Робин Хобб «Соседи»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Даже очень старая и добрая собака способна укусить.
Линда Мейсон снова сбежала. Исчез Серж. А у неё не осталось союзников, никого, кто помнил бы, кем она была. Но если дети отправят её в «безопасное» место, она будет просыпаться там день за днем и ночь за ночью. В полном одиночестве. Теперь Сара знала это наверняка.
Но она не позволит им запереть себя в жалкой конуре в доме для престарелых. Люди, любившие её больше всего на свете, представляли для неё самую серьезную опасность, а время больше не имеет для неё значения, оно лишилось своей власти над ней.
Ей только стоит шагнуть. А там, за пологом тумана возникнет другой мир...
Входит в:
— антологию «Смертельно опасны», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 20 февраля 2017 г.
Не так давно я уже признавался в том, что крупные вещи Робин Хобб у меня «не идут» из-за ооочень большого объёма. После прочтения рассказа «Соседи» остаётся лишь признать — жаль, что так мало произведений малой формы Робин Хобб переведено на русский язык. Потому как в чём в чём, а в психологической достоверности написанного автору никак не откажешь...
От фантастики в рассказе, честно признать, очень и очень мало — лишь наличие практически не описанного «туманного мира», который видит главная героиня. Но «Соседи» хорош не этим. Он буквально затягивает описанием внутреннего мира стареющей женщины, не способной доказать окружающим, что она вполне дееспособна, что ей есть место в мире и что она имеет на него полное право. Рассказ грустный, цепляющий за живое и очень хорошо демонстрирующий, что проблема стариков стоит не только в нашей стране, но и в «сытой Америке», и в любой части земного шара. Рассказ, заставляющий задуматься, насколько часто люди бывают несправедливы к тем, кому обязаны самим фактом своего существования.
После прочтения очень захотелось навестить бабушку, хотя я и так не забываю забегать к ней по возможности...
Хороший рассказ от признанного мастера пера. Рекомендую.
Felis, 27 апреля 2017 г.
Меня глубоко тронуло то, как Робин Хобб раскрывает тему пожилых людей. Родные дети расценивают свою старую мать, как вещь, которую желательно убрать подальше, чтобы не мозолила глаза. Потому как раздражает, требует ухода, внимания, времени. Волосы шевелятся на голове от ужаса, когда осознаёшь, что даже тени стыда не испытывают дети Сары — главной героини. Они не только не чувствуют себя виноватыми, а наоборот считают, что в этом проявляется их забота и любовь.
Страшна даже не сама старость с постепенной утратой былых сил, и не бесчувственное отношение близких людей. По мне так, страшнее всего зависимость слабого человека от человека бессердечного, и безысходная невозможность эту зависимость преодолеть. Хотя Сара как раз получает шанс сбежать, обрести свободу. Даже странный неизвестный мир (который я понимаю как постапокалиптический, мёртвый мир будущего) для неё лучший выбор, чем то, что может предложить старику наш современный мир. Но вот какая штука. Именно то, что Сара избежала своей участи — попасть в дом для престарелых, потерять самостоятельность... То есть казалось бы имеем в рассказе счастливый конец. Но именно этот хеппи энд заставляет меня испытывать невыразимую грусть, потому что если бы не было фантастического завершения, то ничего бы Сару не спасло. И я даже, когда читала, не могла воспринять фантастическую составляющую, настолько её затмевает реалистическая часть.
Написано хорошо.
Грустно, грустно, грустно.
Алексей121, 24 декабря 2015 г.
Чем рассказ берет за живое — так это живо переданным ощущением старческого бессилия. Неспособностью главной героини доказать своим родным, что она не выжившая из ума старушка, а вполне дееспособный пожилой человек. Это действительно ужасно, когда к старым людям начинают относиться как к детям. И, наверное, от этого хочется сбежать. Тем более в тумане появляется проход в параллельное измерение.
И здесь кроется главная проблема рассказа. Речь идет даже не о набившем оскомину фантастическом эскапизме: «Видите реальную проблему? А теперь мы от нее убежим или решим с помощью магии/сверхкрутого изобретения/помощи пришельцев». Писатель как бы расписывается в неспособности современного общества справиться с проблемой и взывает к очень сильному колдунству, чтобы вытащить главную героиню из переделки. К этому мы, к сожалению, привыкли. Но ведь параллельный мир, в который хочет удрать главная героиня — это типичный такой постапокалипсис, где бабуське в первые тридцать секунд должны дать битой по голове и забрать все вещи. До этого мы видим девочку, которая силится достать висящее на дереве гнилое яблоко, чтобы съесть хоть что-то. Видно, живется в том мире людям совсем не сладко, если уж дети голодают. А стоило посмотреть изнутри: оказалось это оздоровительный курорт какой-то.
Не верю. Шито белыми нитками. Ну да Робин Хобб вообще излишне склонна к нереалистичным хэппи эндам.
igor_pantyuhov, 18 сентября 2015 г.
Чем берет Хобб, так это психологизмом и описанием мелочей. Для меня по крайней мере, этот автор ассоциируется именно с этим. Так ив этом рассказе. Несмотря на то, что рассказ относительно маленький, здесь в изобилии присутствуют описания всяких мелочей, которые как оказывается, весьма к месту. Они наполняют рассказ своими красками, придают ему ту самую «изюминку». Ну и конечно психологизм. Прямо чувствуешь на себе, как старость медленно подступает к главной героине и понимаешь с удивлением, что вот какая она, эта штука старость. Финал. Необычный. Когда читаешь рассказ думаешь закончится все плохо, ан нет, все не так уж и плохо. Для главной героини по крайней мере. Оценка 10/10
newcomer, 11 июня 2016 г.
Пожалуй, один из психологически сильнейших рассказов данной антологии. Хотелось бы, конечно, чуть более подробного описания мира-в-тумане, но такое уж фэнтези... законы жанра в части недосказанности должны быть соблюдены.