привидениях.
В нем есть все, что нужно любителям данного жанра, и написан он очень неплохо.
nikn, 28 апреля 2009 г.
Первая страница романа очень напоминает одну из историй-страшилок, которые мы так любили рассказывать много лет назад перед сном в пионерском лагере. Выглядит примерно так: «Темной, темной ночью в бурю дети попрятались от черного человека и с испугом слышали звуки «Ш-ш-ш», «Ш-ш-ш-леп!» Он искал их и дети старались сидеть тихо-тихо...» и т.д. и т.п.
Далее начинается неспешное повествование. В дом временно вселяется добропорядочная английская семья со своими переживаниями и конечно начинаются разнообразные сверхъестественные явления, и конечно обнаруживается, что в этом доме много лет назад произошли трагические события.
Попытка создать атмосферу мистического ужаса, на мой взгляд, получилась не убедительной и не страшной. Атмосфера создается с помощью довольно примитивных приемов из романов и фильмов ужасов: Одиноко стоящий большой и угрюмый дом, одинокие детские качели во дворе, постоянный моросящий дождь, мелькающие тени, странные звуки по ночам и т.д. и т.п. Как небольшой плюс можно отметить планомерный и выверенный ход событий, правда иногда неоправданно затянутый.
В общем, книга могла бы быть хороша, если бы читать этот сюжет в первый раз, а так очередной клон, хотя и вполне читаемый.
kanitel, 15 мая 2009 г.
Не очень ...некоторые страницы пролистывала не читая. Больше всего раздражает сцена в подвале-когда сумасшедший Маврикий пытается утопить Лорен : Прибегает ее папа Гейб, «выводит из строя» Маврикия и нет чтоб кричать дочери «Беги спасайся!!!» он садится на колени(спиной к сумасшедшему!), обнимает дочку и ведет с ней беседы «как ты милая?» пока ему этот Маврикий не треснул по голове палкой!!! ужасно глупо!
Pupsjara, 6 марта 2010 г.
Мистических романов я читал немного, поэтому не могу сказать, действительно ли автор эксплуатирует находки других писателей или пересматривает свои. Штампов в романе действительно хватает, тут и зловещий особняк, и призраки-хорошие и плохие, и американец, и погибшие дети, но несмотря на это роман очень понравился. Прежде всего понравился сюжет, который, как захватил с первых страниц, так и не отпускал уже даже после прочтения. Также понравились герои, которые совершенно не картонные, а каждый со своим собственным миром впечатлений, эмоций, воспоминаний. Очень в тему были также жестокие воспоминания тех событий, из-за которых дом превратился в дом, полный призраков. Из недостатков было несколько авторских ляпов, да и финал показался не до конца продуманным. Фанатам жанра я бы роман рекомендовать не стал, а вот людям, которые вдруг захотели прочитать что-то из мистики, в самый раз, качественное чтиво.