Питер Страуб «Клуб Адского Огня»
- Жанры/поджанры: Триллер | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Кровавая драма, произошедшая летом 1938 года в богемном пансионате «Берег», штат Массачусетс, тяжелым эхом откликнулась в наши дни. Странным образом в этом деле оказывается замешана книга — роман-фэнтези писателя Хьюго Драйвера «Ночное путешествие». Нора Ченсел, героиня романа Питера Страуба, пытается проникнуть в тайну книги, и это ей почти удается, когда неожиданно на пути героини встает серийный убийца...
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1996 // Роман | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1997 // Роман — Премия им. Августа Дерлета |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 14 января 2025 г.
В книге «Клуб адского огня» сам клуб упоминается раза четыре и не имеет прямого отношения к сюжету. В нашей стране книга издавалась в серии «Шедевры мистики», хотя мистики в ней нет вообще: роман представляет собой чистый детективный триллер. И этим список странностей, связанных с книгой, не ограничивается.
Взялся за «Клуб адского огня» Питера Страуба я уже после знакомства с его «Историей с привидениями» и «Коко» (про «Талисман» и «Чëрный дом» вспоминать не буду, это скорее «кинговские» романы), так что имел определённые ожидания. Которые вообще не оправдались, хотя расстроился я не сильно. По итогу. Поначалу же хотелось не раз бросить чтение, ведь весь первый акт построен на недомолвках и избыточности. Парадоксально звучит, но впечатления от первых глав были именно такие. Я вообще не понимал персонажей, их мотивацию, цели и тонкости взаимоотношений. Со временем недомолвки исчезли, Страуб честно ответил на все вопросы, но вот избыточностью роман страдал до самого конца, одаривая читателя подробнейшими описаниями, без которых вполне можно было обойтись.
Жизнь Норы далеко не сахар. К сорока девяти годам женщина не обзавелась любимой работой, не особо счастлива в браке и не сказать, что имеет определённые планы на будущее. При этом у неё явный ПТСР после службы медсестрой во Вьетнаме, сложные отношения со свëкром и некоторые проблемы с законом в прошлом. Жизнь Норы становится ещё тяжелее, когда в округе заводится маньяк, а скелеты в шкафах семьи её мужа начинают вываливаться наружу.
Читать было интересно, но, если честно, довольно нудно. Хотя отдаю автору должное, когда становится понятен его замысел, многое, вплоть до структуры и названия глав обретает смысл, а иногда и не один. Детективная составляющая романа хороша, интрига выдержана до самого конца, распутывать загадки интересно. Нотки постмодернизма вплетены в сюжет достаточно удачно. А вот что касается триллера... Скажем так, если бы местный маньяк возник на страницах романа Ричарда Лаймона, я бы вообще не удивился, а вот у Страуба наткнуться на подобный шок-контент было неожиданно. Да и смотрелось это несколько инородно.
По итогу опыт получился интересный, но ранее прочитанные книги автора понравились мне больше.
Nexus, 12 августа 2021 г.
Получив определенное удовольствие от знакомства с «Историей с привидениями» Питера Страуба, я принялся искать что бы еще почитать у данного автора. Мой выбор пал на «Клуб адского огня», который во второй половине 1990-х удостоился номинации в категории «Лучший роман» на Премии Брэма Стокера, но проиграл «Зелёной миле» Стивена Кинга.
Итак, книга рассказывает о бывшей медсестре Норе Ченсел, чья жизнь в одночасье летит под откос, когда в результате неких драматических событий судьба сводит ее с безумным маньяком Диком Дартом, одержимым романом «Ночное путешествие» писателя Хьюго Драйвера.
Практически против своей воли Нора начинает шаг за шагом выяснять подробности процесса создания культового фэнтези-произведения, связанного с таинственным происшествием в пансионате «Берег» в 1938-м году, попутно открывая множество любопытных подробностей о своем муже, его родителях и его дедушке, который когда-то давно основал издательство «Ченсел-Хаус», впервые напечатавшее книгу Драйвера и заработавшее на этом кучу денег.
В общем, на голову главной героини свалится немало приключений, следить за которыми лично мне было весьма интересно. А все потому, что Питер, довольно умело раскидав по тексту приличное количество загадок, не стал торопиться с ответами на них, срывая покровы тайны постепенно и тем самым сохраняя общую интригу романа до самого финала.
Если бы не это обстоятельство, то знакомиться с «Клубом адского огня» было бы крайне тяжело. Во-первых, из-за его избыточности в описании некоторых сцен. Я, конечно, понимаю, что это авторская манера Страуба, но, ей-богу, книге не помешала бы качественная редактура. Слишком много в ней моментов, которые можно было бы сократить без каких-либо потерь для сюжета. Особенно показателен в этом плане эпизод прибытия полиции к угнанной машине в 65-й главе — это просто эталонный образец пустого и унылого словоблудия!
Кроме того нельзя обойти вниманием и излишний мелодраматизм повествования: эти бесконечные откровения в духе «я — ее сын, а она — ее сестра». Персонажи постоянно оказываются либо чьими-то родственниками, либо как-то тесно пересекаются друг с другом, отчего возникает впечатление, что ты читаешь не приближенное к реальности произведение, а новеллизацию какой-нибудь второсортной мыльной оперы.
Кстати, о жанровой принадлежности «Клуба адского огня». Роман совершенно не тянет на хоррор, а является легким детективным триллером, с небольшими вкраплениями шок-контента. В связи с этим, номинация на Премию Брэма Стокера выглядит, мягко говоря, абсолютно неуместной. Похоже, что Страуба внесли в шорт-лист тупо по привычке, не особо вникая в суть его работы и опираясь лишь на ее броское название, которое, к слову, имеет весьма отдаленное отношение к содержанию книги.
Ну и последний минус романа, на мой субъективный вкус — это его главная героиня. Сложно однозначно сказать почему, но мне она совершенно не понравилась, хотя автор и пытался как можно полнее раскрыть ее характер, прошлое и настоящее, и вообще всеми силами стремился убедить меня в том, какая она умница и красавица. То есть, наблюдать за расследованием Норы мне было по душе, но вот сама она частенько вызывала раздражение и неприятие из-за своих дурацких поступков.
Учитывая все вышеперечисленное, я не могу рекомендовать «Клуб адского огня» к обязательному прочтению. Да, текст вышел по-хорошему запутанным и богатым на события, а потому «съедобным», но вместе с тем, нередко заставлял скучать и удивляться глупому поведению некоторых персонажей.
У меня в планах также есть знакомство с «Мистером Икс» и я очень надеюсь, что оно будет более удачным.
stenny, 30 ноября 2014 г.
Очень понравилась книга!
Как и большинство книг автора.
Начинала читать несколько раз. но отвлекалась на другие дела, да и настроиться не удавалось.Слишком примитивные сейчас читатели — и не только, люди склонны интересоваться только книгами, фильмами и людьми, отвечающими определенному шаблону. «Время стрессов и страстей», как говорится. Никто не пытается подстроиться и попытаться понять по-настоящему другого человека, с отличающимся темпом речи, ритмом, системой взглядов. Так уж получается, что люди привыкли к большому потоку информации поступающему ежедневно и им незнаком навык «прислушиваться» к другому человеку, делать усилие и пытаться понять что же означают или иные фразы или реплики собеседника.
Сначала я внимательно запоминала факты и вводных «действующих лиц.». Скрупулезно, как условие некоей задачи, а потом «пошло-поехало-побежало». Втянулась не хуже, чем при чтении «Глотки», «Тайны» и «Коко».
Стиль романа кардинально отличается чем-то, может потому что ведется от лица женщины.
Но узнается фирменный авторский стиль: все эти «разветвления» и побочные сюжетные линии.
Лично мне они не кажутся хаотичным нагромождением. Наоборот, все как в жизни, между тем, как старина Кинг, например, сосредотачивается только на характере пары героев и на их «героической» миссии. Поэтому все его «Розы марены» и тетки из «Громила» или «Игра Джеральда» этакие лихие супервуменши поневоле.
Смахивает на голливудский сюжет.
АВообще пришла к заключению, что Кинг менее склонен вдаваться в поиски метафор и эпитетов и всяких авторских описаний. У него есть такая манера — сводить все к аналогам из американской действительности. Все эти «хриплый голос Бобби Тайлер», «выпила «Тайленол» и «присела за кустиком и обнаружила. что моча ее покраснела от крови». Слишком все «псевдо-реалистично=-натуралистично». Грэм Грин писал о своем первом «шведском романе» (Меня создала Англия), что он не бывал тогда еще в Швеции и думал обилием деталей ( названия улиц, кафе, найденные по справочнику) заполят «пустоту» и незнание города Стокгольма. Не заполнили.
Так вот, Кинг подобно герою Дени де Вито из «Человек эпохи Возрождения» или «Невероятные приключения Билла и Теда» все многообразие мировой истории и тонкости политической ситуации упрощает на манер американского подросткового сленга. «Шекспир написал в «Ромео и Джульете», что один чувак из банды Монтекки запал на деваху...» и прочие «понты».
Как говорят социологи «расставлять «знаки», «якоря», которые символизируют определенный набор черт персонажа — «уровень жизни, образования, честолюбия. Только упомяните, что презираете дешевую косметику «Нивея», а признаете только Лореаль или еще какую-то, элитарную и все, «образ создан». Точно также и Кинг, не утруждает сбея подбором описательных слов, а прибегает к названиям-символам, или сравнениям.
Кинг упрощает и «приземляет» повествование, а Страуб наоборот, имеет не в пример ему богаче воображение и более поэтический язык. Он грубую реальность поэтизирует и повышает до уровня готики,викторианства или тому подобных вещей.
Читала два дня с перерывами на сон и работу. Как только «приняла условия игры» автора, т.е. завязку, все становится простым и понятным, но действие держит в напряжении и ни разу не возникало желания забежать в конец и узнать, чем все закончилось. Наоборот, пару раз поднималась наверх, чтобы уточнить имена и звания того или иного персонажа, так как плохо запоминаю имена.
Несмотря на чистый детективный сюжет ближе к концу романа, у меня не было реакции «героине надо было сделать то-то и то-то», «я бы оглушила его подушкой и убежала бы». Здесь рассказывается история Норы Ченсел и представлено ее внутреннее видение ситуации. Наверное я была очень «мудрой» и всегда пыталась «встать на место» другого человека, как говорят индейцы «пыталась походить в его мокасинах». Главная беда современности — нетерпение.
В общем, книга напомнила жанр кинофильмов «нуар», особенно запутанностью сюжетных линий», однако это плюс книги.
Вот у этой книги действительно остается этакое характерное «послевкусие».
Как и несколько упомянутых мной романов Страуба получаешь несомненное удовольствие и удовлетворение при чтении книга. потому что читаешь не только «эмоциями» скорее узнать справилась ли героиня с поставленной задачей, а приходится следить за множеством деталей, героев, пусть и «лишних». но мне как-то уже говорили, что у меня мышление «расследователя», так что действительно получаешь удовольствия ломая голову над загадкой.
Поставлю 10.
Молодец Страуб, такая редкость отыскать книгу, чтобы не только «переживать» за героя, но и работать мозгами, хотя бы не упускать мелочи и помнить кучу персонажей.
Тренировка.
ПС: в Англии 18 века действительно существовали «клубы адского огня».
Клуб адского пламени (англ. Hellfire Club) — такое название получили в английской историографии несколько закрытых обществ вольнодумцев из либеральных кругов аристократии Англии и Ирландии в XVIII в., которые тайно собирались в различных уголках Великобритании на протяжении XVIII века. Девизом этих кружков была раблезианская фраза Fais ce que tu voudras («Делай что желаешь»). Деятельность клубов не афишировалась, оттого их занятия и состав участников представляют благодатную почву для спекуляций. Философия жизни членов клуба благодаря их девизу ассоциируется как с Франсуа Рабле и его произведением «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Телемским аббатством[1], так и с позднейшими философскими и теологическими изысканиями Алистера Кроули[2].
Википедия
alex_kr, 10 января 2009 г.
Наверное, один из самых неудачных романов Страуба. Завязка, в принципе интересная, и первые страниц 100-150 интрига еще сохраняется... а потом начинается жуткая нудятина, которая продолжается фактически до конца романа. А сама развязка довольно банальна и абсолютно предсказуема, никакого неожиданного финала не получается...
lenal_22, 25 августа 2007 г.
Читала на русском языке, больше не буду. Впечатление не очень хорошее. И почему Страуб бывает такой нудный?