Сергей Казменко «Повелитель марионеток»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Экономическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Сэлх – маленький мир на самой окраине Метрополии. Даже корабли сюда залетают только раз в пять лет. Единственный товар, который производят его жители на продажу в другие миры – это концентрат листьев гла-у. Но однажды на Сэлхе нашли залежи редчайшего минерала реенгрита, и с этого дня всё изменилось.
Входит в:
— сборник «Знак Дракона», 1994 г.
— сборник «Великая Зетия», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Incnis Mrsi, 2 сентября 2020 г.
«Повелитель марионеток» — и утопия, и антиутопия. Памфлет и против «системы человечества, переросшей отдельных людей, развивающейся лишь сама для себя», и против демократии, и против «четвёртой власти», и против «… или право имею» одновременно. Это — и качественная «научная» фантастика, и проработанный вымышленный мир, и психологический триллер Достоевского в одном произведении. Причём этот потрясающий сплав ничуть не потускнел за прошедшие со времени написания 29 лет. Кабы не некоторые сюжетные огрехи (на которые уже указали комментаторы) и слишком рьяное следование некоторым шаблонам (узнаваемый Родион Раскольников, плохо замаскированное призвание дракона в качестве всеобъемлющего сюжета), я смело поставил бы повести высшую оценку.
О времени появления.
Опубликовано в течение 1993–94 гг. в весьма соответствовавшей обстановке в мире. В Кигали «Радио Тысячи Холмов» призывало убивать «тараканов» (т. е. тутси) и зачитывало списки врагов народа. В 5 тыс. км. к северу, в стране, флаг которой изображает золотую гильотину на фоне неба, граждане ещё недавно высокоразвитой Югославии самозабвенно убивали и насиловали друг друга по надуманным пропагандистами поводам. А в Москве, вскоре после стрельбы на Пресне, телевизионные студии выбрасывали в эфир помои по заказу враждующих олигархов. Только сам Казменко всего этого не видел, поскольку уже два года был мёртв. Видать, взамен утраченных десятилетий жизни ему была дана кое-какая способность к предвидению — быть может, и не на мелочь вроде трёх лет, если вспомнить о взрывах домов в России в 1999 г.
О моральном выборе.
Если в «Знаке дракона» выбор ставился между битвой _против_ дракона и уклонением от действия, то в данной повести офицер Службы Связи делает выбор между службой и _превращением_ в дракона. Думаю, оценка действий офицера автором вполне ясна, коль скоро
О сущности режима Метрополии/Ассоциации.
Авторитаризм? Если да, то некачественный, поскольку
О беспомощности обывателей.
Малозначительная казалось бы, но показательная деталь: мы ни разу не видим ни кусочка реенгрита. Мы даже не слышим, чтобы
Прошу добравшегося до этого места извинить меня за многословность. Ещё раз скажу, что согласен с критическими замечаниями касательно подачи сюжета, но тем не менее считаю повесть одним из лучших произведений НФ, созданных за последние тридцать лет не только в бСССР, но и в мире.
MarchingCat, 9 февраля 2018 г.
Замечательная повесть. Психология социума и индивидов. Управление империями и людьми. Информация как инструмент и оружие.
Циничная и жестокая повесть, но какой-то холодной жестокостью. От происходящего не содрогаешься, как от документалки, а наблюдаешь как за художественным фильмом, за выдумкой. И не потому, что персонажи якобы плоские. А просто стиль такой. Персонажи же, скорее, не плоские, а символичные. Каждый всплывающий персонаж олицетворяет собой какой-либо из человеческих психотипов, модель либо усреднённую, либо гиперболизированную.
Вот, вроде бы, по-отдельности, ничего нового. Но сплетено всё очень хорошо. То, что оказывается в финале, конечно можно предугадать, если знать что что-то надо предугадывать.... но если просто взял в руки и читаешь повесть не ожидая подвоха, то сюжет делает совершенно неожиданный для читателя поворот. Хотя заподозрить бы и надо было, ведь некоторые действия ГГ вызывали изрядное недоумение...
Крепкая штука. Не так и много у нас фантастики, в которой есть не только действия, но и мысли.
Seidhe, 9 января 2015 г.
Ознакомившись со всем доступным в сети творчеством Сергея Казменко пару-тройку месяцев назад, решил оставить две его повести — «Повелитель марионеток» и «Знак Дракона» — что называется «на потом», дабы сделать некоторый перерыв. Вышло так, что читать повесть начал в междугороднем автобусе. Так вот, скажу я вам, оторваться не получилось! Потратил лишние полчаса по прибытии, дочитывая книжку в зале ожидания... Может ли быть рекомендация лучше? =)))
Повесть для своего времени очень и очень примечательная. Тут и идея о влиянии информации на общество, и крушение иллюзий о «светлом будущем», описание которого столь характерно для советской фантастики, и прекрасно выписанный мир отсталой аграрной планеты, и много чего ещё, но меня больше всего впечатлило описание политики Метрополии. Автор смог нарисовать ОЧЕНЬ убедительную картину управления множеством населённых планет. Нет здесь ни тёмных властелинов, ни могущественных корпораций, ни заговоров искусственного интеллекта, вместо этого — тупая мощь государственного аппарата, который стоит выше любых человеческих понятий о добре и зле и нацелен лишь на эффективное функционирование. Читать об этом временами по-настоящему страшно. И что характерно — нет в повести ни одного положительного героя, что тоже выглядит для русскоязычной фантастики тех лет весьма необычно. Одним словом — очень рекомендую.
Несмотря на вышесказанное и максимальную оценку, не лишена повесть и некоторых минусов.
amak2508, 15 февраля 2014 г.
Если вспомнить, что писали другие участники семинара Стругацких (Рыбаков, Столяров, Лазарчук...) в то время, когда Казменко создавал своего «Повелителя марионеток», то окажется, что писали-то они все тогда на удивление одинаково — серьезные, умные, достаточно тяжелые для чтения вещи с большим количеством повествовательного текста. Конечно различия были — у Рыбакова вещи получались более эмоциональные, у Столярова — более динамичные... У Казменко же повесть оказалась зиждящейся сразу на двух китах: на тезисе «кто владеет информацией, тот управляет миром» (для того времени весьма и весьма свежая мысль) и на практически не решаемой в общем случае морально-этической проблеме.
«Странно, насколько порядочными бываем мы порой в мелочах, даже когда уверены, что нас никто не видит. И на какие поступки способны в то же время в делах не столь мелких». Это цитата из повести. Ее главный герой одержим идеей разрушить существующее устройство мира (Метрополия бездушна и абсолютно не думает о людях) и ради этого готов пойти на все. Так вот, чтобы заложить основу того, что разрушит систему в будущем, ему необходимо уже сегодня уничтожить всего-навсего один небольшой человеческий мирок — Сэлху, с ее едва ли пятью тысячами жителей. Кажется совсем недорогая цена? А если этих людей знаешь и многие из них тебе глубоко симпатичны?
К минусам повести можно отнести только то, что читается книга достаточно тяжело, это далеко не развлекательное чтиво. Да то, что кое-где в тексте автора подводит логика — события, которые по его мнению должны безоговорочно вытекать одно из другого, на «непросвящнный» взгляд читателя не всегда так крепко связаны между собой...
SkelerON, 1 октября 2010 г.
Отличный показатель неосознаности людей, отличный пример информационных войн. Может все немного и утрировано, но... Я был в восторге от этой повести. Все решает информация и информированность, и она может убивать. Вот только ГГ как мне кажется остался жив исключительно благодаря везению, ибо он вверг колонию в хаос, а хаос как известно неуправляем, на то он и хаос. Так что если бы не нужно было показать всю зависимость человечества от информации то думаю в реале скопытился бы он там от первой шальной пули... но его хранил ангел спаситель... тоесть автор. Жалко что так быстро закончился, и продолжения нету. Очень классное произведение.
Ank, 27 сентября 2007 г.
В повести очень много внимания уделено вопросам психологии толпы и влиянии информации на поведение изолированного человеческого сообщества. А я вот не поверил, что всё может быть именно так. Как-то не реалистична вся эта грызня из-за богатства, моментальное расслоение общества, поведение жителей посёлка перед лицом общей угрозы и всё остальное. На Сэлхе жили не первопоселенцы, а их далёкие потомки, и не могло у них всё так враз, за несколько недель сломаться – просто потому, что другой жизни они никогда не видели и о ней даже не подозревали.