Михаил Гребенюк «Марсианский феномен»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kons, 1 декабря 2013 г.
Прочтение этой книги для меня было как путешествие в terra incognita. Во-первых я ничего не знал об авторе Гребенюке, во-вторых я понимал, что, наверное, фантастика в Узбекистане была, но этот «зверь» раньше мне не попадался.
Скажу сразу — такую прозу можно писать где угодно и никакого местного колорита, ну разве только что в именах, здесь нет. Мы имеем дело с космической фантастикой, а в ряде случаев можно было бы сказать и с космической оперой.
Наиболее слабым произведением является короткий роман, который при прочтении очень отдает опереточностью и непонятными политкорректными реверансами. Угадываемые плохие американские капиталисты, с которыми справляются строители коммунизма. Такое впечатление, что роман всплыл аж из двадцатых годов, а не написан в 70-м.
Небольшая юмореска в конце сборника — ничего по сути не меняет. Могла быть, могла не быть написана — ни холодно, ни жарко. Похохмили на тему вечных взаимоотношений мужчин и женщин и хорошо.
А вот в том, что касается повестей (их три) можно сказать, что автору удавалось в данном объеме рассказать основное, избегая ненужных затягиваний и долгот в сюжете.
Отключитесь на момент от знания фантастики — забудьте на время корифеев и представьте ситуацию. Периферийный автор, который до этого в основном писал детективы и тут выдал фантастику, да и с каким вселенским масштабом. Не исключено, что Гребенюком было прочитано что-то из написанного в предыдущие годы. Да сюжетность произведений повторяется (ну кто только не писал про покорение космоса землянами в советской фантастике (американскую я думаю трудно было достать в УзССР)), но автор все равно достаточно интересно строит фабулу и повести читаются на одном дыхании. Мне даже показалось, что у этих повестей есть исторический привкус палп-фикшна 30-40 американской фантастики (могущественная цивилизация, суперспособности героев, артефакты исчезнувших цивилизаций и пр.), но все это дополняется достаточно современным техническим дополнением. В чем-то я скучаю по такой фантастике. Сейчас такую не пишут.
«Из глубины тысячелетий» — история опосредованного контакта землян с цивилизацией с другого конца галактики. История прогрессоров, прилетевших на Землю и тайно участвующих в развитии человечества. Произведение в форме короткой повести, благодаря чему сильно выигрывает в динамике.
«Прошедшие сквозь время» — ну просто стандарт в жанре «космической оперы» — супервозможности одного из героев, суперсиловые поля, борьба с другими инопланетянами, попытки порабощения землян и пр. Опять же размер произведения идеально позволяет вместить все события и сохранить динамичный сюжет.
Наконец заглавная повесть, рассказывающая об изучении Марса землянами — наверное во многом повторяет произведения как советских, так и иностранных писателей о Марсе и особой оригинальностью не отличается. Но писательская фантазия и здесь не подводит автора и описываемые события держат читательский интерес.
Примечательный сборник, изданный к 90-летию автора, открывающий еще одну неизвестную страницу истории русскоязычной фантастики. Огромное спасибо составителю сборника, который перерыл для издания редкие местные журнальные публикации с иллюстрациями, можно сказать вытащил из небытия, однако ограниченный тираж сборника — всего 80 экземпляров, к сожалению откроет автор для узкого круга читателей. Но возможно это первый шаг...