Генри Райдер Хаггард «Рассвет»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | С ярко выраженной любовной линией | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Для улучшения финансового благосостояния семьи, Филип Карсфут дает обещание жениться на Марии Ли, наследнице огромного состояния. Но в город приезжает Хильда, простая девушка, не имеющая за душой ни гроша, компаньонка Марии, и Филипп влюбляется в нее.
Тайный роман Филипа и Хильды, с последующей тайной женитьбой, вот так развиваются события, перед тем, как Карсфута отправляют на обучение в Оксфорд.
По возвращении из университета, у отца Филипа возникает к сыну только один вопрос: «Как протекают его взаимоотношения с Марией?».
Филипу ничего не остается, как солгать отцу и ответить, что они с Марией помолвлены...
Теперь перед молодым человеком стоит непростая задача: сохранить свою ложь и не лишиться отцовского наследства.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 9 августа 2021 г.
У дебютного произведения будущего мастера приключений название незамысловатое, и не сразу, только к концу книги, когда мы прочтем письмо Анжелы Каресфут к Артуру Хейгему, нам станет ясно, почему автор окрестил свое творение именно так.
Сюжетная линия романа и тот глубинный смысл, который Хаггард в него вкладывает, станет той дорожкой, по которой он пойдет и дальше, и будет идти до самой смерти, когда он уставший от затерянных миров, африканских вельдов, экзотических красавиц, безмолвия пустынь и поиска сокровищ, возьмет, остановится и расскажет другую историю: о голове ведьме, о сокровищах де ла Молей, о руинах аббатства Рамборо, о Стелле, о рыцаре пустыни, Руперте Уллершоу, об осколках вечности, да о дикарке Мэри с острова Марион, грустно глядящей в костер, сложенный из сухих водорослей.
Все эти истории повествуют об одном – о любви.
О любви после смерти, о самопожертвовании, о том, на что человек способен во имя любви, для ее сохранения, сколько трудностей он готов пройти, чтобы быть с любимым человеком.
Не у всех героев романов, написанных Хаггардом в жанре «реализм», это получалось.
Не у всех перечисленных мною книг счастливый конец. Не всем своим персонажам Хаггард готов подарить чудо любви. Жестоко, сурово, с одной стороны, и с другой – закономерно.
Все эти произведения вышли из «Рассвета», как мы из «Шинели» Гоголя.
Только с годами автор отточил свое мастерство.
О чем же роман?
Первая фаза (небольшая по объему) рассказывает о противостоянии кузенов – Филипа и Джорджа Каресфута. Отец Филипа – Дьявол Каресфут, как прозвали старика за его удивительные глаза, так же сильно любит своего племянника (скорее в память о брате-инвалиде, чем по иной причине), насколько он не любит родного сына.
Последний, то бишь Джордж, рыжий Каресфут, зная об этом, старается любыми средствами сделать так, чтобы Дьявол отписал ему всё состояние и только и делает, что порочит имя Филипа.
Удивительно, как быстро поменялось мое отношение к Филипу Каресфуту после нескольких глав. Он стал резко отрицательным персонажем. Таким неприятным он будет оставаться вплоть до самого конца.
Вторая фаза, самая суть фабулы «Рассвета» — отношения дочери Филипа – Анжелы и Артура Хейгема, молодого сироты, вернувшегося из Индии, попечителем которого был… Джордж Каресфут.
Вторая фаза подчинена первой, ибо в ней заложены нити интриги, ставшие двигателем всего романа, и началось…
Назвать «Рассвет» совершенным, я не могу, при всей моей огромной любви к творчеству Хаггарда.
Автор вытащил его из «духовки мысли» непропеченным, чуть-чуть сыроватым, не до конца связав воедино нити сюжета, однозначно не решив, каким он хочет видеть роман, но это отнюдь не говорит о том, что дебютная книга — провальная.
Не так ярко, как мог, он раскрутил интригу с Анной Беллами, главной злодейкой романа. Поначалу она выступает женщиной сильной, роковой и яркой, затем – ее образ бледнеет, а потом и вовсе — обесцвечивается.
Филип Каресфут на протяжении всей книги – личность неприятная и малозначительная.
Его поступок, как отца, заслуживает порицания, но ничего другого от такого человека, как он, нам и не приходится ждать.
Для двух других злодеев – Джорджа Каресфута и сэра Джона Беллами (хотя он злодей в меньшей степени, чем его супруга) у Хаггарда не хватило красок.
А вот с положительными персонажами у дебютанта, всё, наоборот, отлично.
И говорю я вовсе не об Анжеле и Артуре, а о Милдред Карр, соперницы Анжелы, Агате Терри, собирательнице жуков, и миссис Пиготт, няне Анжелы. Две последние, многоуважаемые дамы, юмороносители в «Рассвете», без них книга бы многое потеряла.
Много размышлений на вечные темы – любви, смерти и жизни после оной, – об этом молодой Хаггард не мог не думать, и думал на протяжении всей своей жизни, о чем и писал в каждой своей книге жанра «реализм», да и современному читателю не грех задуматься, никогда не поздно и весьма полезно.
Для меня самые интересные эпизоды книги связаны с пребыванием Артура на Мадейре. Полагаю, что многие со мной согласятся, когда прочтут роман.
Не обошлось и без элементов мистики.
Напоследок скажу: жаль, что автор вывел из повествования Марию Ли. Останься она во второй фазе – произведение значительно бы выиграло. (ИМХО)
Итог: 9 из 10.
Не будь «Рассвета», Хаггард не стал бы тем, кем стал, так что в целом для дебюта – неплохо.
P.S. Спасибо издательству «Вече» за возможность познакомиться с первой крупной работой любимого писателя, и отдельное спасибо переводчику Д.А. Налепиной.
AshenLight, 14 января 2023 г.
Самый первый, самый крупный и самый… абсурдный роман Хаггарда. “Рассвет” перевели недавно, и я его оставил, так сказать, на закуску, всё остальное прочитав и малую часть прослушав. Хаггард — один из самых моих любимых авторов приключенческой литературы.
Не знаю, как самому автору, а мне чтение далось нелегко. Я негодовал из-за поворотов сюжета, отсутствия глубины психологической проработки, нелогичности поведения персонажей, какие-то люто аморальные козни, совсем не понятно, чем была вызвана любовь между персонажами. Больше всего вызывает непоняток “возвышенная” любовь между матерью и отцом Анжелы, а так же не менее “возвышенная” любовь между Артуром и Анжелой. Подтверждения в виде простых констатаций не принимаются! Почему Артур и Анжела так легко уступают нелепому требованию? Они на ухищрения почему-то не пошли, чего не скажешь о других действующих лицах. Почему Артур не пытается прояснить ситуацию и сразу убегает искать утешения у Милдред? Столько слов о ненависти к своему “высшему идеалу”, уговоры Милдред стать его супругой и при этом думы и грёзы о покинутой им Анжеле. Какая-то наивная вера у влюблённых в слова и суждения их явных недоброжелателей, которых трудно заподозрить в честности. “Африканские” страсти между Анжелой и её дядей, одержимость отца Анжелы возвращением себе утраченных земель, заговор и его результаты — какая-то “клиника”. Неубедительно. Поведение Милдред очень странное, учитывая её прошлое. Как-то нелепо она пытается вытянуть из Артура признание в любви к ней, которое её удовлетворит.
Описанные перипетии мне показались неестественными. И не в первый раз. Количество подтасовок, чтобы выстроить линию сюжетную, зашкаливает. Вообще вся это возня по поводу долга и любви, жертв и козней раздражала меня не раз, но я терпел. Мне кажется, Хаггарду не стоило полутора десятков однотипных романов плодить. Тема малоактуальна и при этом не раскрыта, на мой взгляд. Кроме того, поведение представителей высшего света рядовому читателю вряд ли должно показаться интересным. Есть серьёзные сомнения в реалистичности сюжетов и персонажей. К циклу про Квотермейна претензия обратная: можно было и побольше историй выдать.
Скрепя сердце ставлю 5 баллов. В основном за последнюю часть, которая была чуть более логичной, чем 85% романа. Кстати, финал совсем коротенький, что вызывает недоумение. Я ожидал от Артура хоть какой-то речи и глубокого раскаяния. Могли бы и Анжела с Милдред подружиться до кучи. Хорошо, что Хаггард обошёлся без трагедии, как это бывало в аналогичных его романах.
Под спойлер уберу несколько цитат.
«Увольнять старого слугу всегда больно — почти так же, как выбрасывать старое платье; но когда платье изношено, его нужно выбросить. Разумеется, то же самое относится и к слугам». {Анжела не очень-то противилась.}
«Право собственности должно стоять выше интересов отдельного человека. Мой отец и ты, вы вдвоём лишили меня моей законной собственности..» {А отца свёл в могилу раньше времени, не дав лекарство, но это другое.}
«Инстинкт грабежа, возможно, — самый сильный инстинкт в человеческой природе и те, кто хочет управлять человечеством в его состоянии, должны потворствовать ему или потерпеть неудачу.»
«Не будьте слишком самоуверенны и никогда не доверяйте женщине.» {Это говорит женщина мужчине. Уж этой-то стоит доверять.}
«Они знают — даже если не знают ничего другого — что хороший доход и положение в обществе сделают их совершенно чистыми в глазах их собственного ограниченного мира — маленького мирка обмана и условностей, который вовсе не заботится о духе морального закона, при условии, что соблюдена буква. Именно этим они измеряют свои личные добродетели, а не теми высокими планками, которые вы, мужчины ставите для них.» {Но сама-то она уж точно не такая. Абсолютно!}