Виталий Забирко «Войнуха»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Особь человекоподобной стадии метаморфоза появляется из океана, чрезвычайно быстро усваивает необходимые поведенческие навыки и уже через неделю свободно разговаривает». Удивительный народец планеты Сказочное Королевство весел, наивен и доверчив. Как дети, они тянутся ко всему новому: людям, вещам, играм...
Так же: Войнуха. Н.-ф. повесть. // Газ. «Комсомолец Донбасса». — Донецк: 1990, 2-21 февраля.
Входит в:
— сборник «Слишком много привидений», 2002 г. > цикл «Статус человека (Мир Полдня)»
— антологию «День без Смерти», 1989 г.
— антологию «Румбы фантастики. 1989», 1990 г.
— сборник «Вариант. Войнуха», 1991 г.
— сборник «Статус человека (Мир Полдня)», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 19 июня 2022 г.
Повесть в стиле Стругацких. Не подражание, а настоящее проникновение в этот мир. Даже написано тем самым языком. Уже от этого получаешь редкое удовольствие.
Вот с идеей хуже. Вещь классическая для времён перестройки. Пацифизм, братство цивилизаций, неприемлемость прогресса без учета его цены. Собственно, это и сейчас не менее актуально. Но воспринимать прежние аргументы на эту тему теперь не получается. Ощущение какого-то спора впустую. При этом бессмысленность дискуссии видна сходу. Цивилизация инфантильных существ не сможет долго продержаться ни в статичном, ни в динамичном состоянии, даже в самых райских природных условиях. Уже на первых страницах приводится самое вероятное толкование феномена Сказочного королевства. Человекоподобные существа являются одной из стадий метаморфоза каких-то других организмов. Тогда о чём спор? Попытка активизировать извне их развитие на промежуточной стадии — это хуже, чем преступление. Это преступный идиотизм.
А вот обращаешь теперь внимание на то, о чём автор, возможно, и не думал в своё время. Инфантильные существа навсегда втянулись в игру. Дело даже не в сути игры. Игра сама по себе стала для каждого из них смыслом существования. Реальность — ничто, игра и её правила — всё. Вступить легко, оторваться не получится. Неприятное предвидение.
mputnik, 19 июня 2022 г.
Странно. Более чем странно. И первое, и второе, и даже третье впечатление — «…некая чудовищно витиеватая компиляция хорошо знакомых фантИдей и фантОбразов…».
Очень хорошо знакомых. В основном — да, из АБС: «Малыш», «Волны…», «Жук…». Но сие — вовсе даже не исчерпывающий перечень. Здесь же — вполне себе явственно — проглядывают и гаррисоновский «Запад Эдема», и крапивинский «Кристал…», и даже — лемовский «Голем…». Некая — действительно, более чем витиеватая компиляция. Такая своеобразная игра благодарного читателя, не шибко одаренного литературно, однако стремящегося — вот так, по своему — «продлить жизнь» полюбившимся персонажам.
Если бы не одно — совершенно невероятное и невозможное «НО» (жаль, что кроме верхнего регистра на компе нет более крупных символом, дабы выразить всю глубину моего УДИВЛЕНИЯ): все упомянутые выше «первоисточники» (за редким исключением) — они были опубликованы гораздо позже. Гораздо позже. Не просто «спустя годы», а даже — десятилетия. Вот это, однако, номер. И как же, с позволения сказать, в сему факту — относиться теперь? Это — что, «выдержка из астрала», зачёрпывание мимоходом, так сказать, пригоршнями из общего котла будущих гениальных сюжетов и композиций? Именно «пригоршнями» — без должной литературной обработки.
Почему — столь, мягко говоря, уничижительно по отношению к данному конкретному тексту? Всё предельно просто, уважаемый потенциальный читатель: чтиво — наивно до безобразия. До неприличия наивно. Полное впечатление, что текст ваял школьник, с полным отсутствием хоть какого-то жизненного опыта. Чистой воды — школьное сочинение, «по мотивам».
Вот, только… Как же быть-то с «заготовками сюжетными»? Которые — пусть и косвенно — озвучены гораздо раньше маститых «правообладателей»
389955, 27 марта 2018 г.
«Про войну будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов»
В.С.Высоцкий
Очень легко научить детей играть в войнушку. И как трудно, почти невозможно, запретить им целиться и стрелять в кого-то. Эта игра так затягивает...
А потом взрослые дети играют в войнуху по-настоящему и умирают по-настоящему. Оружие в руках даёт такую власть, что за эту власть можно и несогласных поубивать.
(Правда, мне в детстве играть в войну быстро надоедало — больше нравилось читать книжки).
В целом, неплохой антивоенный рассказ.
Но я никак не пойму, как ГГ мог любить ребёнка, к тому же без половых признаков. Педофилия прям какая-то.
Это, наверное, высшая коммунистическая платоническая любовь :)
7 из 10
Farit, 15 декабря 2011 г.
Автор ступил на очень опасный путь. Вся повесть — сплошной надрыв, и восприятие ее читателем решающим образом зависит от того, насколько тот сможет этот надрыв воспринять и усвоить. Подозреваю, что тем, кому это удалось повесть покажется шедевром.
Мне вот нет и потому слишком явно видны совершенно дикие натяжки и дырки в повествовании. В конфликте прогрессиста с традиционалистом не правы оба, при этом оба ведут себя не как взрослые люди, а как такие же детки, но при этом — инфантильные, злые и капризные. И предельно глупые.
В общем, высокую оценку поставить никак не получается.
Ny, 9 ноября 2009 г.
Написано под сильным влиянием братьев Стругацких. Тон, структура текста, этическая составляющая рассказа — здорово смахивают на космические повести цикла «Полдень, 22-й век». Получилось у В. Забирко более открыто, проще и менее значимо, но достаточно интересно.
С удовольствием вновь почувствовал атмосферу энтузиазма космических полетов, инопланетных тайн, гуманизма, характерную для позднесоветской фантастики, и почти полностью пропавшую в современных произведениях.
jonx, 27 октября 2008 г.
Что-то я не разделил надрыв автора, воплощенный в мыслях и поведении главного героя. Никаких неожиданностей и открытий по ходу пьесы. Оголтелая пропаганда пацифизма и бережного отношения к детям.
Illexii, 2 августа 2007 г.
Да, грустно. Грустно что человек понимая красоту не может ее сохранить...