Мустай Карим «Радость нашего дома»
- Жанры/поджанры: Реализм | Историческая проза
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Входит в:
— антологию «Библиотека пионера. Том 3», 1972 г.
— сборник «Радость нашего дома. Таганок», 1983 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 30», 1986 г.
Экранизации:
— «Сестрёнка» / «Һеңлекәш» 2019, Россия, реж. Александр Галибин
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 6 июня 2020 г.
Один из лучших отечественных фильмов 2019 года, как бы это не странно прозвучало, является фильмом про Великую Отечественную Войну. В наши дни эта тема служит для киноделов поводом для распила государственных денег, халтурой на всех этапах производства и выплёскиванием помоев на наших предков. Однако в случае с фильмом «Сестрёнка» всё получилось по-другому.
«Сестрёнка» – это светлая история о жизни двух маленьких детей в башкирской деревне в последний год Войны. Незатёртая тема, отличная игра актёров (что детей, что взрослых), достоверность в отражении реалий деревенской жизни и прекрасная природа Башкирии. А ещё это кино о дружбе народов, причём не декларативной, а настоящей. Очень хорошее и трогательное кино, настоящее чудо по нынешним временам.
Снят фильм по мотивам повести башкирского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома» написанной в 1951 году, так что я решил сравнить первоисточник и его экранизацию. И здесь меня ожидало серьёзнейшее разочарование, поскольку это тот случай, когда фильм гораздо лучше книги.
Сюжет «Сетрёнки» лишь в общих чертах совпадает с «Радостью нашего дома». Фактически перед нами очень вольная экранизация в которой неизменной осталась только главная сюжетная линия об украинской девочке, которую приютила башкирская семья и основные герои повести. Всё остальное, включая характер девочки, подвергнуто тщательной переработке. Существенно изменена хронология событий. Некоторые эпизоды удалены, некоторые – добавлены. Часть второстепенных персонажей исключена из повествования, а часть – получила дополнительное развитие. Самое главное, что убраны идеологические моменты вроде навязчивой похвальбы советскому строю из уст героев или пространного описания первомайской демонстрации. Обычно я не одобряю подобный подход, однако не могу не признать, что в данном случае это только пошло на пользу повествованию, поскольку позволило выдвинуть на первый план гуманистический аспект истории, который в повести оказался задвинут куда-то на задворки.
Итог: фильм – чудо как хорош и достоин неоднократного просмотра. Повесть – не смотря на имеющиеся у неё достоинства, слишком сильно напичкана идеологией из-за чего сегодня не вызывает никакого удовольствия от прочтения. Огромная благодарность к создателям картины, которые смогли сохранить всё лучшее, что было в литературном первоисточнике и перенести это на экран. Низкая оценка поставлена именно повести, сам же фильм – твёрдая восьмёрка (а то и девятка), по десятибалльной шкале.