Елена Михалкова «Кто убийца, миссис Норидж?»
Благопристойные английские поместья напоминают глубокие озера с темной водой. Что скрывается там, за невозмутимой гладью? Твердое надежное дно или коварные омуты, мелкие безобидные рыбешки или страшные зубастые чудовища?
Твердость духа, незыблемые принципы и типично английское чувство юмора помогают Эмме Норидж блестяще разрешать загадки, которые подбрасывает ей жизнь. Берегитесь, господа, — гувернантка выведет вас на чистую воду!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Миссис Норидж»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 14 февраля 2025 г.
Кроссовер Мэри Поппинс и Мисс Марпл
«Она умеет шутить», – благоговейно произнес Фредерик, глядя вслед гувернантке.»
О да, она умеет шутить и это одна из причин, по которым я читаю Телеграм Елены Михалковой, нас таких много, почти одиннадцати тысяч, там она недавно объявила о выходе третьей книжки про миссис Норидж. А у меня еще и первая не читана. Непорядок, — подумала я — и пошла читать.
«Кто убийца, миссис Норидж?» — сборник в шести новеллах которого гувернантка в довольно условной Англии достаточно усредненного начала двадцатого века ведет расследование в семьях, которым выпадает счастье (или несчастье) выступать ее нанимателями. Формат короткого рассказа отсылает к классике жанра («Рассказы о Шерлоке Холмсе», истории про Отца Брауна, Дюпен Эдгара По), позволяет автору двигаться вперед, не залипая в границах одного сюжета, а читателям побывать во множестве локаций, оставаясь под одной обложкой — прежде романов были рассказы, именно они сделали детектив народно-любимым жанром. Не чуждая постмодернистских игр, Михалкова соединяет в сквозной героине Мэри Поппинс (внешность, профессия, безусловный авторитет у подопечных и умение управляться с их родителями) с мисс Марпл (примерно все).
Шесть историй сборника — это полдюжины тропов, характерных для викторианского, готического, колониального романов. Практически в каждом кто-то надолго уезжает в дальние страны или возвращается после длительного отсутствия, или получает из-за океана вести; почти везде место действия барский дом; часто камнем преткновения становится имущество одних, которым пытаются завладеть другие — вы скажете, что это характерно для детектива вообще, а я отвечу — не то, чтобы. На самом деле, современный детектив — это про убийство с как можно более замысловатым способом умертвия; сюжеты с хитроумным отъемом собственности.,в ходе которого законного владельца газлайтят до сумасшествия, понемногу травят или сживают со свету другим хитроумным способом — это как раз приметы готического романа, с которым Михалкова дружна и в своих современных детективах.
Занятное наблюдение: репутационные сюжеты с шантажом в сборнике отсутствуют. В век публичности и соцсетей, переживший Дзюбу, страх: «все узнают обо мне Такое!» — перестает работать, не запускает у читателя триггерной реакции. Впечатление от сборника в целом — приятное, без восторга. Язык отменный, но это уж как всегда у авторки; предсказуемость сюжетов часть постмодернистской игры в которой «ничто не ново в подлунном мире»; мне-читателю не хватило эмоциональной привязки к героине.
Все-таки хотелось бы меньшей индифферентности, более выраженного выступления на стороне добра. Нам нужны герои, способные побороть всемирное зло — не меньше. Даже если речь всего лишь о гувернантке.
Podebrad, 12 августа 2018 г.
Лёгкое подражание английскому детективу золотого века. Конкретно — Агате Кристи. Конечно, до королевы детектива далеко не дотягивает. Даже до средних её книг. Но Елена Ивановна, кажется, и не претендовала на это. Просто решила немного поиграть в Агату Кристи.
Чисто сюжетная сторона рассказов, пожалуй, даже несколько выигрывает по сравнению с источником. У Кристи одни убийства, в основном, в кругу родственников и добрых знакомых. Здесь преступления разнообразнее, и круг участников иногда расширяется. Но ведь в классике детектива самое главное не что расследуют, а кто расследует и как расследует. Да, Пуаро высокомерен. Да, мисс Марпл — довольно циничная старушка. Но при этом они оба интересны и симпатичны, и читать об их расследованиях — одно удовольствие. Миссис Норидж и высокомерна, и цинична, и при этом не обладает даже каплей обаяния. Честно говоря, я не понимаю, как люди могут доверять ей своих детей. Конечно, она профессионал, условия договора выполнит, но при этом может превратить детей в своё подобие.
Gebri, 27 сентября 2016 г.
На удивление хорошая имитация Агаты Кристи. Не большая книжка с чудесными даже не рассказами, а новеллами, с яркими героями, проницательной и находчивой гувернанткой миссис Норидж. События происходят и в старинном замке ( с привидением, а как же), и в более современных поместьях, и не больших английских городках. Ни погонь, ни перестрелок, и тем более взрывов. Старый добрый «английский» детектив. Очень уютная камерная книга. Такие книги хорошо читать ненастными осенними вечерами под любимую музыку с кофе и укрывшись теплым пледом. Всем любителям жанра искренне рекомендую.