Иэн Бэнкс «Материя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира | Спецслужбы | Прогрессорство | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Принц Фербин чудом уцелел после битвы, в которой погиб его отец — король Хауск, повелитель сарлов, населяющих Восьмой уровень пустотела Сурсамен. Вынужденный спасать свою жизнь, принц покидает эту искусственную планету — одну из тысяч, с неведомой целью построенных вымершим более миллиарда лет назад видом, известным как Мантия, — и отправляется на поиски своей сестры Джан Серий Анаплиан, за годы их разлуки успевшей стать агентом Особых Обстоятельств службы Контакта сверхцивилизации Культуры. Но и Джан не может объяснить, отчего Сурсамен, особенно его примитивный по галактическим меркам Восьмой уровень, вдруг привлек такое пристальное внимание стольких могущественных цивилизаций…
Изъятая из романа глава была опубликована как отдельный рассказ — «Потайной дворик» (2010).
Входит в:
— цикл «Культура»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место | |
номинант |
Прометей / Prometheus Awards, 2009 // Лучший роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2009 // Роман НФ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladialivan, 25 апреля 2022 г.
Роман «Материя» стартует с характерного дебюта, который знаком нам по многим книгам фэнтези: короля подло убивает его ближайший соратник. Где это мы недавно читали? «Игра престолов»? «Дерини»? (Да ну, Вы бы ещё Гамлета вспомнили!)
Затем появляется впечатляющее описание пустотела Сурсамена. Сразу приходит на ум «Многоярусный мир» Филиппа Фармера, и даже «Пеллюсидар» Эдгара Берроуза. Но, в отличии от Фармера, которого никогда не интересовало, как работает физика в придуманных им мирах, Бэнкс на протяжении всей книги много раз подробно разъясняет устройство как Сурсамена, так и других пустототелов, приводя многочисленные статистические данные. Тем самым, миры-пустотелы выглядят очень достоверными, хотя описания подземной машинерии, со всеми циклопическими шестернями, произвели на меня несколько неоднозначное впечатление. Далее разворачивается история бегства Фербина и его слуги, теперь это начинает чем-то напоминать «Дон Кихота»: как и там, постепенно главным героем становится именно слуга Холс, этакий Санчо Панса. Затем неожиданно в сюжете появляется линия раскопок, напоминающая «Космоархеологов» Макдевита, и тут-то уже будет вполне ожидаемо, когда становится ясно, что именно они раскопали. Динамика сюжета достаточно умеренная, местами неспешная, и лишь в последней четверти книги события начинают развиваться с головокружительной быстротой, а финал обрушивается на читателя внезапно и совершенно непредсказуемо.
Кроме Культуры, в романе появляется целый калейдоскоп различных галактических рас: окты, монтарвельды, и прочая, и прочая… Неожиданно, потому что в предыдущих книгах цикла они не упоминались. На фоне преимущественно гуманоидной Культуры все они словно соревнуются друг с другом в экзотичности и эксцентричности.
К сожалению, линия противостояния претендентов на корону сарлов, с которой книга собственно и начиналась, обрывается автором беспощадно. И хотя это полностью укладывается в логику развития сюжета, лично у меня какая-то досада осталась.
Вообще, на протяжении всей книги периодически возникает ощущение какой-то неуловимой узнаваемости, иногда даже вторичности, и не думаю, что это было сделано автором намеренно. В целом, роман «Материя» мне напоминает лоскутное одеяло, сшитое из первоклассного материала, и добротно, в фирменном стиле Бэнкса.
Ev.Genia, 24 сентября 2015 г.
Совершенно замечательная книга, пока одна из самых–самых лучших в цикле ,, Культура''. Хотя опять же мне сложно объяснить, что значит для меня эти самые–самые лучшие. Уже которую книгу в цикле читаю и не перестаю восхищаться и по–читательски радоваться воображению Автора и его умению рисовать грандиозные картины – яркие, объёмные, величественные, технически бесподобные, нисколько не стесняясь размаху своей фантазии.
Вот и в этот раз ,, Материя'' подарила шикарный мир пустотела Сурсамен: искусственно созданные уровни, имеющие свою экосистему и населённые разными видами живых существ, эти гигантские колонны–башни, поддерживающие своды, лифты, циркулирующие между уровнями и самое грандиозное творение Водопад, ниспадающий на древний город. Великолепное зрелище предстаёт, если уделить ему некоторое время и представить себе это зрелище в своём воображении, а если умеешь рисовать, то можно попробовать его воссоздать на бумаге – получится здорово.
Что касается сюжета, то по–началу кажется, что нет в истории ничего фантастического: обыкновенная средневековая интрига с варварской войной, завоеванием, предательством, гибелью, захватом власти, бегством, погоней, покушением и прочими атрибутами романов с похожим сюжетом. Но Автор тут же переносит нас в другой мир – мир Культуры, где рисуется история Джан Серий, все немыслимые метамофозы с ней, всё, что её окружало в этом мире, все эти находки описаны просто классно. И сразу видно какая пропасть отделяет варваров сарлов, несмотря на то, что они живут на созданном миллионы лет назад искусственном объекте, от цивилизации Культура. А в другой момент мы видим, как какие–то странного вида субъекты, мортанвельды и нарисцины, решают вопросы вселенского масштаба, вмешиваясь в историю, которая творится на глазах и в ней участвуют множество видов, сотни различных типовидов в самом широком употреблении этого термина. И это без учёта цивилизаций, состоящих скорее из механизмов, чем биологических организмов.
Отличнейший и показательный эпизод описан во время посещения принца Фербина давнего друга его отца Хирлиса – диалог вышел серьёзным с позиции опыта с одной стороны и порывистой юности с другой о войне и судьбе цивилизаций во времени. Ну а окончане, конечно, впечатляет по грандиозности и масштабу, по принципу ,, сам создал и сам и…'', т.е. не всё то ,,золото'', что захоронено и спрятатно очерь глубоко. Жаль очень многих, в частности Орамена – вот кому действительно не хватило времени, чтобы набраться опыта, мудрости и проявить себя во всей возможной силе. Но, как говориться, ни всё заканчивается окончательно и концовка книги тому подтверждение.
По сути вся книга это путешествие: один убегает и стремиться добраться до нужного места с нечёткой целью в голове, а другая тоже держит путь в совершенно определённое место с определённой целью. Сюжет кажется предельно простым и понятным. Но главное тут интрига – что за всем этим стоит и зачем всё это нужно. Вот в этих путешествиях, передвижениях с корабля на корабль, с одного объекта на другой мы и видим всё многообразие созданного Автором мира, благодаря чему книга и читается с большим воодушивлением и увлечением. Именно из–за богатого описания книга очень то и понравилась.
NIKItoS1989, 4 октября 2020 г.
Обычно после прочтения я пишу некоторое предисловие к рецензии, но в этот раз, даже не знаю, что написать. Книга хороша. Да чего-то в ней не хватило до «отлично», но сказать о ней плохо не могу. Довольно длинная, но при этом не затянутая. В общем могу рекомендовать.
И снова Культура. На этот раз нас с самого начала отправляют в какую-то заворушку. Некая Джан Серий Анаплиан со своим автономником Турындой Ксассом (по-русски так себе звучит, конечно) противостоят некому войску из представителей не очень развитой цивилизации. Ещё и понимаем, что речь идёт о цивилизации с феодальным укладом, который человеку Культуры противен.
Затем мы переносится на другое поле боя, по-видимому, на той же планете, только повествование идёт уже от другого лица — нам предстаёт некий трусоватый принц Фербин. Он не очень хорошо показывает себя на поле боя и после внезапной смерти генерала от попадания пушечного ядра или снаряда улепётывает вместе с лошадью (точнее не совсем лошадью, а неким скаковым животным, точного описания которого не было указано) непонятно куда, натурально нагадив в штаны.
Мы понимаем, что имеем дело с временем, похожим на наш земной 17й или 18й век, когда уже изобретены ружья и пушки, но сабли всё ещё в ходу.
Ну и перед нами разворачивается классический дворцовый переворот. Короля убивают, но непутёвый сынок умудряется всё это случайно увидеть. Виновник некий тил Лоэсп, один из приближенных к королю, который станет регентом при несовершеннолетнем брате принца Фербина — юном Орамене. Как часто бывает, не сам король, который вроде бы правил сильной рукой, был жёстким и хладнокровным, не его старший сын Фербин, который обучался дипломатии — почему-то совсем не подозревали о заговоре и даже не подразумевали о подобной возможности... а уж наивный Орамен, изучающий математику и любящий свою паровую машину (похоже на счёт 18 века я ошибся — тут уже ближе к 19му скорее), уж подавно не думал о вероятной подлости.
Ещё нам являют неких октов, ракообразных инопланетян, которых принц называет менторами. Как они оказались в этом не очень развитом мире и какова их роль — пока остаётся загадкой... Но это даёт изюминки сюжету, который пока изобилует штампами и клише. Положительный герой выглядят наивным добряком, а отрицательный герой — коварным злодеем. Когда речь заходит о королевствах и войнах — ты ждёшь сложность характеров на уровне Игры Престолов, а получаешь уровень старых сказок или былин.
Тут ещё и лучший друг детства юного принца, который стал офицером и теперь между ними сословная пропасть.
Хотя после речи принца о смерти отца, начинает казаться, что не всё так однозначно и не такой уж он наивный и простой паренёк.
Ну а уж его не очень смелый старший братец сразу же показался очень человечным и живым.
Ну а уже то, что он рассказывает про варианты своего бегства — окончательно превращает данную новеллу в интересную историю галактического масштаба...
Потом нас переносят в разговор насекомого и летающей шипастой сферы (я почему-то представил огромный короновирус при этом), они рассуждают о разных вещах, галактической политике, в том числе затрагивают октов и их подопечных варваров, речь о согражданах Фербина и Орамена. А ещё проскальзывает тема планет-пустотелов, построенных ныне погибшей цивилизацией, называющейся Вуалью или Мантией. Цивилизации древней и уже вымершей, унесшей в могилу тайны пустотелов.
Но вот остались некие ксинтии, а у них есть какой-то МирБог, про которого, кстати, упоминали на той варварской планете, где живут наши непутёвые наследники престола. Что же это — совпадение или все нити связаны?
И как связаны Анаплиан и Фербин?
По некоторым деталям мы замечаем, что книга написана не так уж и давно в 2008 году, а не 30 лет назад как предыдущая книга серии. Иные цивилизации здесь показываются глубже и детальнее, здесь в полной мере виден подход непохожести, который приходил в фантастику постепенно, ведь для людей естественно показывать прешельцев близкими к нам, если не внешне, то как минимум внутренне, в плане целей, стремлений, желаний. Ещё мы видим нейрокружево, про которое в более ранних книгах не упоминается. По-видимому, развитие жанра киберпанк к 2008 году подтолкнуло автора воспользоваться уже старшими стандартом элементами людей будущего.
Наконец-то, здесь мы видим путь становления агента Особых Обстоятельств. Вот так, к пятой книги цикла мы перешли от того, чтоб видеть агента ОО в виде антогониста, к тому, что этот персонаж стал главным героем.
Надо сказать, что период обучения агентов и вообще становления члены общества Культуры — это интересная смесь хипования, беспорядочных половых связей и познания себя и мира... в принципе, почти как пожить в какой-нибудь растаманской комунне.
Ещё, в этой книге больше вопросов феминизма, толерантности, пацифизма и прочих — сразу прослеживается современный контекст. Так же вопрсы тотального наблюдения сильных и продвинутых над слабыми — так же приобретает уже не столько отвлеченный, сколько практический характер — а это за 12 лет до нашего утыканого камерами мира, где этот вопрос коснулся практически всех стран мира.
Ещё поднимается вопрос, который стал весьма популярным, благодаря трилогии братьев/сестёр Вачовски — Матрица — а что если мы все в симуляции? Этот вопрос занимает многие великие умы, учёные пишут целые научные работы о нём, ведь ответить на него однозначно и правда сложно. Даже Илон Маск на серьёзных щщах рассуждал об этом. Тут можно пойти дальше и порассуждать о том, что теистское восприятие мира в принципе не столь далеко гипотезы симуляции. Ведь высшая субстанция для части теистов так же непозноваема (как например для меня агностического теиста или деиста, я не совсем понимаю различия, но кажется я ближе ко второму), как и некий Архитектор или Программист в симуляции, ведь его невозможно увидеть изнутри системы, а выйти за пределы также нереально...
Так же поражают воображение сами виды пустотела, хочется увидать это место, побывать в нём.
Ну и к концу мы увидим практически элементы мистики, которые создадут загадочную атмосферу и заинтригуют. Пусть и ненадолго, развязка выйдет быстрой и кровавой. А впрочем обойдусь без спойлеров... Скажу так — хорошая книга с хорошим концом, сидите гадайте, что я вложил в эту фразу.
FixedGrin, 15 ноября 2011 г.
В романах о Культуре Бэнкс изображает Вселенную как
Макроскопическое устройство пустотела Сурзамен в точности соответствует этой схеме мироустройства. Оболочка, или Сурзамен, как её называют обитатели, выступает своеобразным аналогом Многоярусного мира Филиппа Фармера или Искусственного мироздания Ильи Тё, с тем отличием, что искусственный характер этого объекта никто никогда не брал под сомнение. На каждом уровне светит своё маленькое солнце и обитает своя цивилизация, в частности, на восьмом — гуманоидная, уровень её развития примерно соответствует показанному ранее в «Инверсиях».
Поскольку в тексте есть упоминание о событиях, связанных с Эксцессией, планета не должна располагаться очень далеко от того региона Культуры, который был задействован тогда.
Красивая и сильная фича книжки — почти незаметный, но разительный, как только осознаёшь его свершившийся факт, переход. Как горнолыжник, лихо летящий вниз по заснеженному склону, внимательный читатель переносится от полного феодальных интриг повествования в стиле «Песни льда и пламени», озаряемого светом факелов и блеском спрятанных под камзолом клинков, к сделавшему бы честь «Пламени над бездной» космо-техногенному боевику о двух шагах до Апокалипсиса, в котором гибнут люди и боги.
Роман написан после восьмилетней паузы в работе над циклом, глубоко кризисного периода, когда Бэнкс развелся и испытал значительные финансовые проблемы. Может быть, поэтому у этой книжки
Чтобы никто не ушел обиженным.
Присоединяюсь к рекомендациям nemarat.
Читать лучше в оригинале, поскольку русский перевод кишит шедеврами вроде «блэк-ап» (в девичестве back-up, резервное копирование личности) или «Вдохновляющий, слияние, посылка вызова» (Inspiral, Coalescence, Ringdown = стадии коалесценции бинарной системы черных дыр).
И да, matter в заглавии скорее относится к выражению matter of faith = вопрос веры.
Magribinus, 5 февраля 2020 г.
С этой книгой все просто. Достаточно неплохая завязка, отличный финал, и...затянутая, тягомотная середина страниц на 400. Будь середина короче раза в два, оценка была бы другой. Описания грандиозностей вроде петлемира мортанвельдов, уровней мира-пустотела и прочее в этом духе не компенсируют унылости большей части текста. Те же «Вспомни о Флебе», «Игрок» и «Смотри в сторону ветра» читаются увлекательнее.
AlisterOrm, 29 декабря 2018 г.
Удивительно, но Йэн Бэнкс умеет создавать очень противоречивое впечатление о своих книгах, которые непохожи одна на другую. «В «Culture» много самых разных вещей, разной динамики, стиля, даже жанра, напоминая в этом плане «Hain» Ле Гуин.
Но Ле Гуин — это высокая поэзия и романтика, вещи совершенно воздушные, слегка оторванные от мира сего, даже если вещь идёт об ансиблях, чартен-эффектах или, скажем, философии одонизма.
Миры Бэнкса напоминают блистательный фейрверк, карнавал безумной фантазии, глубины которых становятся всё более отчётливы при вглядывании в эти загадочные реалии. Вселенная Культуры бесконечна, глубинна, наполнена, там есть место любому чуду, любой технологии, любой цивилизации... Хайн встречает нас Гуманизмом и Взаимопониманием, Культура... свободой? Отчасти, да... но не совсем... Не совсем.
Сюжет... Да плюньте вы на сюжет. Он есть, и ладно. Что такое жизнь принцев Сарла, что есть интриги октов и мортанвельдов на фоне молчаливого вращения Галактики, скупо взирающей на этих мелких существ... Одна из цивилизаций, существовавшая миллионы лет назад оставила после себя пустотелы — пылинки, разбросанные по галактике. Огромные искусственные планеты, вмещающие внутри себя целые саморегулирующиеся экосистемы, коих сотни и тысячи. Как же смешно наблюдать за симпатичным корольком-объединителем и его коварным военным министром, воюющим внутри этого молчаливого слоистого шара, за господство над одним из уровней пустотела... Вот простаки, а?
Мелкость сюжета только подчёркивает всю мощь созданного Иэном Бэнксом мира, его величия и бесконечности. Могущественные цивилизации Оптим создают технологии умопомрачительных свойств, разумные Корабли бороздят галактику как пруд в своём дворе, немыслимые орбиталища самых причудливых форм висят в межзвёздной пустоте, давая приют мириадам душ — и всё равно не могут заполнить молчаливой громады Космоса, вмещающего в себя абсолютно всё. Такова и Культура — миг на временной реке, краткий взблеск величия одной из цивилизаций этого небольшого сектора Вселенной...
Да. Интриги, убийство, борьба за власть — всё это стирается с доски истории одним брезгливым взмахом, стоило пробудится лишь одной-единственной машине, в древности боровшейся с творцами пустотелов — всего мелкого величия интриг просто не стало в его присутствии... Вот каков посыл Бэнкса. Космос — огромен, наш мир — вместилище бесчисленных чудес. Именно в лучах его величия, стремящегося в бесконечность, и стоит купаться восторженной душе, а не пытаться играть во власть, величие, контроль. Надо помнить, сколь краток миг нашего бытия, на фоне бесконечности...
Была Мантия, создавшая пустотелы. Есть Культура, занимающаяся прогрессорством. Каждая оставит свой след, но и машинно-гуманоидная цивилизация уйдёт в прошлое, её планеты, орбиталища и корабли заполнят другие. А Вселенная будет продолжать существовать.
Так в очередной раз зададим себе вопрос: что такое Культура, которая была здесь на заднем плане? К чему она ведёт другие народы? Да, это цивилизация свободы и гедонизма, цивилизация существ, которые преодолели и муки тяжкой жизни, и соблазны лёгкой. Почему всё таки Культура занимается прогрессорством, Особые Обстоятельства интригуют, а её агенты частенько вступают в противостояние с другими? По всей видимости, главная цель — свобода выбора для всех, а не для избранных, отсев и селекция, а не подтягивание и всестороннее развитие. Культура — инструмент Эволюции?
Интересная идея. Жаль, нельзя более обсудить её с автором.
GomerX, 2 июля 2015 г.
В этой книжке Бэнкс совершает ту же пресловутую ошибку, что и большинство его коллег по цеху: к трансгалактическим сверхцивилизациям применяет наши современные мерила и средства описания. В следствие чего, повествование изобилует различного рода атавизмами и анахронизмами, режущими искушенный глаз читателю. В этом плане Бэнкс не далеко ушел от типичного средневекового обывателя, которого спросили, как он представляет себе оружие через 1000 лет, и он отвечает что-то вроде: «Ну это будут огромные железные арбалеты, мечущие огненные стрелы». Так же и в «Материи»: столкновение сверх-цивилизаций по могуществу сравнимых с богами, сводится к традиционным киношным стрелялкам с некоторой претензией на уникальность применяемого сверх-оружия.
В художественном плане книга более привлекательна, чем в идейно-интеллектуальном. Персонажи и диалоги у автора удались весьма неплохо. Но зато сюжет, опять таки, довольно посредственный и предсказуемый, хоть и намечается некий прогресс по сравнению с ранними работами, вроде «Игрока». Очень понравилась вбоквел-линия с визитом беглого Фербина к наемнику Ксайду Хирлису,
Итог: Довольно таки среднесортная в идейном плане, но добротно написанная НФ. Лучше, чем В.Виндж, сравнимо с Ч.Стросс и Дж.Кори, но бесконечно далеко от С.Лема и ранних вещей Лукьяненко. Можно сказать, читабельно, но от рекомендации воздержусь.
nemarat, 5 октября 2011 г.
Для меня «Материя» (хотя в ситуации с названием романа английский язык и слова-матрешки проявили себя во всей красе — перевести одним слово невероятно сложно) — один из лучших НФ романов Бэнкса. На одном уровне со «Вспомни о Флебе».
Средневековая интрига в начале и жесткая концовка, после которой хотелось порвать последние страницы :)
Поставил бы и 10 баллов — но в очередной раз Иэн заигрался с придумыванием миров, в которые попадает один из героев. Кому-то, возможно, это нравится, но во «Вспомни о Флебе» — мне поднадоели опиания того, как Гочубул попал на остров пожирателей, в Алгебраисте — тягучее путешествие по наскерону, здесь тоже был такой эпизод — планета, на которой постоянно ведется бессмысленная война. И вроде бы ясно, зачем автор включает это в сюжет — чтобы украсить свое послание читателям, но мне это читать было скучно.
Что в очередной раз поразило и порадовало — Бэнкс умело применяет гиперболу — гигантский Мост мы уже видели, города, построенные в залах огромного дворца — тоже, здесь нас встретил неимоверной величины водопад, размывающий поверхность одного из уровней планеты и обнажающий древний город. Все что творилось вокруг — мне очень понравилось.
Может показаться, что рецензия отрицательная и непонятен высокий балл — на самом деле восторженные слова пишу с опаской — так как не получается их произноситьт, не раскрывая сюжет :)
Отличная НФ!
Рекомендую тем, кому понравились «Вспомни о Флебе» и «Выбор оружия».
Yazewa, 14 ноября 2015 г.
Совершенно не моё, по-видимому. Вот эта вот грандиозность масштаба, огромное число всякого рода цивилизаций и пр и пр и пр — меня не восхищает, а утомляет. При этом начисто теряется ощущение наличия героя, поэтому судорожно цепляешься за всё, связанное с кем-то конкретным, а здесь это только троица родственников, которая и особых эмоций-то не вызывает. Дама — супергерой с такими немыслимыми возможностями, что образ её становится скорее техническим, чем живым, и пара её братьев, довольно невыразительных.
Понравился, конечно, Водопад: выразительное, яркое, едва ли не живое место, которое воспринимается кинематографически.
Повторяю — это не хорошо и не плохо, просто не моё. Мне интересны личности, переживания и эмоции, стилистические «вкусности», а не громадьё миров, не затрагивающее во мне практически ничего. Послевкусие — очень невнятное и бессмысленное, извините.
Halstein, 22 апреля 2013 г.
Начал знакомство с творчеством Иена Бэнкса с этого романа, так как он первым попал мне в руки. Что могу сказать — это Фантастика с большой буквы, попытка более-менее вдумчиво представить разумную жизнь в галактическом масштабе. Бэнкс делает гипотезы относительно развития технологий, обществ и целых цивилизаций на тысячелетия вперед, пытается представить, как может существовать галактическое общество, состоящее из совершенно разных видов на разных же стадиях развития. Понятно, что какими-то знакомыми понятиями все равно приходится оперировать и та же Культура напоминает социализм. Но попытка смелая.
Но если Бэнкс — отличный Фантаст, то вот Писатель он просто неплохой. Ведь на впечатляющую вселенную Бэнкса наложен и более «приземленный» сюжет, за которым мы и наблюдаем большую часть времени. Не то чтобы он плох, но все же откровением не выглядит. Основной темой выступает борьба за престол в одном из «варварских» государств: мечи, принцы и коварные придворные. Если забыть про космос, а инопланетян-Менторов сделать «эльфами» — сойдет за фэнтези средней руки, так как и интриги, и герои далеко не мартиновские. К тому же есть и проблемы с динамикой: некоторые моменты скучноваты, когда десятки страниц от разных лиц описывается Водопад и раскопки рядом с ним, когда герои переходят с корабля на корабль в длинных поездках туда-сюда.
Другая тема — это глобальный конфликт на уровне высших цивилизаций, который переплетается с «местным». Его проблема в том, что он подается неровно. Сначала он вообще едва прослеживается: туманные намеки, подозрения, странности, которые к тому же имеют весьма косвенное отношение к центру конфликта. И лишь в самом конце он резко «перетягивает одеяло на себя», полностью поглощая «локальный» конфликт. Хм — может и оригинально, но в тоже время стоило ли тогда раздувать «локальную» линию на целый роман? Мое мнение — в виде повести смотрелось бы не хуже, разве что «экскурсионная программа» по Вселенной Бэнкса несколько подсократилась бы.
В общем и целом, повествование среднего качества (*) в интересной фантастической вселенной. И с эмоционально сильным (хоть и несколько голливудским) концом.
* Выражение «среднее качество», пожалуй, стоит уточнить. Это не синоним «посредственности» и «возьми любую книгу наугад — получишь не хуже». Это тоже планка именно качества, которую еще надо взять. Но при должном профессионализме это, в общем-то, не проблема.
Mickey, 2 сентября 2015 г.
Удивительная книга, читается также, как в свое время Вспомни о Флебе. По сути своей это описание мира на фоне личной истории. Куски с повествованием событий вселенной, рас, систем читаются как науч-поп. Да и в целом построение сюжета не может не впечатлять. Эти флуктуации от политических деятелей нарисцинов и мортанвельдов, занимающие высокие посты в своих мирах, больших шишек ОО, автономниках и кораблей ИР до космического бродяги Квитрилис Йюрке и отца слуги принца, делают историю, громады масштаба которой превосходит Ксилискинскую башню, да что там, и сам пустотел в целом, впечатляющей и во всех важных смыслах навсегда непревзойденной.
k2007, 1 апреля 2012 г.
Отличная научная фантастика. Далекое будущее, разные расы космоса, развитый искуственный интеллект, и одновременно жестокие войны и интриги с физическим устранением соперников. Написано интересно, мир будущего — это действительно мир будущего, сложный и совсем непохожий на наш, а не проецирование существующей реальности, где вместо стран звездные системы, а вместо машин — звездолеты. У Бэнкса сложный и безумный космос. И отлично прописанные отдельные люди, герои книги. Интересно наблюдать изменения характеров принцев, и старшего, и младшего.
Очень хорошая книга, очень гармоничная. Нет перекосов ни в сторону чистых приключений, ни в сторону описания конструкций миров.
Для тех, кто ищет в фантастике не только стрельбу и приключения
Ecologist, 20 марта 2013 г.
Первая фантастическая книга, что я прочитал у Бэнкса.
Произведение без излишней чернухи и трэша (как в некоторых нефантастических романах). Очень увлекательно, радует разнообразие инопланетных рас и вселенского масштаба загадки древних цивилизаций. Порадовал словарь в конце книги, в который я периодически заглядывал..помогает погрузится в книгу и изучить мир. Концовка показалась несколько смазанной..ну или не такой как мне хотелось. Но в любом случае 10 баллов.
repaS, 23 марта 2014 г.
Бэнкс, как и в других своих произведениях цикла «Культура», изумителен в описании миров, планет, кораблей. В «Материи» ему удались и описания дворцовых интриг. Но! Все повествование это только описание, событий минимум. И в придачу: концовка романа — не развязка, это нечто совершенно не связанное со всем повествованием, к сожалению...
ton-tan, 13 декабря 2012 г.
Пока читал, поймал себя на мысли... даже на двух (редкое дело, многовато, как по мне). Во-первых, периодически я пытался соотнести повествование с информацией, уже известной из других книг цикла. С Медленной Зоной, Силами и т.п. К счастью, наваждение длилось недолго и я вспоминал-таки правильную фамилию автора. Во-вторых, я убедился, что одним из самых важных элементов в романах про Культуру для меня являются имена Кораблей. Началось все в «Выборе оружия» с имени «Что Такое Гражданские Права», и вот теперь, читая каждую новую книгу, я жду новых имен («Убери все перед уходом», какая прелесть, божетымой).