Сурен Цормудян «Последние пассажиры»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Только для взрослых
Приквел эпопеи «Второго шанса не будет». В маленьком мирке горстки выживших на развалинах Санкт-Петербурга людей, начинают происходить странные и страшные события... Случайно прибившийся к ним молодой офицер-морпех начинает собственное расследование, которое приводит к неожиданным результатам...
Входит в:
— цикл «Вселенная Метро 2033: Легенды» > Романы по мотивам "Вселенной" > цикл «Второго шанса не будет»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 76
Активный словарный запас: очень низкий (2327 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 39 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 16 июля 2024 г.
«Пожарная часть»
Мини-рецензия на «Последних пассажиров» Сурена Цормудяна
Эту повесть мне следовало бы прочитать лет двенадцать назад. Прочитал теперь. Поскольку, несмотря на то, что я продолжаю время от времени читать постапокалиптику, сей жанр меня давно не так уж радует, воспринимается всё не так, как воспринималось бы в лицейские годы. Тем не менее, приятно снова вернуться к вселенной, с которой познакомился годы назад.
Так вот. Перед нами приквел романа-эпопеи «Второго шанса не будет». У того есть и другой приквел, о Новосибирске, «Отражение во мгле», но «Последние пассажиры» представляют собой предысторию непосредственно одного из ключевых и наиболее колоритных персонажей ВШНБ — Ильи Креста. По сути, мы узнаём из повести, как он получил прозвище и чем занимался в первые годы после ядерной войны.
Внимание моё привлекли климатические особенности описанной эпохи. Действие происходит всего через три года после обмена ударами. То есть ужасы апокалипсиса отчасти уступили новому быту, но всё ещё настигают выживших. Любопытно же то, что долгая ядерная зима наступила не сразу, а только-только собирается. Не хотелось бы проверять, как было бы на самом деле, но с литературной точки зрения получилась элегантная отсылка к центральной проблеме романа-эпопеи.
Другой аспект, характеризующий повесть, — расследование подозрительных событий, которые начинаются в маленькой общине станции Рыбацкое. Причём события возникают постепенно, как бы бочком протискиваясь к читателю, пока грубые диалоги выживших убаюкивают его бдительность. Когда же их набирается целый снежный ком, детективная линия «выстреливает» и слой за слоем снимает накопившиеся вопросы.
Меня разве что смутило, что в деле возникает дополнительная сущность. Впрочем, персонаж оказывается не лишним, а кое-какие прегрешения всё же распределяются между членами общины. В этом смысле Сурен грамотно показал глубину падения людей, если поставить их на грань выживания и снабдить моральной дилеммой. Поэтому, хоть персонажи вышли далеко не ангельского характера, а от их поведения складывается гнетущее ощущение, впечатление о повести в целом сложилось отрадное и с примесью ностальгии.
stariy13, 2 августа 2020 г.
Спасибо Цормудяну что написал этот приквел. Он даёт шанс читателю вкратце ознакомиться с талантом автора, и не тратить время на целый цикл. Не хочу обидеть подростков в пубертатном периоде, которые любят подобное чтиво( хотя бы читают что-то). И даже надеюсь что великий :) российский режиссер Сарик Андреасян снимет очередной шедевр типо « Защитники» по его произвидениям, но я на него не пойду мне больше нравится «Сталкер» по Стругацким, там нужно задумываться.
dxbckt, 17 сентября 2021 г.
После «Второго шанса» (СИ автора) обычно тянет пройти «заново» все произведения (автора) вне зависимости от вида жанра и содержания. Но (слава богу)) данный (сиквел?) не только как раз относится к вышеобозначенному миру и (даже) несколько дополняет его (становясь некой предисторией тех «славных времен», когда Людоед еще только нашел свой «крутой» берет и некий соперсонаж «Второго шанса» была маленькой девочкой).
И хотя (кто-то, как всегда) справедливо заметит, что после «Второго шанса» здесь все на порядок «скучнее», однако автор (как и всегда видимо) делает упор не на «сопутсвующей картинке» (апокалипсис, глобальный писец, мутантов и человечества конец), а на (не менее разнообразной и впечатляющей) человеческой натуре...
Данный рассказ (по сути) показывает наиболее возможные пути поведения людей в замкнутой группе, на территории «негостеприимного ареала» в условиях нехватки всего и вся... Плюс, тот факт что на несколько мужиков (в перспективе) имеется только один подросток (женскАгА полу). Вот собственно и все)) И зачем тут дикие картины «орд мутантов», когда «естественные потребности» и желание доминировать, потихоньку начинают все «расставлять по своим местам»?
Сам сюжет «по ходу пьесы» перескакивает от одного персонажа к другому, в т.ч и к самой девченке начинающей понимать «всю прелесть прекрасного далека», плюс интриги всех против всех.
Не знаю, кто тут сочтет (что) правдоподобным, а что нет — но «в заданных (автором) рамках» действия группы носят деструктивный характер и только сокращают количество выживших, что еще раз подтверждает высказанную кем-то мысль, что в условиях по настоящему глобального ...здеца, выживут только группы людей (и группы по настоящему сплоченные... идеей, религией и т.п). Отдельные же «крутые выживальщики» десятилетия не протянут, какими крутыми они бы не были (и сколько бы хабара не насобирали)... или оскотинятся (со временем) или подохнут от множества факторов. Так что выводы «делайте сами»))
И напоследок — внезапно вспомнил фразу из к.ф «Мама не горюй» (часть 1) Н.Чиндяйкина (в роли майора выехавшего на задержание «опасной банды»)) «А где морррячок?!? Морячок... Где Морячок???)) В данном произведении, данная фраза выглядела бы гораздо смешней и «на своем месте» (особенно если Вы любите «черный юмор»))
P.S И разумеется советую эту СИ не читать, а слушать в аудиоверсии))
strannikmegzvezd, 25 ноября 2017 г.
– Значит я хуже, чем этот ублюдок, – вздохнул он, глядя на тучи. – А вы думаете, что я, это он. И уверены в этом теперь. Но если говорить человеку все время, что он свинья, то человек однажды в ответ захрюкает. Если говорить человеку все время, что он людоед, то в один прекрасный день он вас сожрет. А я, тот, кто запустил ракеты, самый что ни на есть людоед… (с)
Всего-то три коротенькие рецензии пусть даже и на маленький рассказик? На вкус и цвет товарищей, конечно, нет, но по моему всё же несправедливо получается.
Что я могу сказать от себя о предваряющей популярную постапокалиптическую трилогию «Второго шанса не будет» книжке?
- «Последние пассажиры» — это классический мужской постапокалипсис. И, если учитывать, что я недавно пытался читать «Вонгозеро» Яны Вагнер, отказался от такого чтения и перешёл на Цормудяна, то, наверное, кто-то сможет воскликнуть: «Ага, шовинист-сексист, всё теперь с тобой ясно!» Ну, кхм, да... С утра был персоной мужского пола традиционной ориентации, что ж тут сделаешь... :) Всё так, но вернёмся к объективному.
И раз уж я сказал о мужском постапокалипсисе, должен сказать как здесь с рукопашными драками, поножовщиной, отстрелом из всех калибров человека человеком и постъядерной мутировавшей нечисти , а также трех- и более этажным матом. А вот и не угадали! Всё это здесь, действительно, есть, но гораздо в меньшем количестве, чем в описанной мной три месяца назад первой книге постапокалиптической трилогии Артёма Мичурина «Еда и патроны». И дело здесь вовсе не в разнице объёмов, а в жанре, в котором заявляют о себе «Последние пассажиры». Если упомянутые трилогии обоих авторов принадлежат к жанру боевика, то приквел у Цормудяна скорее можно назвать детективным триллером, действие которого происходит спустя три года после ядерной третьей мировой войны.
- Одна из читательских претензий к «Последним пассажирам» утверждала, что Цормудяна не получилось описать царящую вокруг персонажей, фонящую радиацией, почти полностью разграбленную разруху, без которой постапокалипсиса можно сказать и не существует. Кого-то описанный Цормудяном мир, так сказать, не убедил, у меня же претензий нет ¯_(ツ)_/¯ Разве что в паре эпизодов меня терзают некоторые сомнения по правдоподобности.
- Также читатели недовольны тем, что автор смешал в одно постапокалипсис, девочку, которая как раз переживает превращение в девушку, семерых пересобачившихся сначала из-за неё, затем уже совсем по другим причинам мужиков, а потом снова из-за неё и маньяка-извращенца каннибала. И даже несмотря на то, что сам автор отсылает к известному выражению — женщина на корабле к беде — мне происходящее видится в ином, жестоком и мерзком с точки зрения цивилизованного человека, но совершенно естественном для реалий постапокалипсиса ракурсе.
Иными словами, рассказ-приквел получился пусть и не шикарным, но вполне стоящим и даже, несмотря на то, что тут у нас по факту фантастика, в некотором роде жизненным. Имею Мнение... И так далее :)
VovaZ, 18 января 2015 г.
Этим, небольшим, но захватывающим приквеллом Цормудян доказал, что он — мастер компактной прозы. Приквел, по всем параметрам стоит на голову выше произведений самого цикла. В отличии от цикла, нет никакой путанницы в сюжете, нет логических ошибок. Сюжет компактный и цельный. Сценизм высок, образы героев выписаны тщательно и очень цельно.
Атмосфера раннего постапокалипсиса выписана впечетляюще и колоритно. Линия детективного триллера, в стили агатовских «12 негритят» тоже вышла очень хорошо.
Образы Людоеда и Нордики, которых мы встретим в самом цикле, тоже очень хороши. Было бы не плохо, если бы автор продолжил бы творчество именно в компактных произведениях, это явно его.
smid, 5 августа 2014 г.
Шикарный рассказ, просто глоток свежего постапокалиптического воздуха.
Шикарный сюжет, персонажи, атмосфера, ну и рыбацкое :)
Usachevdanil1, 29 января 2017 г.
Крутой рассказ. Кстати, недавно вышел фильм пассажиры, вот он http://viid.me/qhjoV1