Эрик Ингобор «Назад в пещеры»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Роботы
- Возраст читателя: Для взрослых
Пьеса появилась как предтеча романа «Этландия». За основу взята сюжетная линия об инженере и роботе Энрике 9, который, будучи обвинен в убийстве человека, возглавил бунт машин против человечества и стал правителем новой цивилизации.
Входит в:
— сборник «Четвёртая симфония», 1934 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
witkowsky, 27 сентября 2013 г.
Видимо, драматург Эрик Ингобор написал эту пьесу раньше, чем роман «Этландия», – главное произведение, сохранившее имя автора для потомков. Между тем при поверхностном чтении (постановок пока нет, но явно будут), пьеса кажется просто инсценировкой романа, с полностью по правилам Дюрренматта измененным финалом: иной жанр, значит, и концовка иная. В одном случае робот «Энрик-9» ржавеет и рассыпается, в другом – объявляет себя императором Этландии. Имена же и характеры, а особенно диалоги персонажей в изрядной части текста совпадают. О чем пьеса? Как всегда у Ингобора – прежде всего о голоде и безработице. Советским читателям предлагалось верить, что речь идет о Западе. В тридцать третьем, тридцать четвертом году советский читатель был ничуть не более сыт, чем западный. А то и менее. В целом пьеса и похожа на «Белую болезнь» Чапека, и не уступает ей. Да вот незадача: пьеса Чапека написана в 1937 году, а «Назад в пещеры» – в 1933, если не ранее. Антураж у Ингобора выстроен под Скандинавию: так же на сцене и при постановке «Белой болезни» из «барона Крюга» сделали, помнится, «Олафа Крога». Скандинавия со времен Карла XII ничего страшного для Европы не символизировала, что в Чехии, что в СССР.
Именно название отличает, кстати, пьесу и от романа «Этландии»: принципиально иная развязка произведения дает возможность автору устроить на сцене такую фантасмагорию, что ее в нашей драматургии сравнивать не с чем, это не Булгаков и не Кржижановский, это уже практически Ионеско. Я завидую тем, кто пьесу еще не читал. И очень прошу при ее чтении представить себя в зале театра: зрительный ряд очень многое добавит, когда пьеса пойдет на сцене. Пойдет, не сомневаюсь.
Brain-o-flex, 23 декабря 2014 г.
Сегодня раз за разом приходится окунаться в омут постапокалиптического будущего в фильмах и книгах современников. Сериалы за сериалами снимаются на эту тему. Крупицы действительно интересных идей, либретто в куче ****а. И как же давно была написана пьеса «Назад в пещеры», и как же она актуальна! Какая громадная разница между книгой и пьесой! Нет, не в героях, не в названиях, даже не в событиях... в финале!
Bizon, 24 октября 2014 г.
Пьеса по мотивам романа «Этландия», хотя написана раньше. Самое главное отличие в фантастическом сюжете и еще более едкой сатире. Не исключено, что автор после написания пьесы решил переработать ее в более реалистичный вариант из-за совсем откровенной насмешки над обществом, выразившемся в законах принимаемых пришедшим к власти роботом. Аллюзии слишком явные, и даже финал пьесы с реверансом в сторону СССР не компенсирует общего понимания — какое именно общество описывает Ингобор. Самые удачные эпизоды из пьесы включены в «Этландию». Иррациональность описываемого делает это произведение близким к постмодернизму. Сложно представить, что когда-нибудь пьеса будет включена в репертуар театров, хотя если адаптировать ее под современность и добавить сюрреалистических ноток и создать соответствующий антураж на сцене, она найдет поклонников из числа любителей арт-хауса.