Бентли Литтл «Письма, несущие смерть»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Джейсон Хэнфорд обуреваем страстью — страстью к написанию писем. Он пишет, и его письма меняют действительность, распахивают перед ним все двери, исполняют самые прихотливые желания и... убивают. Эпистолярный талант подарил главному герою власть, но за все приходится платить. И платить не кому иному, как самому дьяволу. Добро пожаловать в ад!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nexus, 29 марта 2024 г.
Все-таки Бентли Литтл — удивительный автор! Не в том плане, что его книги обладают какой-то нереальной глубиной (что, впрочем, не мешает им быть любопытными и запоминающимися), а в том, что иногда этот писатель выбирает для своих произведений не самые очевидные и даже странные темы. И как раз недавно мне довелось прочитать один из таких романов под названием «Письма, несущие смерть».
Книга представляет собой своего рода биографию среднестатистического американца Джейсона Хэнфорда, который с раннего детства обнаружил в себе страсть к созданию писем. Поначалу это было безобидное увлечение, по большей части связанное с школьным проектом «друг по переписке», но как только наш герой обнаружил, что его тексты способны приносить ту или иную выгоду, то уже всерьез посвятил все свое свободное время сочинению посланий в конвертах самой разной направленности.
Подобная масштабная деятельность не остается незамеченной и однажды на след Хэнфорда нападает секретная организация профессиональных Писателей Писем, предлагающая ему вместе с ними менять наш мир с помощью слов. Джейсон соглашается на совместную работу, не подозревая что из-за нее может окончательно потерять не только свою семью, но и собственную личность.
В общем, история получилась по-настоящему необычной, а местами так и откровенно дикой. И лично я не знаю другого автора хорроров кроме Литтла, который стал бы заниматься столь мозговыносящим сюжетом. Однако сразу хочется оговориться, что «Письма» лучше бы смотрелись в виде повести, нежели романа, потому как тяжеловато на протяжении десятков страниц читать исключительно о том, как главный герой строчит свои сообщения и как они потом форматируют действительность вокруг него. Иначе говоря, повествование в книге вышло слишком однообразным, из-за чего интерес к происходящему в ней очень быстро сменился скукой.
Безусловно, с появлением на сцене общества Писателей Писем градус интриги повышается, но не держится слишком долго, ибо основная деятельность Джейсона не меняется. Просто раньше он работал на себя, а теперь стал вкалывать на загадочную компанию, которая с зарождения письменности влияла на ход мировой истории.
К тому же и сам Хэнфорд как персонаж не вызвал у меня никакой симпатии. Да, многие его поступки можно обосновать трудным детством, но я бы не сказал, что последнее у него было таким уж беспросветным. А если вспомнить, что повзрослев он обзавелся любящей семьей и полностью наладил жизнь, то становится непонятно зачем ему понадобилось продолжать свое преимущественно деструктивное хобби. В общем, Джейсон — парень, что называется, с гнильцой. И этот внутренний мрак будет разъедать его весь роман.
Но если же брать в целом, то «Письма» — не самый ужасный триллер, который обладает парой-тройкой ярких сцен и логичным и не затянутым финалом. Плюс к этому в произведении есть над чем подумать. Например, о силе слов (особенно если они напечатаны на бумаге, и уж тем более если эта бумага — официальный бланк какого-нибудь влиятельного лица или уважаемой организации). Но помимо этого в книге есть фрагменты, которые на первый взгляд посвящены письмам, а на деле содержат размышления Бентли по поводу собственного ремесла:
«Как ни странно, я начал понимать, насколько трудно зарабатывать на жизнь творчеством» (с)
«Сложившаяся ситуация заставила меня по достоинству оценить тех плодовитых авторов, которые, невзирая на суровые жизненные обстоятельства, в разные периоды истории человечества непрерывным потоком выпускали в свет блестящие многостраничные творения» (с)
«Эпистолярное творчество проявляло во мне все самое худшее, а здесь мне не просто позволяли в полной мере потворствовать своим желаниям; подобный экстремизм поощрялся» (с)
Ну и конечно не обошлось и без парочки отсылок на другие работы Литтла (среди них упоминание конторы «Автоматические интерфейсы», сети магазинов «Хранилище» и писателя Филипа Эммонса). Не то чтобы это как-то приятно скрасило чтение, но тем не менее здорово, что Бентли добавил в роман узнаваемых для его поклонников деталей.
Пожалуй, вот и все, что я хотел сказать о «Письмах, несущих смерть». Книга получилась весьма своеобразной и рекомендовать ее для ознакомления я точно не стану. Однако если ваша душа требует чего-то нестандартного, то данный роман вполне может утолить эту жажду.
A.Catsman, 23 ноября 2015 г.
На мой взгляд, оригинальный, захватывающий роман. Несмотря на натурализм местами, даже не знаю, к какому жанру его отнести. Может быть, это скорее своеобразная притча. Очень динамичная и психологических книга, лучше романов у Литтла пока не читал. Хорошо переведена. Ближе к концу неуловимо напомнила мне Улитку на склоне, главы об Управлении. В общем, рекомендую.
Kuntc, 12 июня 2013 г.
Достаточно часто слышишь, что даже обычные слова обладают силой. Словами можно ранить, разрушить жизнь или карьеру и даже убить, если только суметь собрать значки на бумаге в правильном порядке или произнести нужную фразу в нужное время. Джейсон Хэнфорд, главный герой этого романа Бентли Литтла, понимает могущество слов, как никто другой, ведь у него есть редкий дар – писать Письма. Каждое написанное Джейсоном письмо точно дойдет до адресата. Любая жалоба будет рассмотрена, любая просьба — выполнена, обращения главного героя обязательно опубликуют в прессе и они вызовут пристальное внимание. Да что там говорить – сам президент лично готов ответить на письма Джейсона.
С помощью писем Хэнфорд может получить все, что угодно: от бесплатного билета в парк аттракционов до устранения неугодного ему человека. Последним пользуется довольно часто ради своей выгоды, поэтому положительным героем его не назовешь. Джейсон с легкостью может ложно обвинить директора школы или мэра родного городка, только бы они не мешали ему в исполнении планов. Ни совести, ни раскаяния, ни стыда. Неприятный, мерзкий тип. К сожалению, к финалу книги главный вдруг резко исправился и стал обычным персонажем со светлой стороны. Единственный момент, которым я остался очень не доволен. Как бы я ни любил книги Литтла, все-таки персонажи у него, пожалуй, самая слабая сторона. Хоть Джейсон и рассуждает много о своих поступках и прошлых делах, я не смог увидеть в нем живого человека, а для такой книги, как «Письма», это было очень важно.
Условно я разделил бы роман на две части. Первая, «реалистическая», рассказывает о детстве Джейсона, его учебе в школе и колледже, первых годах взрослой жизни, женитьбе, рождении сына. О том, как этот человек впервые осознал свои способности и каким образом их стал применять. Вторая часть, «мистическая». Здесь читатель узнает, что кроме Джейсона на свете живут еще много Писателей Писем, которые потихоньку применяют свои способности, чтобы исправить мир в ту или другую сторону. И даже больше – есть загадочная фирма, на которую эти люди работают, а на самом верху – некая таинственная сущность, которая всем руководит и меняет реальность по своему желанию.
Лично мне вторая половина больше понравилась. Конечно, первую часть можно похвалить за то, что она более «серьезна», «литературна» и почти лишена чисто жанровых элементов (Большая Литература и мэйнстрим, ага), но мне она показалось наименее интересной. В первой части Литтл поверхностно бежит через года и мне было просто скучно читать жизнеописание главного героя, которое, по сути, сводится к слегка разбавленной хронологии событий. Вторая часть более яркая, насыщенная и, что самое главное, именно в ней проявляется тот Бентли Литтл, которого я люблю. Когда в обычную жизнь вдруг вносятся сюрреалистические, вычурные нотки и образы.
В целом же «Письма», получились у Литтла ближе к «Незаметным», чем к «Университету» или «Господству». В них нет особого ужаса, как нет ни кровавых подробностей и большого насилия. Точно буде лучше, чем «Почтальон», еще одна страшная история на тему почты и писем, но мне понравилось меньше, чем большая часть прочитанного у этого писателя раньше.
Илориан, 22 июля 2014 г.
Надоело, ой как надоело господину Бентли Литтлу заливать кровавыми ужасами все тайные закоулки своих книг. И он решил, переквалифицировавшись, засыпать всё беленькими письмами. Но не такие уж они белые, как кажется. Во всяком случае, не добрые и пушистые. Итак, письма-убийцы, письма-благодетели, письма, способные завоевать мир, письма, умеющие быть богом, укравшие у Создателя часть Его способностей...
Любопытный и неординарный роман, написанный достаточно умело. Прежде всего удачна прорисовка главного героя: это не рыцарь без страха и упрёка, но и не законченый злодей. Он просто мелочный паршивый человечишка, способный на серйозные гадости. Но не смотря на это, чем-то привлекателен. Хочется отнестись к нему если уж не с сочувствием, то хотя бы толерантно и с мягкой жалостью.
Книга несколько однообразна: почти все действия происходят в помещении и крутятся около вечно появляющихся конвертов. Но это не навеевывает тоску, так как до конца сохраняется ореол тайны, который обрастает всё новыми и странными вопросами.
Но вот концовка — гнусный ляп, обижающий читателя в его лучших чувствах к произведению. Она больше подходит к компьютерной игре, чем к серйозной книге. Конечно, сам способ финальной битвы довольно неординарен. Но очень уж он нелогичен. Безо всяких на то причин те, кто на протяжении всего повествования являли собой прям кладезь хитрости, начинают вести себя смехотворно глупо. Некоторые герои вообще где-то затерялись, оказались брошены автором, не закончившим их сюжетной линии. Сложилось впечатление, что издатель приставил пистолет к виску писателя и силой заставил написать концовку за пять минут...
lawyer.1979, 26 марта 2012 г.
Пятиклассник Джейсон Хэнфорд, влюбленный в свою учительницу мисс Накамото, решает участвовать в школьной программе «Друг по переписке», в надежде познакомиться с японской девочкой похожей на любимую преподавательницу. Понимая, что в письмах он может писать все что угодно, Джейсон приукрашивает свою жизнь, выдумывая для себя новую семью, выставляет себя крутым парнем, самым популярным учеником школы. По мере взросления главный герой понимает, что его письма странным образом меняют окружающую реальность. С помощью эпистолярного таланта Джейсон обеспечивает свое будущее и начинает влиять на события не только в родном городке, но и во всем мире, ведь один из его «друзей по переписке» сам президент США, Рональд Рейган...
При достаточно оригинальной задумке у Бентли Литтла получилась весьма скучная, занудная, временами пошлая книга с предсказуемым сюжетом. Как заметил Вадим Панов в романе «Занимательная механика» — кровь, насилие и секс очень неплохо продаются, особенно если их совместить. «Письма, несущие смерть» написаны отталкиваясь именно от этой формулы, проверенной временем. Секс, смерть, секс, смерть... и так до бесконечности, «пипл схавает».
Кстати, обратите внимание еще на один интересный факт — главный герой в ужастиках американских авторов — это обычно подросток, живущий в небольшом городке, из не очень благополучной семьи, в которой отец — жалкий старый ублюдок, ненавидящий свою работу и вымещающий злобу на своей семье, мать — озлобленная чистокровная сука, а старший брат — сволочь и самовлюбленный идиот. Это произведение не стало исключением из правил, в общем — сплошные клише.
Однако на этом Бентли Литтл не остановился и вплел в повествование еще один ход столь любимый писателями по всему миру, это так называемая «теория заговора». В этом романе она основывается на следующем: с незапамятных времен в мире существуют «писатели писем», это они с древних веков влияют на ход истории, они написали Библию, именно они определяют все тенденции жизни, начиная от музыки и моды, и заканчивая политикой и сексом. Достаточно интересная теория, но она уже далеко не нова, об этом слишком много писали и говорили.
Итог: проходной, среднестатистический американский ужастик, Вы совсем немного потеряете, если пропустите его мимо себя.
Nickolayd, 13 августа 2011 г.
Мощное интригующее начало и неимоверно нудная середина. Динамики нет, сюжет периодически буксует и много ненужных повторов. Ожидал от Литтла большего. Роман не полный провал, но к ужасам он имеет очень поверхностное отношение. Это психологический триллер с мистико-философским уклоном, которому не суждено поднятся выше среднего. Концовка оставляет желать лучшего. Перечитывать желания не возникнет.
5 из 10.
Сноу, 20 июля 2009 г.
Это первая книга Бентли Литтла, которую мне довелось прочитать. Хммм… впечатления, в принципе, положительные. Книга очень простая (это вовсе не значит, что поверхностная), читается легко. Да и объем произведения довольно небольшой. Поэтому и рецензия будет маааааленькой.
Самая интересная часть книги — (условно) первая. Джейсон Хэнфорд — обычный подросток в неблагополучной семье. Злобный отец, впадающая по малейшему поводу в истерику мать, положивший на всех с высокой горы старший брат. Сам же наш герой абсолютно нормален. У него аккурат тот возраст, когда все (по большому счету) дети нормальны. В них нет ненависти, злобы, депрессии. Все это будет коваться их дальнейшей жизнью. Поэтому поначалу симпатии к нашему герою вполне уместны. Это обычный мальчонка.
И неизвестно как бы сложилась жизнь Джейсона, если бы не школьная программа “друзья по переписке”, в которую он вступил (несмотря на то, что был осмеян товарищами) ради своей учительницы. Ах, учительница первая моя… Мальчишка был в неё влюблен и всячески старался засветиться перед ней. Что ж… если придется посрамиться и вступить в этот исключительно девчячий клуб по переписке, то ничего не поделаешь, вступаю. Картина вполне типичная для начальных классов.
В “друзья” он выбрал девочку по имени Киоко, свою ровесницу из Японии. Джейсон пишет ей письмо. Она отвечает. Еще одно, другое, третье, десятое… Наш герой начинает чувствовать, что он может манипулировать Киоко. Расстояние при этом — пустой звук. Джейсон начинает сначала по-мальчишечьи завираться (папа — сенатор, космонавт, супермен, исходя из принципа “бумага все стерпит”), а после доходит до того, что он заставляет (убеждает, скорее) Киоко прислать ему свои ню-фото.
Во время этой переписки Джейсон начинает понимать, что письма — это не просто листки бумаги с каракулями. Это нечто большее, что в них есть какая-то сила, влияние. Наш герой начинает все больше зависеть от писем. При этом не столько от получения оных, сколько от процесса их создания. И даже тот факт, что он “попалился” с Киоко на фотографиях не может надолго отвлечь его от Писания Писем.
Он начинает писать кляузные письма в рестораны, парки атракционов, кинотеатры, укоряя их за выдуманные им самим недостатки, в ответ на которые он часто получает бесплатные билеты и талоны от учредитилей и все больше убеждаясь в том, что Письма способны решать все его проблемы. С помощью них он поднимается по служебной лестнице, избавляясь от конкурентов и соперников, ловко очерняя их на правах анонимности.
С каждым годом Джейсон все виртуознее овладевает методом создания Писем. Его творения уже публикуются в центральных газетах и имеют широкий общественный резонанс. С помощью письменных махинаций он выбивает себе место и стипендию в колледже. Но самое страшное, что посредством Письма он расправляется с
Вторая (опять же условно, просто делим количество страниц на две части) часть мне показалась менее интересной. Какая-то пресноватая и “подвешенная” получилась. Отношение к главному герою постепенно стало каким-то двойственным. Местами он еще вызывает симпатии и жалость, а где-то абсолютно параллелен и не интересен. Гм, возможно это мастерство Литтла, который сумел создать такого неоднозначного героя. Возможно. Но все равно странно. Редко с таким сталкиваюсь.
Взрослый Джейсон (уже с семьей и детьми) все также пишет письма. Да и работу он себе нашел под стать собственным интересам — писать письма от лица компании. Все идет своим чередом, пока он не начинает получать странные письма. Подобные тем самым, которые получал в далеком детстве, когда из-за его вины погибла городская ведьма. Вот тут события кардинально меняются…
Дальше по идее должен идти один большой спойлер. Но его не будет.
Скажу лишь вам, что вы столкнетесь с целой корпорацией Писателей Писем, которые без устали трудятся для воздействия на мир посредством писем. Джейсон повстречается с Киоко и финал этой встречи будет довольно, гм, занятным (о как мерзко умирает человек). В финале “Писем” главному герою придется столкнуться с … А не скажу. Читайте сами.
Оценка: 7/10
Опять же снял три балла за “подвешенность” второй половины книги. Скучным и вяленьким в этот момент было повествование. А так — отличная книга. Вполне оригинальная, интересная, большей своей частью — захватывающая. Местами страшно, местами смешно. “Темная тайна” имеет место быть и читателю не узнать её до самого финала. Что еще нужно для хорошей книги?
Всякое-разное: редкий случай, когда к оформлению нет никаких претензий. Классная обложка, переплет и страницы. Браво, “Центрполиграф”.
Интересно то, что у Литтла есть книга “Почтальон”, где письма также играют заметную роль. Они ссорят, дразнят и провоцируют людей, доведя их в итоге до большого кровопролития. У Литтла бзик на письмах?
baroni, 11 июня 2008 г.
Главный герой романа Б. Литтла «Письма, несущие смерть» подросток Джейсон Хэнфордобнаружил у себя необычный дар: : любые написанные им письма способны изменять реальность, непосредственно воздействуя на окружающий мир. Письма Джейсона публикуют влиятельные газеты; крупнейшие компании реагируют на написанные Джейсоном жалобы; наконец, при помощи своих писем Джейсон может просто убирать неугодных, мещающих ему людей, добиться значительных перемен в своей жизни... Вокруг этого необычного дара главного героя и построен роман Б. Литтла.
Надо сказать, что Литтл написл действительно умный роман. Сюжетно «Письма...» напоминают известный рассказ С. Кинга «Всё предельно», однако роман Литтла оказывается куда более глубоким, нежели кинговский рассказ.
Литтл пишет о том, как запечатленное на бумаге слово, написанный талантливым человеком, текст способен изменить реальность. И не только её. Написанные Джейсоном тексты способны «вымостить дорогу в будущее», повлиять на него самым непосредственным образом. Наше настоящее, наша реальность в прошлом также была сформирована такими же, как и Джейсон, Писателями Писем. Настоящим Писателем Писем, т.е. тем, кто способен формировать будущий мир, может оказаться как всемирно известный писатель, классик литературы, так и никому не известный сутяга-графоман, заваливающий своими опусами различные инстанции...
Литтлу удалось написать хороший психологический роман. Ему удалось весьма убедительно показать, как письма Джейсона не только меняют окружающий мир, но и постепенно приобретают власть над самим героем, как написанный текст формирует своего автора, подчиняя его себе.
Пожалуй единственным недостатком романа оказывается то, что его временами становится просто скучно читать. Затрудняюсь даже объяснить этот удивительный парадокс... Хороший, умный роман Литтла иногда просто хочется отложить в сторону, бегло пролистать десяток страниц. Необычный эффект воздействия вполне добротного литературного текста.
Sfumato, 27 апреля 2009 г.
Структура романа представляет собой пьесу в трех частях.
Первая часть — становление/взросление героя. Здесь текст действительно претендует на интеллектуальный триллер. Довольно интересный посыл — могущество и сверхъестественная сила писем. Неожиданно, во всяком случае я такого ранее не встречал. ГГ представляет собой психологически неуравновешенную личность, буквально ходит по краю пропасти. Повествование ведется вроде бы обычным положительным парнем, в то же время начинают всплывать темные и агрессивные стороны личности ГГ. То и дело ожидаешь погружения персонажа в пучину безумия... а ведь это только середина книги. Даже не представлял себе чем это все обернется при таком накале... Несомненно отличная психологическая проза с элементом «умного» мистицизма. Кстати, при чтении я ни разу не заскучал, текст довольно насыщен (в первую очередь душевными метаниями и раздумьями о всем и вся), в нем нет ничего лишнего — в чем не соглашусь с предыдущим рецензентом. Но, оказалось, рано восхищаться.
Вторая часть — повествование уходит в сферу галлюценогенного тумана. Появляется множество элементов абсурда и гротеска. ГГ, что удивительно, по-прежнему не слетел с катушек и даже вполне комфортно себя чувствует. К тому же, он стал заметно меньше думать, что мне вовсе не понравилось. Повествование стало полностью линейным, хотя есть неплохие сцены и задумки (впоследствии нереализованные к сожалению). То и дело появляются заметные логические несостыковки. В целом, вторая часть приемлема, хотя уже явно не тот уровень что задало великолепное начало...
Третья часть — здесь Бентли Литтл полностью выдохся. Пошло что-то на манер боевика... Встреча с Верховным — довольно низкосортный фрагмент, подходит разве что для боевиков категории «Б», вызвало разве что улыбку. Развязка — похоронный марш всему роману и не более...
В целом — полное разочарование.
elent, 17 января 2009 г.
Не получился триллер, не получился ужастик. Хороший психологический роман мешают воспринимать элементы ужаса. ну а встреча с Верховным — ниже критики.