Тэд Уильямс «Явившийся в пламени»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История лорда Сулиса, последнего в своем роду, который пытался разгадать тайны, лежащие в основе религии Остен Арда.
Входит в:
— цикл «Остен Ард»
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 26 июля 2022 г.
Изгнанный из своих краев вельможа Сулис, прозванный Отступником из-за принципиальных разногласий с церковью, решил поселиться в далеком от прежнего места проживания Эркинленде. Некогда там находился огромный замок бессмертных ситхов, ныне лежащий в руинах. По слухам, где-то в одной из его башен растет Колдовское Древо, позволяющее разговаривать с прошлым...
Честно говоря, прочитав аннотацию Силверберга, я не впечатлился сказочным миром Остен Арда. Сама задумка показалась мне неинтересной и скучной до тривиальности. Однако, в процессе чтения я понял, что автора больше интересовала психологическая сторона повествования, нежели сам сюжет. И вот с этой задачей он справился прекрасно. Во-первых, сумел создать мрачную атмосферу Лугового Холма, величественные сооружения которого поражают своими размерами даже спустя тысячи лет, а по пустынным залам до сих пор бродят тени давно исчезнувших хозяев, от которых не осталось даже имен. В дополнение к этому писатель рассказывает нам историю угасания рода главной героини, все мужчины которого раньше были Великими Танами Озерного Народа. Теперь же от их величия ничего не осталось, и после смерти последнего тана его вдова была рада выйти буквально за первого встречного, чтобы вырваться из опостылевшей клетки. Когда в Эркинленде появился наббанский вельможа со свитой, она решила, что судьба подарила ей новый шанс. Увы — на самом деле оказалось, что она просто перелетела из одной клетки в другую, правда, более просторную. Счастья ей это не прибавило: ее семейное проклятье просто соединилось с проклятьем нового мужа. Автор находит правильные слова, чтобы детально-точно описать состояние беспросветной тоски и безнадеги, передающееся дочери в наследство от матери. Вроде бы — отрицательные эмоции, а всё же цепляют душу по-серьезному, не дают остаться равнодушным. Во-вторых, неплоха и придуманная автором философия, сильно перекликающаяся с философией раннего христианства. Роль Иисуса Христа в ней играет Узирес Эдон, обещавший своей пастве жизнь вечную после смерти. Именно об этом новый правитель Эркинленда и хотел спросить одного из бессмертных ситхов. Ради этого рисковал не только своим положением, но и самой жизнью, ибо сторонники церкви не очень-то обожали прытких вольнодумцев. Но имела ли такая смелая попытка хоть какой-то шанс на успех? Негативная атмосфера повести подсказывает нам, что навряд ли. Думаю, с happy end'ом эта история выглядела бы куда хуже. Так что автор правильно расставил все акценты и выбрал верный стиль, чтобы донести до своего читателя простую мысль: даже бессмертным богам не дано узнать, что нас ждет за роковым Порогом Смерти. Каждый узнает об этом сам, в отведенное ему судьбой время. И не стоит это время торопить — впереди, ведь, целая вечность.
------------
РЕЗЮМЕ печальная история о том, что не на все свои вопросы к богам можно получить четкие ответы. Лучше совсем не спрашивать, а каждый день бороться за свою жизнь и любовь, пока они еще не успели кануть в Лету...
sergej210477, 30 ноября 2020 г.
Коротенькая повесть из «Вселенной Ордена Манускрипта».
История про Короля-Цаплю, Сулиса, жившего несколькими веками ранее событий, описанных в трилогии «Ордена Манускрипта».
Этот приквел не несёт никакой смысловой нагрузки по отношению с основному циклу. Можно считать эту книгу самостоятельным произведением.
Это — воспоминания падчерицы короля о временах своей молодости. Если уж быть совсем точным — история первой любви.
И, исходя из этого, складывается весь стиль повести.
Эмоционально. Со вздохами и причитаниями о молодости, которая давно прошла. О былой красоте, которую не вернуть. Рассказ о первой влюбленности, о прекрасном и мужественном солдате, которого повстречала в замке девушка Бреда. О безрассудстве первой любви, о самопожертвовании.
Сказка. О принцессе и преданном ей рыцаре.
Сентиментальная, грустная, трогательная.
Прекрасной половине человечества понравится эта история, старая как мир — о любви и предательстве.
А больше в этой повести ничего нет. Можно, конечно, сказать, что параллельно, есть небольшая сюжетная линия о короле-философе, который всю жизнь искал в древних книгах и таинственных ритуалах ответы вопросы о своих религиозных терзаниях. Но — это лишь небольшие вкрапления в типично «женский роман».
Написана повесть интересно — мрачная и печальная атмосфера, лирично и грустно.
Я, позевывая, дочитал с трудом. Скучно.
Molekulo, 18 ноября 2022 г.
В повести переплетены две небезынтересные истории: история несчастной любви, верности и предательства и поиск ответов на вечный вопрос, есть ли жизнь после смерти.
Один из основных действующих персонажей — опальный дворянин, потерявший любимых, пытается узнать, какую судьбу встретили они по ту сторону, и что ждет его, сможет ли он вновь снова встретиться с ними и быть счастливым. Он не останавливается ни перед чем: начинает с достаточно вольной трактовки учения местной церкви и поиска всех возможных знаний на эту тему, а заканчивает тем, что с помощью пленной колдуньи вызывает дух местного эльфа и задает ему свой вопрос. Тут автор, на мой взгляд, выбрал единственно верный вариант развития событий, любой другой смотрелся бы гораздо хуже и разрушил бы всю атмосферу произведения.
А что это за ответ, я не скажу, чтобы никого не лишить удовольствия от самостоятельного прочтения. Общего с основным циклом у повести довольно мало, можно спокойно читать оба произведения независимо друг от друга.
M.Richter, 2 ноября 2021 г.
Написано очень атмосферно. Но малопонятно; явно читать надо после основного цикла, тогда все эти имена, названия и исторические факты будут понятны. Рассказчица крайне мало поясняет об особенностях мира, в котором живет. Стиль и язык отличные.
vam-1970, 21 января 2022 г.
Повесть-приквел из цикла «Остен Ард». Написана уже после первых романов.
Можно посмотреть на сюжет с другой стороны — история любви девушки — их миллионы, история предательства воина -их миллионы, поэтому эти сюжетные линии не основные. А задать вопрос в надежде получить ответ бессмертному о наличии или неналичии Загробного мира — единицы. Вот это и делает сюжет неповторимым благодаря таланту автора. Более подробно. Герой повести Сулис ищет ответ в той религии, которая присутствует в его мире, а она похожа на библейскую нашу. Есть ли Загробный мир в виде Рая, где живут после смерти? Если есть- то он признаёт эту религию, если нет- то он еретик, конечно.
Попытка спросить у призрака исчезнувшей расы ситхи об этом очень поучительна — ответ не дан конкретно. А почему . На мой взгляд и думаю и автора тоже, хотя он не выразил своей позиции. Ситхи — это раса , опередившая в развитии и сильно существующую цивилизацию меча и стрел. И исчезнувшая. Вот перед ней абориген с вопросом -есть ли Рай- сказать, что нет Рая, значит обречь аборигенов на разочарование и хаос. Он этого не сказал. Сказать, что есть Рай, значит соврать -ситхи не нашли Рая, а может и не искали. А врать не могут — не тот уровень развития в отличие от нас лживых людишек. Он и этого не сказал.
Знаменательна реакция Сулиса на эти ответы. Но если ранее он был в тревоге, в надежде, в грусти, то теперь он преобразился в лучшую сторону -когда умрет , он получит ответ. Отсутствие конкретного ответа — это надежда, что где-то что-то есть, но никто не знает. А если брать уже совсем отвлечение от сюжета для размышления уже об науке Загробного мире, то можно много чего напридумывать. Но не здесь.
Сильный сюжет, написан мастерски.
ahenobarbus, 1 апреля 2018 г.
Хорошая, даже, пожалуй, очень хорошая вещь. И на редкость ёмкая, в очень небольшом объёме автор сумел уместить неожиданно много смыслов. Текст качественно сделан, читать его приятно, хотя временами рассказ кажется чуть-чуть слишком неспешным. Лично мне больше всего понравилось, как автор рассказывает эту историю с позиции немолодой уже героини, прожившей жизнь и вспоминающей свои самые юные годы. Это и интересно, и трогательно, и заставляет поразмыслить о некоторых вещах, хотя, может быть, и не содержит в себе ничего особенно нового. А вот с мотивацией молодой Бреды автор, мне показалось, несколько недожал. Ну, не чувствуется «момента выбора», как и почему она поступила именно так, не вполне понятно. Решение выглядит слишком уж здравым для пятнадцатилетней, переживающей первую любовь. Хотя, кто его знает... Чужая душа потёмки.
karlan, 1 июня 2018 г.
Пустоватая зарисовка.
Сам цикл еще не читал, решил начать с нее. Очень тягучая и скучная повесть наполненная мегалитрами воды и нелогичными действиями героев. Для чего написана непонятно, если для затягивания читателя предпочитающего малые формы в мир Остен Арда — то не получилось, энтузиазма совершенно не вызвало. Никакого яркого ядра произведение не имеет, никаких интересных загадок не загадывает. Неожиданные повороты сюжета отсутствуют. Боевки тоже нет и даже не планировалось. Имею легкие подозрения что писалось просто для какого либо сборника и без особого старания. Пустышка.
Вероятно понравится читателям прекрасного пола.
Не оцениваю.
AlisterOrm, 23 октября 2013 г.
Я не читал основного цикла об «Ордене манускрипта», поэтому многие перипетии мира для меня остались тайной. как и для рассказчицы — Бреды, которая вспоминает о своём отчиме — неком Короле-Цапле. Рассказ ведётся от имени женщины, поэтому он неспешен, нетороплив, несколько приукрашен флёром романтизма юности. Здесь вовсе не обязательно повествовать о сложных политических интригах этого мира, нужно просто рассказать о несчастливой любви этой девушки, и о её отчиме.
Наверное, стоит почитать Уильямса побольше. Персонажи этого мимолётного рассказа очень хороши, особенно противоречивый Сулис. А уж стиль... При её чтении всегда всплывает в голове «Фантазия Ре-Минор» Бетховена — длинные, печальные пассажи, сменяющиеся дикой, несусветной радостью. Тем паче что рассказ проникнут мистикой и тайной, я слишком мало знаю о сущностях, правящих здесь, поэтому для меня фигуре Хакатри из Пламени, колдовское дерево произвело своё вечатление.
Так что... Уже то, как написан рассказ, заслуживает похвалы. А смысл... Бреда выбирает жизнь отчима заместо жизни возлюбленного, оказавшегося ложным. Да, лучше спасти одного доброго и честного человека, чем посредством его смерти купить себе фальшивое счастье.
primorec, 7 апреля 2013 г.
В свое время именно с этой небольшой повести началось мое знакомство с творчеством Тэда Уильямса. Помню, тогда меня поразило почти полное отсутствие «фэнтезийности», хотя речь и шла о колдовстве, тайных знаниях, бессмертных существах и древних королевствах. Было в этой истории так много простых человеческих, понятных любому, чувств и эмоций, что делало все происходящее почти реальным. Как почти реальными стали герои повести — и легендарный король-Цапля Сулис, и юная Бреда со своим возлюбленным солдатом, и лесная ведьма — благодаря множеству обыденных деталей и простоте рассказа.
Те, кто хорошо знает мир «Ордена Манускрипта», будут особо довольны. Мы окажемся во времени, предшествующем основному циклу, когда жил легендарный король-Цапля Сулис, ставший для героев основного повествования полузабытой легендой. И место действия будет вполне знакомо — тот самый замок сидхов с уходящей в высоту башней Зеленого ангела, с таинственными подземельями, ведущими к самым корням Земли. В замке, где граница между мирами двух народов истончена до предела и можно услышать гневный шепот ушедших. И тот, кто сможет правильно выбрать время, найти окруженное тьмой дерево, зажечь из его ветвей костер, получит шанс выйти на дорогу Сновидений и задать свой вопрос бессмертным.
Вот тут, пожалуй, и начинается самое интересное в этом рассказе. В этом самом вопросе, который так жаждет задать господин Сулис. Такой простой: а что там, за гранью смерти. Есть ли там что-то или нас ждет только вечная тьма небытия, а все, что обещает церковь лишь сказки для слабых духом? Вот какой ответ жаждет король — Цапля. Там, где нужна лишь вера, он ищет знания, не замечая, как настоящая жизнь с ее маленькими и большими радостями и горестями, любовью, желаниями и слезами близких, протекает мимо. Жуткая и обидная неудача для умного и, в общем-то, хорошего человека, отказавшегося от полной любви и страданий реальности ради безумной погони за несбыточным.
И все эти отчаянные искания — на фоне другой истории. Такой простой и обыденной истории первой любви юной Бреды. Такой яркой, такой прекрасной, такой разочаровывающей....Замечательное сочетание философии и реальной человеческой жизни с ее бурей чувств, где щепотка магии и таинственности, мистики и мрачной истории только подчеркивает вкус настоящего, человеческого бытия.
Но вот, что скажу напоследок. Прочитав первой эту повесть, я невольно ждала от «Ордена Манускрипта» продолжения. Такой же простоты и наполненности эмоциями, такой же глубины чувств и идей. И, не найдя этого, была, естественно, разочарована. Прочтение же в обратном порядке позволило бы понять и оценить по-другому горестную историю короля-Цапли и самого «Явившегося в пламени«Хакатри из дома Танцоров.
Robin Pack, 11 августа 2008 г.
Повесть сильно удивила. Резкое перемещение в другую эпоху мира, во времена Короля-Цапли, о котором в «Памяти, Скорби и Тёрне» (Ордене манускрипта) было пара слов. Связи с основной эпопеей нет никакой, кроме места действия. Уильямс сумел не зациклиться на своих персонажах и их времени, и получился настоящий исторический экскурс, как будто Остенард — реальный мир. Что ж, в проработке истории и мифологии Тэду не откажешь.
Короткая история рассказывается от имени Бреды, падчерицы Сулиса, которая впервые оказывается в мрачном и запустелом Хейхолте, а вокруг — интриги придворных и тайны мрачного прошлого. Приключений как таковых в повести почти нет, она больше сводится к описаниям ощущений девушки и ее размышлений, чем действий. По каким-то отдельным фразам и построению текста (это мемуары, написанные много лет спустя) можно заметить, что Уильямс стремится подражать Умберто Эко и его «Имени Розы», только в малой форме.
Еще больше усиливается ощущение, что читаешь историческую повесть в духе Эко тем, что фантастического элемента здесь кот наплакал. Колдунья Джулой всего лишь проводит спиритический сеанс, вызывая дух сидха, пострадавшего от пламени дракона. Это единственная «магия», показанная в повести, и она тянет не более чем на мистику в средневековых декорациях. (Что-то подобное будет позже у Сапковского в «Башне Шутов»). Не будь местом действия вымышленный мир, никто не счел бы это произведение фэнтези.
В общем и целом — качественно, красиво, драматично. Придраться не к чему, но не мое. Слишком мелок масштаб событий по сравнению с «Орденом Манускрипта», слишком много красивостей и отступлений, слишком мало действия. Такие рассказы обычно пишутся «для девчонок», а «для мальчишек» — что-нибудь поэнергичнее.
glupec, 9 марта 2008 г.
Что касается меня — я не увидел в этой повести ничего особенного. Так просто, зарисовка: автору захотелось ещё раз «пройтись» по предыстории событий основного цикла (на эту предысторию были кой-какие намёки в самих романах, вот он и решил, так сказать, «взглянуть в ближнем ракурсе»).
Кроме того — если бы я не знал, что это тот же самый мир Остен Арда, ни за что бы не подумал. От всего подробно проработанного антуража, что был в романах, не осталось и следа — какой-то бледный, скучноватый и донельзя выхолощенный мир, где происходят какие-то непонятно что дающие уму и сердцу читателя события... Не то, чтобы вовсе было неинтересно — просто НЕ ОЧЕНЬ интересно... Не цепляет! При всей важности описанных в рассказе моральных проблем...
Насколько я понял, Тэд Уильямс писал этот рассказ специально для антологии Сильверберга, т.е., очевидно, не столько по велению души, сколько по «заданию начальства». Это его вполне извиняет — но всё же балл рассказу я поставлю низкий...
mitra, 22 января 2007 г.
На первый первый взгляд немного скучно, но дочитать до конца стоит. В таком маленьком произведении автор поднимает несколько больших вопросов.
Стоит ли строить свое счастье на гибели близких тебе людей, стоит ли любить предателя и убийцу — вот какие вопросы стоят перед героиней. Ее отчим же пытается сорвать покровы с другой тайны — ждет ли нас что-нибудь после смерти, и как жить с этой верой (или неверием) человеку, потерявшему всех, кого он любил.
in-word, 11 июня 2009 г.
Как «правильный и законопослушный» :lol:фантлабовец прежде, чем открывать для себя нового автора — смотрю библиографию ( что считаю вполне логичным) и посему «Явившийся в пламени» — первая книга этого автора, попавшая ко мне в руки. Согласна, это зарисовка, так сказать , предыстория. Но интересная..... Да, есть предательство и любовь, есть тема выбора, который часто приходится делать каждому из нас. Но, лично для меня, интересен показался вопрос, который мучил Сулисса, ответ на который он так мучительно искал и в итоге рискнул ради этого ответа всем, что у него есть — есть ли мир после смерти? встретим ли мы еще раз тех, кого любили при жизни? что ждет нас за чертой? что правда в религиозных догмах и верованиях?...Кто не задавал себе похожие вопросы? Увы, ответ не получен. Вернее это вопрос из ряда тех, на который нет ответа. Что ж, остается только ждать, чтобы получить его самолично.
TwoSouls, 14 февраля 2008 г.
В своей повести Уильямс сотворил хороший пример средневековой литературы — рыцарского романа, поэтому изначально (вообщем как и все творения этого автора) читается тяжело, зато прочитав до половины понимаешь что остановиться уже не сможешь