Ника Батхен «Солнечный город»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вторичный литературный мир
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких» > Антологии > Мир Стругацких. Полдень и Полночь
— журнал «Меридиан №2 (20) февраль-март 2013», 2013 г.
— антологию «Мир Стругацких. Полдень и Полночь», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 22 сентября 2020 г.
Рассказ Батхен (или Батхан — не знаю, что точнее) возвращает читателя в мир романа «Отягощенные Злом» (точнее, второй его части). Роман АБС представлял собой социальную фантастику с философским уклоном и читать его было весьма непросто. Да, собственно, фантастического в нем было мало — только таинственная личность Демиурга да то, что его действие проходит в будущем. Основной упор ставился на свободу личности и мирное разрешение всех социальных конфликтов. Авторов на склоне лет явно потянуло на поиски смысла жизни.
В данном же рассказе представлена еще одна история из хроник Ташлинска — штурм городской библиотеки, захваченной «неедяками». Надо сказать, в этом городишке подозрительно много разного рода неформальных групп и объединений. «Неедяки» протестовали против всеобщего закона о среднем образовании, вынуждавшего их отправлять своих детей в интернаты. И вот одна из наиболее решительных групп заперлась со своими детьми в библиотеке и угрожала подорвать ее вместе с собой, если их требования не будут удовлетворены. На переговоры с неформалами направили известного учителя Носова. Пока он уговаривал «захватчиков» пойти на попятную, его ученик Мытарин организовал штурм захваченного здания с использованием боевых вертолетов и усыпляющего газа. В отличие от своего учителя он не был настроен решать возникшую проблему мирным путем. В итоге операция пошла не по намеченному плану: четверо погибших и серьезные нарушения здоровья у остальных. В том числе и у Носова. Произошедшее в библиотеке довело его до инсульта, а потом — и к ранней смерти.
Автор ставит вопрос: имел ли ученик так использовать своего учителя и какова степень его вины в случившейся трагедии? Судя по тону повествования, Мытарин объявляется виновным не только в случившемся, но и в своей «хромой» морали, которая по своей сути асоциальна и бесчеловечна.
Может, я сужу субъективно, но сама тема рассказа ушла немного «в другую сторону» в сравнении с первоисточником: из Мытарина, который в романе ничем особым не выделялся, вдруг сделали если не негодяя, то уж точно «козла отпущения». Неужели АБС давали повод об этом так думать? Конечно, допускаю, что я чего-то в романе «не усмотрел»: социальная фантастика не относится к числу моих любимых жанров, да и роман Стругацких я также особо не жалую. Но обстановка в Ташлинске мне показалась весьма тяжелой и мрачной, как будто на дворе не светлое будущее, а эпоха фашизма и репрессий. Сразу на ум идут ассоциации с неудачным штурмом «Норд-веста», когда от усыпляющего газа погибла целая куча народа. Может, автор именно на это и намекал. Еще раз повторюсь: я не поклонник такого рода направления в фантастике и такой сюжет мне не по нутру. Поставил 6 баллов только из-за уважения к гуманистическим идеям автора и в память о корифеях советской фантастики.
-------------
ИТОГ: социальная фантастика негативного характера на базе весьма своеобразного романа АБС. Будет интересна весьма ограниченному кругу лиц.