Мэтт Рафф «Fool on the Hill»
В произведение входит:
|
Награды и премии:
лауреат |
Ридеркон / Readercon Small Press Awards, 1989 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1990 // Мифопоэтическая премия фэнтези | |
номинант |
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 1990 |
- /языки:
- английский (4), немецкий (3)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- Д. Бандини (3), Д. Кёниг (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 14 июня 2018 г.
Странный и сложный роман не совсем понятно о чем. Пикси, сражающиеся с крысами, противостояние чистокровных собак и дворняг, разборки студенческих братств, таинственная магическая сущность со сводническими целями, писатель, заклинающий ветер, страшная хрень, похороненная в ящике с надписью Пандора — в общем, наверчено здесь много всего, а вот о чем книга, сказать сложно.
История об истории, рассказ о рассказе, сюжет о сюжете, plot about plot. Над героями и событиями здесь воздвигнута фигура Рассказчика — некоего мистера Саншайна, который вмешивается в происходящее когда захочет и как захочет, с единственной целью — сделать историю интересной, для чего не гнушается никакими приемами, в том числе стивенкинговщиной про оживший грузовик, и такими избитыми как отравленное яблоко. Словно древнегреческий бог, он следит за движениями и действиями героев, и когда видит, что какая-то фигурка идет не туда, задает ей новый вектор, организовывая совпадения, случайности и, конечно, смертоубийства. В одном моменте даже пес-философ (неслучайно имеющий кличку Рафф) задвигает телегу про то, что вся жизнь — это просто история, и ты ничего не можешь с этим сделать: все плохое и хорошее придумано автором.
В принципе, эти его вмешательства в сюжет и поправки к происходящему вполне удачно вписываются в общее настроение книги и постмодернистские тенденции конца восьмидесятых, но ближе к финалу, когда все герои сходятся с антагонистами для решающих поединков, образуя тем самым единое поле боя, подобные авторские интервенции увеличиваются в количестве и начинают сильно раздражать. Одно дело, когда на протяжении всего романа автор постоянно нагнетает саспенс словами «больше его никогда не видели», «это были его последние слова» и тому подобными, изрядно намекая на судьбу персонажей (и обильно обманывая при этом), и другое дело, когда намеренно и из собственной прихоти убирает из финальной битвы колоритного и сильного героя.
Мэтт Рафф добавляет в поджанр литературы о кампусах элементы фентези о войне с древним злом и молодежного слэшера, создавая монструозную смесь. Несмотря на откровенную мешанину сюжетов и персонажей, читается это легко и без проблем — возможно, в том числе, и благодаря обилию диалогов, а также тому, что автор точно выверяет время, уделяемое различным героям, и создает замечательную, несколько сюрреалистичную атмосферу.