Дмитрий Глуховский «Метро 2035»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Третья мировая стерла человечество с лица Земли. Планета опустела. Мегаполисы обращены в прах и пепел. Железные дороги ржавеют. Спутники одиноко болтаются на орбите. Радио молчит на всех частотах. Выжили только те, кто, услышав сирены тревоги, успел добежать до дверей московского метро. Там, на глубине в десятки метров, на станциях и в туннелях, люди пытаются переждать конец света. Там они создали себе новый мирок вместо потерянного огромного мира. Они цепляются за жизнь изо всех сил и отказываются сдаваться. Они мечтают вернуться наверх – однажды, когда радиационный фон от ядерных бомбардировок спадет. И не оставляют надежды найти других выживших…
«Метро 2035» продолжает — и завершает историю Артема из первой книги культовой трилогии. Эту книгу миллионы читателей ждали долгие десять лет, и права на перевод иностранные издатели выкупили задолго до того, как роман был окончен. При этом «2035» – книга независимая, и именно с нее можно начать посвящение в сагу, которая покорила Россию и весь мир.
Входит в:
— цикл «МЕТРО»
— журнал «Газета Метро № 9», 2015 г.
— журнал «Еженедельник Metro № 10», 2015 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 382
Активный словарный запас: средний (2759 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 35 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Книжная премия Рунета, 2015 // Художественная литература (выбор пользователей) |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая отечественная фантастика | |
номинант |
РосКон, 2016 // Роман |
- /языки:
- русский (8), английский (3), немецкий (4), испанский (5), французский (3), итальянский (2), греческий (1), шведский (2), финский (1), чешский (3), эстонский (1), украинский (1), польский (6), словацкий (1), болгарский (2), венгерский (3), сербский (1), грузинский (2), персидский (1), китайский (1), румынский (1), турецкий (2)
- /тип:
- книги (43), периодика (2), аудиокниги (9)
- /перевод:
- Ф. Азсан (1), С. Аргиропулу (1), Э. Бромфилд (3), О. Валлин (2), В. Велчев (2), Л. Гелазония (2), Й. Горетить (3), З. Гусейнова (2), С. Дженеску (1), Д. Древс (4), А. Конттинен (1), Ф. Легиттимо (2), А. Миличевич (1), Х.Х. Муссарра Рока (4), Э. Нымм (1), П. Подмётко (6), Р. Ржежабек (3), Д. Савин (3), М. Слиз (1), Л. Чуньюй (1), Б. Щавурский (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мозговой, 26 февраля 2020 г.
Как так можно обос...тся ?? как будто соавтор Новодворская ... Не покидает ощущение что Глуховскому зам. посла по культуре из английского посольства премию Букера пообещал и снять фильм по серии Метро ... если тот в своем романе обгадит историю СССР ... и вставит низкопробные клише аля 1990 год по злых коммунистов и 100 млн. расстрелянных лично Сталиным и Берией ... про подлых (как настоящие англосаксы) коммунистов которые гнобят народ в подземельях ради власти (опять как настоящие англосаксы) ... в 2015 году это выглядит искусственно и натянуто ... на фоне остальных последних книг Глуховского ... по моему исписался ...
Auriga, 28 июня 2018 г.
-...Ни хера ты не напишешь. И никто это читать не будет. Прав Гомер, сука старая. Всем сказки нужны!-
В этой цитате вся суть книги. Прочитал роман — впечатления не однозначные конечно. Все что нравилось в первой части — страшные байки у костра, жуткие монстры, приключения ГГ, мистическая составляющая...так вот всего этого нет(( а вместо этого появились реалии жизни — политика, управление массами, манипулирование сознанием, но только в ограниченном пространстве. Хочется спросить Дмитрия, а ЗАЧЕМ он написал то что сейчас происходит с обществом? МЫ что не понимаем этого — конечно понимаем, только сделать НИЧЕГО не сможем! Как Артем ничего не смог изменить, бился бился, а толку( Артем уехал, а МЫ остались! Что нам теперь, покинуть всем страну что ли всем? К этому призывает автор? Грустно все это. Людям нужны сказки, они хотят читать про фантастические миры, страшные, невообразимые, удивительные, а не это...проза жизни всех уже задолбала
Easy Bella, 17 февраля 2018 г.
Крайне третичная и неинтересная книжка.
По сути — обычный памфлет, причем памфлет крайне скверный (пример хорошего фант. памфлета — Звёздный десант, Аполлон расправляет плечи, Час Быка, Диктатор, Бойня номер пять, Бесконечная война) на уровне поста старшеклассника «В контакте» на тему «как плохо мы живем, а вот заграницей». И на этом всё. Даже не хочется заострять внимание на том, насколько глупо и безвкусно говорить о таких вещах в постапе, где и без политики все должны друг друга преспокойно резать.
Автор не старается донести свою мысль и убедить в ней читателя, он просто декларирует её — прямо у тупо, и интересна она будет только тем, кто разделяет (мягко говоря, наивные) общественные и, в особенности, политические воззрения автора. Ибо ничего другого вы просто не встретите: в каждой строчке Глуховский будет только грубо тыкать вас моськой в то, что он считает «откровением», а на остальное ему будет плевать. Если персонаж отрицательный, то он будет нарочито каким-нибудь уродливым, тупым, носить странную фамилию, будет по-дебильному разговаривать, нести какую-то ахинею — короче говоря, будет тем, кого автор видит в среднестатистическом россиянине. Зато любой другой положительный персонаж станет на его фоне образцом здравомыслия, обладать критического взгляда на вещи и просто будет шекспировским страдальцем: будет глубокомысленно разглядывать крыс, соотнося их природу с природой человека, разбрасываться глубокомысленными цитатами, пока будет с помощью велосипедной тяги вырабатывать электричество для целой станции (к третьей книге Глуховский либо так и не прознал про свой кретинизм по матчасти, либо ему не хватило ума просто не браться за то, в чём он не сведущ) и вообще демонстрировать свой глубокий внутренний мир. Но раздражать он (в данном случае Артём) будет не меньше, чем и отрицательные, ибо в уста каждого персонажа автор вкладывает ТАКУЮ ахинея, что не передать словами. Вы только послушайте мотивацию местного Большого Брата (да-да, в метро, где, по-хорошему, не удастся сколотить ничего сложнее общины, таки завелись свои массоны)
Хотелось ещё сказать как топорно подводит автор нас к знаку равенства между коммунизмом и нацизмом (опустим, что после конца света люди станут резать друг друга за сухие носки и без высоких материй), но скажу только одно: если только коммунисты и нацисты в метро сколачивают штрафбаты, трудовые лагеря и т.п., то это самые гуманные его жители. Ибо выходит, что остальные пленных просто съедают — не свои же харчи на них тратить!
Вот так Глуховский и будет целуют книгу выставлять себя очень незрелым, неопытным, неэрудированным человеком, который смотрит на этот мир откуда-то из своей страны эльфов; человеком, который не разбирается не то, что в политике — в обычных людях. Ибо перед нами не будут люди, перед нами всё время будет картон, который будет говорить и поступать так, как надо автору. Вернее, так, как автор думает, что так поступают, говорят и ведут себя люди. Это было простительно тому школьнику, который писал первые «Метро», но не уже взрослому дядьке. Ибо пассажи на тему «кругом одно дерьмо, быдло, ватники и морлоки, а я один умный и все понимаю» могут звучать только из уст крайне инфантильного подростка. Причём он даже не попытается для разнообразия удивить читателя чем-то иным: написана книга отвратительно, каким-то нерусским языком, диалоги построены по типу 50-ти Оттенков серого (просто откройте любую страницу этих двух книг и сравните), сюжета в ней, как такого, нет, интриги тоже; фант. допущения используются только ради одного — капанья на мозг своими взглядами; а в идиотской концовке
Но как веха всего произведения мне больше всего понравился эпизод с автомобилем.
Единственная задача книги — забить сюжетный пробел между второй и скорой третьей частью игры. Ну а поскольку и без наших графоманов за рубежом хватает фантастики на любой вкус: от «низшей» до «высокой», то единственное, чем она может привлечь зарубежного читателя — ПравдЪ про тоталитарно-кровавый Мордор.
Ingrit, 30 июля 2016 г.
Лично мне захотелось после прочтения напиться и уснуть без мыслей.
Грустная книга. Тонны чернухи. Её неожиданно много по сравнению с предыдущими частями. Жизнь в метро с каждым годом становилась всё суровей. Многие люди уже не жили, просто выживали. Вымаливали у смерти пару деньков, которые проводили в угаре от водки или галлюцинаций. На этом делался акцент, чтобы было особо понятно, почему главный герой так пытается найти выживших вне Москвы и вытянуть людей из мрака подземелий. Только вот люди не хотят никуда идти. Им всё равно на будущее. Им не жалко, что их дети вырастут в грязи и мраке. Им плевать на мораль и логику. Главное, чтобы был уголок, где радиации поменьше, да общий враг, против которого можно сплотиться и не думать.
И особо грустно от того, что действительно нашлись бы люди, которые вели бы себя, как описано в книге. Не знаю, большинство их, или они всего лишь шумное меньшинство, которое на виду. Выяснять не хочется. Я уже написал выше, что хочется.
В крайнем случае остаётся только надеяться, что если и случится апокалипсис, то люди в нём не выживут. Чтобы такой вот фигни не было. Поделом.
p-azarenkov, 15 апреля 2016 г.
Прочитал... Наконец-то! Хочу это развидеть... Точнее распрочитать. Выветрить из памяти и воспринимать только как недоразумение. Оценка 5/10. Если руки дойдут, то напишу в подробностях свои впечатления от книги. Но если кратко — мерзость, пошлость, разочарование, русофобия, пропаганда и уныние... Но, как говорится, это мое личное мнение
Dmitriy2016, 25 февраля 2016 г.
Долго сопротивлялся, но решился и проглотил книгу «Метро -2035».
Сразу скажу, что 2033-34 не читал, но когда то играл в одноименный шутер по мотивам этих книг.
Не хотел читать, так как «боевая фантастика» не мое, перерос уже. Но настораживали неоднозначные оценки и разочарование «путриотов». Поэтому решился... и не пожалел. Под коростой подростковой фантастики скрывается отличная Российская антиутопия начала 21 века. Очень близкая по духу к 1984 и 451º по Фаренгейту.
Несколько цитат для примера:
Это ваше беспамятство – наше благословение, конечно. Никто ничего не помнит. Народ однодневок. Вчерашнего дня как будто и не было. И о завтрашнем дне никто думать не хочет. Сплошное сейчас.
Режим убить можно, империи дряхлеют и мрут, а идеи – как бациллы чумы. Они в мертвецах, которых сгубили, засохнут и уснут, и хоть пять веков так прождут. Будешь туннель рыть, наткнешься на чумное кладбище… Тронешь старые кости… И неважно, на каком языке раньше говорил, во что верил. Бацилле все сгодится.
Конечных много может быть . А пункт назначения у каждого только один. Вот его нужно найти. Назначение.
Короче — рекомендую.
порубеж_ник, 6 февраля 2016 г.
Да не в идеологии дело. Пусть бы он трижды смешал русских с грязью, но сделал бы это изобретательно. (Литература — это все-таки игра, где за талант простится многое). Но тут-то фиговый листок актуальной русофобии навешивается на полный литературный провал. А ведь когда-то, в свободное от жизни время, Глуховский написал свое «Метро33» — неровный, но все же языкастый, с оригинальной идеей, боевик. Издание АСТом было само то. Но автор уверовал в Предназначение, и вот уж который год эта литературная катастрофа ширится в строкаже. И, вот ведь зараза, убеждает юные умы, что если поидеологичнее накатывать, то писательские качества можно отправлять в игнор, не сомневаясь.
_Satanist_, 25 января 2016 г.
Метро 2033 очень интересная, необычная книга, метро 2034 была мной не понята, когда прочитал её первый раз, но со второго раза она мне очень понравилась, просто нужно было её воспринимать не как метро 2033.
А вот прочитав метро 2035 я был опечален. Сюжета, интриги, драматизма да и просто таких приключений персонажей, как в метро 2033 и 2034 там уже нет. Книга написана просто отвратительнейшим языком, прочитал с трудом, т.к хотел всё же узнать, как автор планирует закончить цикл. Вообщем не советую её читать, если вы не хотите себе испортить мнение о всей серии.
Ставлю четыре, только из уважения к предыдущим книгам автора
nikator, 13 января 2016 г.
Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.»
Первая цитата приходящая в голову после прочтения даного опуса. Печальный пример, когда политические взгляды автора перекрывают художественную часть. Роман грубый, грязный, оголтелый, несет с первый страниц к очевидной концовке перевернув и перечеркнув все предидущие книги как Глуховского, так и «Вселенной Метро 2033». Интересен тот факт что автор сам осознает тщетность попыток как главгероя (Артема), так и свои (идеолигические) переменить мнение о современных реалиях. Мир Метро 2035 мрачен, гротескно искжен (по сравнению с предидущими книгами), все отношения между персонажами натянуты, используется много мата. Автор сам протеворечит себе в течении всей книги делая много допущений (радиация убила мутантов, но не убивает людей без химзы), меняя характеры знакомых персонажей (Мальник, Артем, Хантер, Гомер, Саша и все остальные). Конец книги понятен — Артем (как и автор) остаются не понят (хотя все всем очевидно) и он покидает московское метро.
Итого — в художественно плане книга очень слаба — нелогичность сюжета, слабый драматизм, неканоничность романа, излишняя политизированость. Рекомендовать можно лишь поклонникам политических взглядов автора но никак не поколнникам «Вселенной Метро 2033». Автор окончательно показал свою несостоятельность и последним ударом добил эту вселенную.
ss.Violett, 2 октября 2015 г.
С сожалением вынужден констатировать, что сегодня многие авторы, написав одно произведение, и, как говорится, «попав в точку», начинают штопать продолжение за продолжением, хотя всем, в том числе самому автору, очевидно, что удачная книга, это не есть свидетельство таланта, а скорее дело случая. Я не стану утверждать, что случай с Глуховским именно такой, но как иначе объяснить, что после вполне успешных «Метро 2033» и «Сумерки», мы видим такой провал, как «Метро 2034», «Будущее» и, наконец, «Метро 2035»?
Первая книга этой серии была на мой взгляд очень удачной — Глуховский первым затронул тему московского метро, тему, которая у многих вызывает интерес, но при этом окутано полной таинственностью — а что там, под рельсами? Есть ли оно, таинственное Метро-2? Где те правительственные поезда и бункеры? А уж у любителей постапокалиптики — Фаллаута, Матрицы, Безумного Макса и.т.п. книга и вовсе вызвала восторг. И нет бы Глуховскому остановиться — да он поначалу так и сделал — написал отличную книгу «Сумерки» — по правде говоря, я ожидал подобного финала для «Метро 2035», вот сейчас ГГ проснется и ...
Но денег, как известно, хочется всем и всегда, вот и выходят книги, типа уже десятого или двадцатого «Правила Волшебника», «Колеса Времени», которое парадоксальным образом пишется и после смерти автора, седьмого или восьмого «Дозора» и «Метро 2035».
Количество мата в книге просто зашкаливает, столько грязи я не видел давно. Хуже этого только разве что «Будущее» — совсем бессмысленное произведение, а тут хоть какой то сюжет есть.
Концовка оказалась довольно прозаичной — а-ля «и они ушли в закат рука об руку», но, как ни странно, это место в книге мне понравилось больше всего.
На самом деле, если бы не обилие мата, что, кстати, отлично характеризует культурный и писательский уровень автора, то могла бы получиться неплохая книга — под словом неплохая я имею ввиду так, на «троечку». Хотя даже и без мата я бы вряд и кому порекомендовал бы «Метро 2035».
И, напоследок, пожелание — надеюсь денег от продажи последних книг Д.Глуховскому хватит до конца жизни, и мы больше не увидим подобных продолжений серии «Метро».
Mihrutkan, 25 сентября 2015 г.
Чем хорош Глуховский? Тем, что он постоянен в одном – в своем подлом преклонении перед США. Я подчеркиваю – в подлом. Преклонение ведь бывает разным. Кому-то хочется стать таким же сильным, как Рембо. Кому-то хочется отгрохать такие же небоскребы, экономику, технологии, как в США. Кому-то охота так же нагнуть мир, как это сделала ФРС с помощью доллара.
А у кого-то реакция другая – им хочется Америке ботинки вылизать. До блеска. И смотреть на свое отражение в этих ботинках, думая, что вот смотрят сейчас люди на американские ботинки, а видят в этом блеске и сиянии – его! И сейчас он в этом сиянии, окруженный нашим почтением, прочтет нам речь и мораль. О моделях ботинок, например. Или о строении языка. Или о том, как правильно думать, как заботиться о господских интересах. Как понимать господина без слов и служить ему.
Вот этим-то умением понимать господские интересы нам такие писатели и интересны.
Хорошая цитата.
И в этой книге интересы США в расчеловечивании русских интересы господ были выполнены в полной мере. Ну а общечеловек Артём вырвался из подлой Рашки , как и автор сего опуса и может лизать американские , или какие нибудь другие господские ботинки . Я думаю подберёт. Глуховской же подобрал.
Mihrutkan, 29 августа 2015 г.
Автор очень сильно не любит свою страну . Чувствуется коллега предателя Резуна , то же этакого своеобразного фантаста . Только та мразь писало о прошлом. Предполагаю , что у этого писмэнныка в друзьях ходят Ходорковские и подобные ему упыри. Почему же им так не даёт покоя Советская власть ? Заводов и школ понастроила для работяг ? Или они себя относят к тем господам , которые похрустывали французскими булками . Когда уже вы захлебнётесь своей ядовитой слюной .
Главный герой Артём (Ходорковский , Навальный , Каспаров ) узнаёт , что в мире выжило множество людей и хочет вести народ к свету на поверхность. . Но народ в метро ( России ) является генетическими рабами и к свету не хочет . Они зазомбированы руководством ( Кремлём ) и верят , что проклятая Америка до сих пор хочет уничтожить Россию , или что там от неё осталось . Они согласны жить в дерьме , голодать , рабски преклонятся перед фюрерами и комиссарами , но на поверхность ( В Эвропу ) идти не хотят . А Америка в это время весело живёт , судя по радиоперехватам и думать о Рашке и не думает . Да и ядерный конфликт развязали параноики из Кремля , хотя запад и не думал России ничего плохого делать и всегда желал только добра . Чтобы освободить путь к свету , автор даже всех мутантов ликвидировал . Бегает Навальный (Артём ) по поверхности без проблем.
Фантастики в романе нет . Единственной целью романа мне кажется , было поставить знак равенства между фашизмом и социализмом и показать рабскую сущность русского народа . Автор хорошо отработал свои серебренники . Молодое поколение воспитывается дословно по монологу Лахновского . Один в один . Белые сагибы будут довольны . Молодое стадо должно презирать свою страну и свою историю .
Oneman, 19 августа 2015 г.
Не рекомендуется фанатам «Метро 2033» и «Метро 2034». Д. Глуховский использовал тот же стиль, что и в книге «Будущее», которая было интересной и мрачной антиутопией. Но пытаться использовать те же приемы в «Метро 2035» не стоило. Местами скатывалось в порнографию, что сеттингу «Метро» не идет, постоянные попытки навязать свое мнение. Например в книге «Второго шанса не будет» читателю необходимо было самому рассуждать хорошо это или плохо, и это отличный ход. Также во время чтения все время вспоминалась пословица «Свинья везде грязь найдет». Если в «Метро 2033» Артем мог видеть хорошее в плохом, то здесь в хорошем плохое, в плохом ужасное. В первой книге чувствуется надежда. Вроде имена те же, станции те же, а вот все изменилось в худшую сторону. Читать только для успокоения совести. Оценка: 2
Samiramay, 11 августа 2015 г.
«Нужна ли людям правда? Рецензия на роман Дмитрия Глуховского «Метро 2035».
Роман следовало начать словами «там остался бетон и немного человеческих жизней». Именно эти жизни будет отчаянно спасать Артем Черный, блаженный сталкер, мечтающий о храме с синими куполами. В мире существует много типологий сюжетов. Кто-то пишет, что их семь, другие увеличивает до тридцати шести. Суть в том, что нового изобрести трудно. Автор поступил просто и за основу сюжета взял Библию. Артем – Иисус Христос, Саша – Магдалина, брокер Леха – апостол. Есть свой Пилат, есть Иуда. Отсылок к христианским писаниям тоже много, и весьма оригинальных. Ветхий Завет – самоучитель для спецназа по проведению боевых операций, а Новый Завет... Новый Завет пытается создать Артем.
«Метро 2035» – это очень злая, колючая книга, которая неоднократно вызывает желание ее бросить и вернуться к чему-нибудь мягкому, приключенческому, безболезненному для мозгов после прочтения. Но одолев первую главу, ты оказываешься на крючке и позволяешь автору себя выудить, а потом нашпиговать мрачным, тяжелым, пахнущим грибами и ржавой человеческой кровью Метро. Миром, который застывает в глотке, как горькая таблетка, слишком большая, но слишком необходимая.
«Метро 2035» сильнее первых двух книг, хотя, думаю, большинству поклонников жанра не понравится. Почему? Да потому что в ней нет монстров, нет мистики, нет пресловутых героев-сталкеров, сваренных вкрутую радиацией и геймерской фантазией подражателей. Автор выбрал совершенно правильный рецепт и приготовил его со вкусом, умеючи: чудовищная, реалистичная правда жизни куда страшнее вымышленных тварей с клыками и жалами.
«Метро 2035», пожалуй, самая политическая книга жанра. Ее политические реалии отображают современную ситуацию настолько зеркально, что невольно задумываешься: а почему в анонсе написано, что это «фантастика»? Книга оставляет во рту горький, кислый привкус. Тебе плохо от того, как о стену непонимания расшибает голову Артем, от того, как «невидимые наблюдатели» умело выращивают людей-кроликов, ту самую толпу, которой нужен не герой, а хозяева, селекционеры-любители. Скверно от того, что смотришь в зеркало и видишь себя, нацию, страну. Но проглотив все это, нельзя не улыбнуться автору за карикатурное изображение обитателей бункера, чинуш и «сильных мира», которые жрут «сложные салаты» в укрепленном убежище, чтут исторические и культурные ценности, восхищаются восковой статуей Сталина и играют в шахматы, где на клетчатой доске расшибают себе голову фигуры не из дерева или слоновой кости, а из плоти и крови. Нельзя не пустить слезу над мечтами Артема отрубить Гидре голову. И ладно, если бы на месте отрубленный только новая вырастала. Все сложнее. Нельзя бороться с Гидрой, если «каждый мечтает одной из ее голов стать». Прав Дмитрий Глуховский – «нет сегодня гераклов». Вывелись.
Автор – не фантаст, он реалист, ведь это только в фантастических боевиках Нео побеждает систему, а Артем он... блаженный, юродивый, искатель правды. А кому сегодня нужны искатели правды? И еще один универсальный рецепт: хочешь быть богатым и знаменитым, пиши о настоящих героях, сильных и мужественных, создавай красивые истории о любви, чести и справедливости. Людям не нужен мрак, или, словами Гомера из Метро, читатель «не хочет знать, что он – баран». Никто не верит Артему, остается только материться.
Кстати, о матах. Много в сети комментариев на этот счет есть, ругают автора. Зачем, мол, опустился до грязного языка, вон какие хорошие первые две книги были – без матов. Но в том-то и дело, что третья книга отличается от двух первых примерно также, как Новый Завет от Ветхого. Нельзя здесь без матов. Потому что та ложка меда, которую автор добавил в конце к бочке дегтя, не изменит общего вкуса. Торжество материального, стадного инстинкта в человеческой душе будет неизменным, а тем единицам несогласных, тем, кто смотрит на мир не через стекляшки противогазов, а своими глазами, остается лишь путь на Голгофу. И апостолы их выберут сытую жизнь в убежище. И дружбы нет, а только предательство.
И все же «Метро 2035» – это книга о будущем, о надежде, о Человеке. Артем – не воин, и это его главное достоинство и преимущество перед всеми «сильными» персонажами книги – перед летягами, тимурами, хантерами и другими боевиками. Потому что он – человек будущего. Люди войны умеют только сражаться, это смысл жизни, растворившийся в их крови с того момента, как они в первый раз убили. Для того чтобы чувствовать себя «на месте», чтобы себя не потерять, им нужен враг. Без войны они никто – лишь ее маленькие семена, которым в «засушливые» мирные времена остается вянуть и чахнуть. При всей их приспособленности и навыках выживания, будущее в постапокалиптическом мире за такими, как Артем.
Еще нужно сказать про любовь. В книге она правильная, верная, немного грязная, как мир Метро, но с прочным, несгибаемым стержнем внутри – таким же крепким, как вера Артема. А вот за что в автора хочется кинуть помидором, так это за то, что он сделал с полюбившимися из первых книг героями – с Хантером, Сашей, Мельником... Создателю, ему, конечно, виднее, он ведь хотел все как в жизни, реалистично. Но как же порой не хватает положительных, хороших примеров, как же хочется, чтобы – «не как в жизни».
Конечно, остаются и другие вопросы, поднятые еще со времен первого метро. Нам, оптимистично глядящим в будущее читателям, не верится, что людей можно разделить на четкие идейные категории, на «красных», «фашистов», «буржуев», что людей можно сделать «кроликами» и выращивать взаперти на подземных стадиях. И хотя на протяжении всей книги автор старательно убеждал, что люди Артему не поверят, вопрос остался открытым: почему? Неужели мы такие уж «кролики»? Неужели настолько глупы, что пройдя самую страшную войну XX века и семидесятилетний советский режим, позволим сделать из нас марионеток в кукольном театре? Неужели настолько безнадежны? Ответ только один – должно быть «Метро 2036», нужно дать автору шанс исправиться. Иначе получается, что третья книга – это как сложное предложение, в конце которого снова поставили запятую, а ведь так просилась точка.
tencheg, 11 августа 2015 г.
С «Метро 2035» в плане отзывов складывается довольно интересная ситуация.
Некоторые давние любители серии обиделись за героев и не могут «есть» новый стиль Глуховского, захлебываясь имитацией потока сознания. Чернушная социальщина им тоже не нужна.
При этом между качеством романов 2033 и 2035 просто пропасть. За годы между этими двумя книгами автор преизрядно вырос, и если 2033 был текстом в духе баек у костерка/незамысловатым квестом с очень простыми героями-функциями, то 2035 — это политическая агитка с очень классно проработанным фокалом главного героя (мысли, рефлексия, ощущения и изменения картины мира изнутри чужой головы переданы прям отлично).
Единственное — жаль, что в сравнении с «Будущим» последнее Метро проигрывает и выглядит несколько попроще.
С другой стороны, если бы оно было посложнее, любители простых, как три копейки, квестов и героя-Мельника возрыдали бы еще громче.
А любители «высокой литературы» в рамках инерции «Метро — это не литература» все равно бы не оценили.
Прямо безысходность какая-то :)