Александра Давыдова «Zарисовка О»
Привет!
Это книга про то, что свет живет в глубине самой черной тьмы. И про то, что смерти нет. Ты будешь жить вечно, стоит только захотеть.
Это книга про то, что тьма поглощает свет и делает его бессмысленным. И про то, что в финале всегда приходит смерть. Не титры, не постскриптум, не счастливый конец — смерть.
А как оно на самом деле — решать тебе, читатель.
И помни, наши рассказы следят за тобой.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Somesin, 24 апреля 2014 г.
Фантастический метод сопутствует литературе с ранних дней, порождая то эпопеи, то великолепные новеллы и рассказы. Фантастика бывает самой разной – от фантасмагорических грез и до строгих построений твердой НФ, от поэтической фэнтези и до чопорной строгости стимпанка.
Фантастика невероятно многогранна, и что более важно сегодня для нас, — имеет фрактальные очертания границ.
100 лучших микрорассказов в разнообразных стилистиках фантастического включает антология сверхмалой фантастической прозы «Zарисовка О».
Кажущаяся простота работы фантастическим методом – в возможности произвольно допускать что угодно, от множественных миров до мучительной гибели того единственного, который знаем мы сейчас, от существования бессмертных и до эволюции целых вселенных в пределах одного-единственного атома. Любой каприз воображения, любой порыв необузданной авторской фантазии – все доступно, все возможно, все оказывается на расстоянии вытянутой руки!..
Сложность работы фантаста – в неукоснительной, предопределенной самим методом отдаленности и отчужденности людей и событий, изображенных в тексте, для читателя. Ну, шестиногий серафим, ну, слон, парящий на ушах… бывает. Достучаться до читателя фантасту трудно вдвойне; это если задача поставлена именно достучаться, а не отвлечь и развлечь штампованными серийными грезами про попаданцев и прочих супергероев. А что до формальной новизны, призванной изумлять и поражать неоперившиеся умы, так уж легче вспомнить расхожую штуку про батальон обезьян за печатными машинками, которые даже «Войну и мир» настучат без ошибок, дай только срок. И ведь фантастов-то далеко не батальон, а много, много больше, особенно же если учесть разнообразных начинающих и подражающих. Не так уж много шансов, чтобы хоть краем плуга да не разворотили. Да и то сказать: даже если удастся добиться оригинальности, насколько впечатлит она тех, кто видел бесконечные потоки кино и телефильмов, продуцирующих и демонстрирующих убедительнейшие иллюзии ад инфинитум.
А теперь возьмем все это скопление сложных обстоятельств и умножим во много раз… сократив объем до совсем крошечного. Попробуй уложить в скудные и экономные две тысячи знаков и мир, и человека, и историю! А перед нами – сотня таких срезов прозы, крошечных осколков, представляющих собой поистине фрактальную копию всея фантастики, уменьшенную в пропорции.
В антологии можно найти все, что угодно – и небольшие рассказы о роботах, вплоть до бредбериевских по интонации, и зарисовки, нацеленные в человеческие чувства читающего, и махровая фэнтези, и фантасмагорические, сюрреалистические зарисовки.
И большинство из них, кроме яркости и пестроты фантастического допущения, поражают еще и внезапным, неожиданным разрешением.
Вот миниатюры, построенные на приеме недооткрытости, когда все происходит, как есть, и только в конце, прямым пояснением ли, или прозрачной, понятной фразой-намеком все расставляется по местам, переменяя акценты, обдирая привычные клише, которые ухватистая фантазия уже намостила было в твое понимание текста.
И иногда, вот как с работой Юлии Ткачевой «Новенькая», понимание сущности происходящего придает прочитанному привкус не просто трагичности, но бесповоротной окончательности мира, существующего именно так. Встретившись с подобным жгучим полновесным лаконизмом бытия, остаешься сидеть, в изумлении качая головой.
Немало миниатюр, развивающихся до последнего, и уже с ударной последней фразой опрокидывающие вроде бы нарисованную картину – тут уже высший пилотаж сверхкороткого сюжета.
Такова «Вместе и навсегда» Федора Береснева: вроде бы не новая идея про восстанавливаемость человеческой плоти, про мир, где невозможно умереть. Эту тему развивали многие, но тут не развитие, а именно решающая, анизотропная перипетия. Одна маленькая, непредсказуемая в принципе ошибка – и юный задор заодно с молодеческой удалью оборачиваются настоящей катастрофой.
Или сразу две истории про жизнь на одиноких отдаленных мирах, и одиночество, и нестерпимую яркость мечты о родной Земле: «Правила возвращения» Ольги Дорофеевой и «Навестить Палыча» Натальи Васильевой, в которых сразу сочетаются оба подхода.
Или вот – странная, с терпким привкусом горечи и страха легенда Юрия Некрасова «У солдата есть ружье», в которой, наоборот, все понятно, в общем-то, едва ли не сразу, но за каждым шагом несгибаемого солдата следишь, сочувствуя, сопереживая…
Сотня сверкающих кристаллов, каждый из которых непохож на другие, сотня окон, отворенных из нашего мира в другие, более светлые или совершенно мрачные, загадочные или пронзительные в понятности и близости, многолюдные или беспредельно одинокие.
Яркий скол фантастики. Граненый, блестящий фрагмент, принадлежащий бесконечному миру человеческой фантазии.
Незабываемое чтение для каждого.
Sawwin, 24 января 2015 г.
Антология фантастического микрорассказа в нашей реальности ещё очень редкое явление и должно всячески приветствоваться. И хотя большинство рассказов литературными достоинствами не блещет, оценка сборнику выставлена высокая, ориентируясь не на среднее арифметическое, а на лучшие образцы.
Прекрасна идея сделать сборник перевёртышем, причём сформатированным в виде гребёнки, так чтобы «тёмные» и «светлые» рассказы взаимопроникали друг в друга. Хороша и мысль «тёмные» рассказы печатать на затемнённых страницах. К сожалению, как всегда, благие намерения разбились о прозу жизни: в типографии книгу испортили, так что вместо чёрно-белой она получилась грязной. А ведь оценка книги включает не только её содержание, но и внешний вид.
Но в любом случае, я рад выходу этой книги и поздравляю счастливчиков, сумевших её приобрести.
olpo70, 28 января 2016 г.
Сто процентная,заслуженная десятка.И хотя подавляющее большинство рассказов мне не понравилось,антология получилась.Смесь всех стилей и жанров существующих в мире фантастики не дает скучать.Малая форма рассказов способствует тому,что плохие рассказы заканчиваются быстро и не портят общего впечатления.Не буду выделять ни плохих,ни хороших рассказов-это определит для себя каждый прочитавший данную антологию.Но прочитать её стоит несомненно.Настоятельно рекомендую.
Очень понравилась идея оформления книги.Сделать перевертыш с темной и светлой стороной-класс!!!!!.Спасибо составителю за проделанную работу,которая достойна всяческих похвал.