Юлия Зонис «Биохакер»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Ближайшее будущее. В результате биогенной катастрофы по всей Земле распространяются опасные виды животных-химер. Последние выжившие ютятся в анклавах. Лишь стены и солдаты-андроиды стоят между ними и быстро эволюционирующими тварями. Но и эта преграда хрупка. Андроиды поднимаются на борьбу за независимость. Существо, называющее себя леди Феникс, стремится стать суперцентром новой биосферы. Со дна морского восстает чудовищная армия. А в научном городке в России вырывается на волю то, что способно уничтожить и людей, и андроидов, и химер.
Итак, «вторая фаза» эксперимента Алекса Вечерского начинается. Старый мир гибнет, но родится ли на его развалинах новый? Смогут ли люди, Бессмертные, андроиды и химеры объединиться, чтобы противостоять общей опасности? Продолжение событий «Генома Пандоры», романа-победителя Интерпресскона-2013, в новой книге Юлии Зонис «Биохакер».
Входит в:
— цикл «Время химеры»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 222
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2966 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 17%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2014 // Роман | |
номинант |
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Созвездие Большой Медведицы" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shean, 18 апреля 2015 г.
Кто это?
Как жалок вид их и как дик наряд!
Они так отличаются от прочих
Жильцов земли, и все ж они на ней!
Кто вы такие? Вы живые твари?
Вас можно спрашивать? Как будто да.
Вы поняли меня и приложили
Сухие пальцы к высохшим губам.
«Время Химеры» — цикл, написанный образованным начитанным автором для образованных начитанных читателей. Он изобилует длинными словами, рецессивными аллелями, натуралистическими подробностями и цитатами из великого множества произведений, популярных среди старшекурсников естественнонаучных факультетов.
Все вышеперечисленное протеолизировано в мелкие дребезги, тщательно перемешано (например, Гморк является читателю в первой книге — а Фалькор только в третьей) и щедро нанесено на аккуратно сплетенный сюжет. Что отрадно, сюжет к третьему тому ничуть не теряет ни широты, ни напряжения. Нити, которые тянутся с самого начала, такие, как линия Хантера или Дориана — только крепнут, обрастая объяснениями старых загадок и связями с вроде бы совершенно другими историями; нити, едва обозначенные, такие, как Саманта Морган — выходят на поверхность и тоже дивно согласуются с узором остального полотна.
( Фу, скажете вы — какое затасканное сравнение. Да, фу, — отвечу я, — но оно мне понадобится ниже. Большой-большой гобелен. Много-много разных нитей. И бусинки. И пайетки, и колокольчики, и узелки, и бантики. В изобилии. Если талантливый дурачок — то, конечно, Элджернон. Если андроид — то с лицом Рутгера Хауэра. Если вороны — то короля Кромахи. А чо, такие хорошие бантики, и без дела валяются. А сюжет просторный, места много. )
Появляются и новые герои. Автор, мимоходом пощекотав «Золотой компас» и «Повелителя мух», преподносит нам искомого в течение первых двух томов биохакера . Человека, способного управлять лежащим в основании химер генетическим программным кодом. При этом автор ловко избегает лежащей на этом сюжетном пути ловушки «Матрицы» — биохакер, как минимум, не один, и те двое, которые действуют на данный момент, пришли к этому состоянию разными путями. Что русский ботаник, что полуандроид — персонажи, слабо связанные ожиданиями. Куда их понесет дальше?...
Несмотря на демонстративно открытую концовку, (А теперь все умерли. Или нет. А может, это бред воспаленного сознания.), цикл абсолютно не производит впечатление законченного. Невыстрелившими только в третьем томе ружьями можно снарядить небольшую восточноевропейскую войну. Зная аккуратность автора в подбирании предыдущих хвостов — ой, не зря они заряжены.
Но прекратим же разглядывать отдельные ниточки и узелочки, отшагнем назад. Все полотно в целом красиво, узорчато и широко, но как-то странно висит. В чем же проблема? Лично меня с самого начала смущала мотивация персонажей. Они какие-то нехарактерные для нынешней фантастики. Какая ныне у персонажа самая частотная мотивация? Выжить и преуспеть. Хабар, точка, взять патронов, поесть, выпить, бабу, в зону. Склеить дракона, принца, выжить из дворца старую королеву, иронично править драконом и принцем. Здравый рассудок, никаких там.
Персонажи Зонис массово чхали на доводы рассудка. И не то, чтобы это были инфантильные капризульки, страшно удивляющиеся последствиям своих взбрыков — в большинстве своем эти люди (и не вполне люди) отлично понимают, на что идут. Чего лишаются. И согласны на это. Их ведут другие силы — тяжелые биохимические аддикции (которые ни у меня, ни у автора рука не поднимается назвать любовью), сладость власти, хмель мести, стремнина долга. Уничтожить цивилизацию, чтобы наказать любовника? — Нивапрос! Отказаться от спасения целой расы, лишь бы не рискнуть принуждением ребенка? Само собой!
В жизни люди, ведущие себя в этой логике, встречаются, но не часто. Не подряд. Вроде бы неестественность? Вроде бы неправильность? Но память тихо шепчет, что есть, есть таки контекст, где именно так все и устроено, причем контекст такой, фундаментальный, с Хиршем чуть ли не выше, чем у реальной жизни.
Итак, если полотно странно висит, стоит к этой странности присмотреться. Нет, мы не будем с криком «Мыши!!!» тыкать туда шпагой. Деликатно поднимем и посмотрим, кто ж там спрятался, за гобеленом. Аааа! Ну конечно. Вильям Джонович, не узнали вас в гриме, выходите, выходите, что уж там.
Вот так, тихой сапой, с хиханьками про цыплячьи ножки и водоросль Anabaena (сосисочник. Ахха. Фэнтези. В любом пруду тех сосисочников.) Юлия Зонис утащила нас куда-то в грохот и безмолвие не то «Бури», не то «Хроник Генриха IV ». Лицо Роя Батти начинает напоминать Корнуэлла, в финальных сценах мелькает совсем уж Гарри Уэльс, а Оберон, Яго, ткач Основа и Эдмунд и вовсе не прячутся. Контекст Шекспира требователен, как немногие — большие страсти требуют от писателя большого умения.
Зонис не зря отводит нам глаза мельтешением постмодерновых побрякушек — удержать шекспировское напряжение на всей протяженности цикла нелегко. Ну, так и сам Уильям наш не брезговал снижениями типа Фальстафа и его друзей, на контрасте смешного и страшного страшное страшней, а смешное — смешней… И вот на одном краю истории рыжая женщина молча хоронит убивших друг друга отца и сына — в разных могилах; на другом — ненавидящий жизнь Пёс зачинает ребенка с дочерью Ворона, а на третьем — отец десятилетиями терпит муку сращения с чужеродной плотью рад даже не самой дочери, а ради памяти о ней.
А в укромном анклаве цивилизации Ариадна ждет Тезея — несмотря ни на что.
Очень, очень безрассудно.
Но мы, тем не менее, понимаем этих не вполне здравомыслящих героев. Может быть, потому, что мы тоже живы. В бурлящем и пенящемся хищном мире. Пока еще. Пока.
MarchingCat, 18 ноября 2013 г.
В первой книге как-то всё нормально воспринималось. Видимо, из-за меньшего масштаба, количества сюжетных линий, действующих лиц. А вот тут, в «биохакере», возникло ощущение перебора. Мало вам химер — вот вам омнии. Мало оригинальной линии учёных, колдуна, хантера... вот вам и банальные бандиты похищающие детей и насилующие женщин (и пофигу что на лишь пару страниц, зато их наличие показано, всё как у людей теперь, бандиты в наличии). Мало вам просто программируемого ДНК — вот вам программирование телепатией, причём с мгновенной реакцией. В общем, по мне — так перебор.
Хотя, конечно, День Омний впечатлил гораздо больше, чем День Химер. Чем не вариант апокалипсиса? вполне себе тема для отдельной книги. (Правда, один вопрос меня до сих пор мучает. А как они собирались на Марсе эти омнии искоренять после того как они выполнят свою функцию? Вот как там собирались — так бы и на Земле их вырубили...)
В целом, конечно, хорошо. Авторские работы в любом случае приятнее читать, чем штамповки в коммерческих проектах. Но что-то сильно мне захотелось «обычной» фантастики от Юлии Зонис, вне этого цикла.
Нортон Коммандер, 8 ноября 2013 г.
Продолжение вполне в духе предыдущей книги. Может быть восторгов роман не вызовет, но интересно, особенно для тех, кто любит биологическую фантастику (подробные научно-обоснованные описания звучат, как музыка).
Роман построен также, как и первая часть — в начале и в конце экшн, приключения героев; центральная часть — экскурс — описание работы учёных, которые теряют контроль над ситуацией, твёрдая НФ. На этот раз ящик Пандоры открывают не американцы, а наши соотечественники; и заражённая мутагенным вирусом биосфера становится ещё более опасной и непредсказуемой.
Те герои, которым посчастливилось остаться в живых после событий, описанных в «Геноме Пандоры», отправляются в Лондон, один из последних крупных центров цивилизации, управляемой всё менее вменяемой элитой — Бессмертными. У каждого из персонажей своя цель. И не только они туда стремятся.
Концовка всё также неоднозначная и обрывающаяся.