Сара Дж. Маас «Королевство шипов и роз»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Любовный роман
- Общие характеристики: С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Фантастические существа (Эльфы ) | Становление/взросление героя | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература | Для взрослых
Могла ли знать девятнадцатилетняя Фейра, что огромный волк, убитый девушкой на охоте, — на самом деле преображенный фэйри. Расплата не заставила себя ждать. Она должна или заплатить жизнью, или переселиться за стену — волшебную невидимую преграду, отделяющую владения смертных от Притиании, королевства фэйри. Фейра выбирает второе. Тамлин, владелец замка, куда девушка попадает, не простой фэйри, он — верховный правитель Двора весны, одного из могущественных Дворов, на которые поделено королевство. Однажды Фейра узнает тайну: на Двор весны и на Тамлина, ее покровителя, злые силы наложили заклятье, снять которое способна только смертная девушка…
Входит в:
— цикл «Королевство шипов и роз»
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Подростковые фэнтези и научная фантастика (18 272 голоса) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Синяя мышь, 16 июля 2017 г.
Книга «Королевство шипов и роз» задействует все привычные, заданные жанром, обложкой и ожиданиями ЦА триггеры.
«Я не такая, как все», — главная героиня, Фейра, охотится с четырнадцати лет. Превосходная лучница. И в глубине души ненавидит охоту. По-настоящему она хотела бы стать художницей, но… надо кормить семью.
«Моя семья меня не понимает» — семью кормит только она одна. Отец после банкротства впал в депрессию, из старших сестер помощь по хозяйству можно выбить только угрозами и шантажом. Все легло на плечи Фейры.
«И однажды я встречу своего принца», — в данном случае Высшего Лорда Рассветного Двора, который забрал ее в эльфийские земли по принципу жизнь за жизнь: Фейра в лесу убила волка, который, как выяснилось, был не просто огромный серый волк, а фейри и подданный ВЛРД Тамлина.
И автор хочет честно, без фиги в кармане, выполнить заданные жанром, обложкой и ЦА, условия контракта с читателем.
Поначалу дела обстояли неплохо: автор пытался избавиться от слащавости сказки, подливая в традиционный зачин кровь и боль (недоедание, нищета, непростые семейные отношения, практичное отношение Фейры к добрачному сексу).
Но, несмотря на кровь и боль, автор все равно рассказывает историю, в которой пятисотлетний прекрасный фэйри влюбляется в девятнадцатилетнюю человеческую девушку.
И в данном конкретном случае автор не пользуется уловками «психологический возраст меньше хронологического», или «столетия, проведенные в магическом сне».
Прекрасный. Пятисотлетний. Высший Лорд. К его лицу приросла маска с изумрудами. Как в такого не влюбиться?
Но пятьсот лет – это не просто красивая цифра. Это значит, что он в 26, 31 раза старше Фейры. (Кстати, даже Эдвард Каллен старше Беллы всего в 4 раза).
Тамлин провел эти годы, сражаясь, путешествуя и управляя своим двором. Эрго, накопленный жизненный опыт позволяет ему не то, что читать девушку как раскрытую книгу, а вкладывать в ее голову мысли, до которых она додумается только послезавтра. Коэффициент умственного развития, конечно, не имеет настолько прямой корелляции с возрастом, но, допустим, что он хотя бы вдвое умней обычного человека. (Косвенно это доказывается не только его возрастом, но и тем, что у фэйри повышенная регенерация: значит, можно допустить, что нейронные связи в его мозгу образуются быстрее, чем у человека, а деградируют медленней).
Если принять среднее АйКью человека за 103, то вдвое меньшим обладают, например, собаки и свиньи. Конечно, и с теми, и с другими можно разговаривать, играть, гладить, лелеять, искренне считать членом семьи, но влюбиться и вступить в равноправные отношения? Эээ, ну, всякое бывает, но… автор ведь не хотела выставить златокудрого красавца с «идеально вылепленными скулами» как банального извращенца?
Далее, внешность. Я знаю, к этому пункту придираться нелепо. Даже Элизабет Беннет была не более чем «как будто мила», а Джен Эйр вообще дурнушка. Романтические героини берут не красотой, а характером.
Но автор «Королевства» сама себя загнала в ловушку утверждением, что все шрамы на теле фэйри могут быть только магического происхождения, а возможности органов чувств многократно усилены магией.
Как будет подобное существо смотреть на девушку, которая уже пять лет охотится в лесу (царапины, шрамики), и месяцами недоедает (авитаминоз, анемия, плохие волосы и зубы, волнистые ногти)? Опять-таки, честный ответ, — как мы на Фредди Крюгера.
А что насчет характера главной героини?
Проследим за ходом ее мысли в одной из глав. «Праздник плодородия? Соберутся не только подданные ВЛРД Тамлина, но и все непредсказуемые твари фэйри других дворов, на которых власть Тамлина не распространяется? От правильного соблюдения ритуала зависит урожай не только эльфийских земель, но и человеческих? Могущественная магия фэйри, а я человек, магией не владеющий, и мне запрещают туда идти, потому что это опасно? Уже бегу!»
Нет, на самом деле я охотно допускаю, что это достаточно типичное для подростков поведение. Но реальность в подобных случаях подросткам не подыгрывает: может, повезет, может, не повезет, может, поумнеет, может, нет. А в мире «Королевства» главная героиня вместо выволочки получает еще одну романтически-эротическую сцену.
И таких мелких противоречий довольно быстро набралось до кртической массы.
Вот момент, который стал для меня ключевым в понимании того, что с книгой не так.
Сначала автор хочет вызвать сочувствие к Фейре тем, что семья обнищала, у нее нет денег на краски, она не может рисовать и губит свой талант. Потом, когда Фейра таки-добирается до красок, пятисотлетний фейри восхищается ее картинами. Ок, значит, она гений? Вроде бы автор подводит к этому...
Но если прочитать биографии гениальных художников, то становится ясно: они рисовали всегда, везде, на любой ровной или неровной поверхности, углем по беленой стене, мелом по брусчатке, прутиком по грязи, — но рисовали! Они не могли не рисовать. И, если у них не было денег на краски, они делали их сами – чего Фейра, живя на границе с лесом, даже не пытается.
Так Фейра не гений, потому что гения его дар, не найдя выхода, рвет в клочья? Может, она просто талантливая девочка?
Ок, но как тогда ей удалось_восхитить_существо с обостренным восприятием и пятисотлетним жизненным опытом? Я думаю, что фейри, который, например, видел, первые наброски к «Джоконде» и флиртовал с леди, которых писал Гейнсборо, мог бы удивленно восхититься, ну…. огненными подсолнухами Ван Гога. Но никак не меньшей по масштабу таланта новаторской работой.
Тем не менее, волею автора Тамлин обязан восхититься. У него нет шансов.
А мир, который подыгрывает главной героине=мир, лишенный настоящего конфликта. А отсутствие конфликта убивает сюжет. Что это была бы за история, если бы Одиссей вернулся домой к пятичасовому чаю?
При этом автор маскирует отсутствие конфликта, картинно мучая главную героиню. Вот, смотрите, я ей совсем не помогаю, вот, у нее рука сломана!.. Пытки, голод, любвные терзания!
Но какая разница, сломана рука или нет, если все персонажи между «поступить согласно заявленным целям» или «стать эффектным фоном для героини» выбирают второе? Более серьезные, чем рисование картин, примеры приводить не буду, потому что все они будут важными сюжетными спойлерами. Зато можно сделать вывод, что весь сюжет выстроен на потакании главной героине.
И как могла закончиться эта история, посвященная истинной любви вопреки всему?
Любовь любовью, но два поклонника в два раза лучше, чем один, — томно вздыхает Фейра, и автор согласно кивает своему дитятку. Ей для нее ничего не жалко. В том числе как-бы-главной-идеи книги.
Пожалуй, единственное, что можно сказать в защиту «Королевства» – его написал не циничный сорока-с-лишним-летний литературный критик, который слепил коммерчески беспроигрышного монстра из частей, позаимствованных у других авторов.
Саре Дж.Маас было всего двадцать два года, когда она создала первую версию романа. Понятно, что она писала ту книгу, которую бы хотела прочесть сама – с кровью, любовью, магией и прекрасными принцами. А в издательстве поняли, что эту книгу захотят прочесть еще тысячи девочек, для которых Лорел Гамильтон излишне прямолинейна и недостаточно романтична – и не ошиблись.
ужик, 16 августа 2018 г.
Знаете, я начинаю переживать за подрастающее поколение, хотя раньше такой фигней не особо-то и страдала.
Раньше в книгах культивировалась мысль что нужно работать над собой, развиваться, расти, учиться чему-то новому, прилагать усилия для того, чтобы что-то получить. Но книга Сары Маас демонстрирует нам самую обычную героиню, которая даже... не умеет читать. Не хочет учиться читать. Не хочет думать. Не хочет включать мозги. Но в конце, будьте уверены, все пряники перепадут-таки Фейре.
В этом ключе чистосердечное признание прекрасного и такого загадочного главгероя Тамлина, мол, у меня була куча баб, но все хотели праздника и этих, цитирую «телесных утех», никто не хотел слушать о тяжелых буднях и(!!!!!) не жалел меня!!!!! В общем, ИМХО, в этом месте так и просится «не предлагал стать мне помощницей», но работать нынче не принято, да и какая нафиг из Фейры помощница?! Читать девица не умеет! Так что по-любому на ее долю остаются праздники, балы и эти самые утехи.
Так что идеальная девушка для правителя фэйри должна всего лишь его... пожалеть... Любовь из жалости... М-да.
Кстати, мне Тамлина было жалко. Одно из королевств фэйри, которые держат в страхе все человечество, при этом занимая острова Ирландию и часть Великобритании, и уступив всю остальную сушу людям, на вид — загородный домик мелкопоместного дврянина в лучшем случае. Королевство Весны? Усадебка, шикарные интерьеры, конюшня, сад. И, в общем, несколько таких домиков в экономическом плане что же, переплюнут все человечество?! Скорее страшные и ужасные фэйри, которые переправляются через Стену в земли людей, банально голодают.
Ну все бедняжке Тамлину надо делать самому. Денег на наемников нету — приходится самому патрулировать свою халупу, то бышь царство. Судя по количеству слуг в доме — и на прислугу денег нету... Перерабатывает наш лорд, пожалейте его...
Кстати, если вы вдруг беспокоитесь что не сможете запомнить сюжет этой книжки — не беда. Сара Маас и тут идет на встречу даже тем своим читателям, у кого с памятью вообще беда. Диснеевские мультики о Золушке и Бель из «Красавицы и чудовища» видели? Так будте уверенны, что даже чечевица и полный золы очаг перекочуют в роман этой выдающейся писательницы без изменений.
Ну что же, раньше мораль таких историй была следующей: будь трудолюбивой, терпеливой и старательной и будет тебе счастье. Потом она упростилась: будь собой и найдешь своего принца. Маас сделала крохотный шажок вперед — упорствуй в своем невежестве и все у тебя будет чики-пики. Это сработало с Фейрой (мля, уровень грамотности в Зимбабве 91% !!!! В Гондурасе — 83 % !!!!!! А она по слогам едва-едва читает и слов длиннных не нзает!!!!), это прокатило с ее старшей сестрой, которая сидела и ждала а переупрямит ли она отца, в то время как самая младшая, тогда 14-летняя девчушка рисковала своей жизнью на охоте...
Один момент, правда, меня немного смущает. Если книга рассчитана на малограмотных, едва умеющих читать Золушек, что ждут своих принцев, то... Как они прочтут эту во всех отношениях замечательную и, не побоюсь этого громкого слова, новаторскую книгу?
Хотя... Им начитают аудио.
Недостатки текста:
1. Глупая героиня, которая не умеет читать и постоянно «чуть не обмочилась».
2. Никакая динамика текста. Львиная часть романа — каталась, рисовала. Упс! Прошло несколько месяцев!
3. Фэйри — обычные люди с более высоким уровнем восприятия, какими-то зачатками магии и оборачиваются во всяких покемонов. Живут в усадьбах по образцу английских. Волшебство в быту не замечено.
4. Сюжет беспардонно содран с «Золушки» и «Красавицы и чудовища».
5. Никакая Главгад(ша). Правда, царапается, зараза!
6. Любовные сцены (!) в подростковой книжке (+16) (!!!) написаны отвратительно (!!!!!!!!!!!!!!).
7. Литредактор, ау! У меня к вам пару вопросов... Фэйри, фэй, фэйцы, фэйки и, как вишенка на тортике, Фейра. Которая краснеет от пяток (!!!!) (нет, еще раз: ОТ пяток) до кончиков ушей. ДО, Карл!!!!! (талант, однозначно! В анатомический театр!) и полосует глазами. (Дайте мне это развидеть, а?).
8. И еще, тот кто переводил в этой книжке стихи пусть лучше добровольно отодвинется от клавиатуры и забудет о подобной работе раз и на всегда. Потому что от такого «перевода» кровь из глаз хлещет!
– Жила-была красавица одна,
Дерзка и весьма необычна,
Друзья с ней почти не водились,
Сваты у крыльца не толпились —
Боялись услышать отказ… неприличный.
Я вот сейчас пойду откопаю старый отзыв на цикл Лорел Гамильтон Мередит Джентри и вместо 7 поставлю 10. Потому что по сравнению с ЭТИМ, Гамильтон пишет богически!!!!!!
Это было ужасно. Дочитала специально, чтобы с полным правом влепить 1 балл и оставить развернутый отзыв. Все по правилам Фантлаба!
DikaSoyer, 4 октября 2023 г.
Это девочковое фэнтези в худшем его проявлении, такая слегка переделанная сказка про красавицу и чудовище. Здесь нет интересных персонажей, забавных диалогов, детально описанного мира. Все, что тут есть — еле плетущиеся отношения главных героев и тонны рефлексии девочки-подростка. Периодически героиня исключительно по причине альтернативности своего мышления попадает в опасные ситуации, но это ни на что особо не влияет. К чему все идет, понятно издалека, каких-то крутых поворотов сюжета тут нет. Несмотря на то, что текст тонет в описаниях всего и вся, каких-то целостных образов у автора не получается.
Книга собрала все типичные недостатки жанра, но она лишена его достоинств. Обычно такие книги легко и занятно читать, но не в этом случае. Если бы мне нужно было описать ее одним словом, я бы выбрала слово «муторная». Это популярная книга. Я ждала что-то на уровне Бардуго, но это даже не «Сумерки».
ReadingAddict, 13 февраля 2021 г.
Я называю такие произведения «романы-сублимации», потому что именно этим и занимается автор. Сублимирует свои желания через литературу.
Всё повествование напоминает заветную мечту забитой школьницы — что в нужный момент появится могущественный красавец принц и унесёт её в свою волшебную страну подальше от серой реальности. Окружит её заботой, будет всячески беречь и восторгаться каждым её эмоциональным выбросом, любя её такой, какая она есть. Принцу при этом пять веков от роду, но за всю жизнь он никогда не встречал такой поразительной девушки. М-дя...
Плюс здесь в повествовании от первого лица и в довольно необычном устройстве мира, где феи и люди делят одну территорию (а не параллельные миры, как обычно). Ну и ещё один балл за то, что чуть больше половины книги я таки осилила, несмотря на постоянное закатывание глаз. Больше не смогла.
cranberry, 26 марта 2021 г.
Я очень долго почему-то обходила эту книгу строной,упорно не хотела начинать этот цикл и видимо, не сильно ошиблась. Мне понравилось все, кроме ГГ, раздражала с самого начала — отношение к не ее семьи, постоянная покорность и безропотность, и все это прикрывалось «ответсвенностью». И на всем этом по истине баранье упрямство, граничащее порой с откровенной тупостью.
Сам сюжет это пересказ «Красавицы и чудовища», поэтому развитие сюжета было очень предсказуемо и не особо интересным.
Понравился мир описанный автором, яркий, красивый и опасный, наполненный сказками и легендами.
Читать продолжение вряд ли буду.
tat_97, 11 октября 2021 г.
Мой отзыв на книгу не восторженный, скорее просто приятно было прочесть (перед «королевством шипов и роз» я открыла «проклятие одиночества и тьмы» и... Да, «проклятье» написано настолько убогим слогом, что книга Маас стала более чем приятным чтением).
Книга просто нормальная, просто интересная, она очень близка к тому чтобы назвать её хорошей, классной... Но нет, не получается, писательница недожала. Дворцовые интриги не слишком интригующие, проклятье недостаточно сильно связало всем руки, а загадки не такие уж и сложные. Тай и Фейра ещё люто тупить начинает.
Отдалённо всё действо напоминает золушку в мире красавицы и чудовища. Сестры, хоть и не плохие люди, но мало чем помогают Фейре, отец который потерял всё своё богатство и сдался, и теперь сидит и ничего не делает, мать которая умерла. Мачехи для полного счастья не хватает. Иными словами, есть семья которая живёт в бедности, но никто вообще ничего не делает, есть главная героиня которая кормит три рта, охотится с детства и есть непредвиденные обстоятельства в которые она попадает.
Непредвиденные обстоятельства очень натянуты, хотя скорее не обстоятельства как она попадает в мир фейри, а само проклятье, можно сказать шансы были один на миллион и выиграть в лотерею шансы в разы выше.
И это как раз тот момент, когда Фейра из золушки становится принцессой. А дальше... Мне не хватило развития персонажа, мне не хватило дворцовых интриг, мне не хватило искусности в жестокости Амаранты,
В остальном мне почти понравилось. Фейра кнечно не самый интересный персонаж, но она выделяется среди окружающих её людей, что в целом типично для таких книг. Возможно в следующих книгах её персонаж станет интереснее. Тамлин и Люсьен просто славные парни, а Ризанд мне очень напоминает Жан-Клода из Аниты Блейк. Может они дальние родственники?
Книга написана лёгким красивым слогом (думаю это заслуга и писательницы и переводчика), сюжет не слишком замысловатый, но цельный и законченный. Не хорошо, не плохо, просто нормально.
!!!Считаю нужным внести сюда замечание, что вторая и третья книга значительно сильнее первой, и сюжетно, и в плане проработки персонажей. Я ожидала что развитие дествий будет в духе первой книги, но это было...Очень хорошо! :)
ksupy, 5 июля 2018 г.
Наверное первый раз читаю роман автора, который моложе меня. Ну что сказать, за последние две недели это уже второе переложение истории красавицы и чудовища. Причем до зубовного скрежета каноническое. Стандартный шаблон: девочка изгой вляпывается в мистические неприятности, вынуждающие ее покинуть дом и пуститься во все тяжкие. Она не дурна собой, но и не красавица (см. 50 Оттенков, сумерки и пр. ). Сначала между главными героями вражда, затем тяга, затем отрицание, затем событие разлучающее героев и имеющее негативные последствия, затем хорошие победили, всем хорошо. Но....появляется второй претендент (см.Сумерки).
Героиня туповатая, колючая как еж, никого не слушает и всем дерзит. Видимо это должно в ней очаровывать. Но иногда выбешивает, хотя было смешно читать перепалки , иногда улыбало. Герой главный тоже так себе. В принципе, очень не плохо прописан мир фейри, описание дворов интересное, но, мне не хватало описания всех разновидностей фейри — как это сделано в серии про Мерри Джентри.
И да, Фэйра (боже что за имя..... автор что, не знало что оно созвучно с фэйри? хуже тольк фэец и фэйка) загадку Анубизы, сорри, Амаранты я отгадала сразу.