Глен Йеффет «Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице»»
Немногие популярные фильмы привлекают внимание ведущих социологов, философов и психологов мира. «Матрица» — как раз такое редчайшее исключение. В сборнике статей «Съешь красную таблетку» прославленный кибербоевик братьев Вачовски подвергнут детальному препарированию и анализу. Какова связь между фигурами Морфеуса и Иоанна Крестителя, что думали о Матрице Будда и Маркс, и как выглядит ситуация, представленная в фильме, с позиции современной концепции прав человека — все это и многое другое содержится в эссе наиболее известных представителей американской гуманитарной науки, собранных Гленном Йеффетом.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Jedaevich, 1 июня 2011 г.
Удивительно, что такие книги до сих пор можно обнаружить на полках магазинов. Благодарить нужно небольшие магазинчики, в которые можно откопать приятности и сокровища, недоступные даже во всемогущих интернетах. Учитывая, чему именно посвящено сие издание и его тираж, за эту книгу должны драться, прыгать и тянуться за, как в slow motion кадре, больно бить за право обладания, вот тебе седина в бороду, вот тебе бес в ребро.
14 статей-эссе известных деятелей технического, литературно-фантастического направлений, специалистов по космологии, генной инженерии, информационным и нанотехнологиям, изобретателей и профессоров философии открывают двери в «Матрицу» насколько можно шире, давая понять, что кроличья нора все-таки гораздо глубже, чем казалось во время неоднократных просмотров и даже глубже, чем могло показаться во время попыток самостоятельно проанализировать не только культовый фильм, но и Явление в целом.
Все эти почтенные господа, которые знакомы не только с трудами и подходами друг друга, но иногда и лично, общими усилиями разобрали «Матрицу» по кирпичикам – и это касается всего. Визуальные сцены с элементами и сопоставлениями, о которых даже бы не подумал. Отсылки ко всевозможным источникам общественной мысли – библейские и буддийские аллегории, отношение Морфеуса к древнегреческим поэтам, воплощение идей фантастических произведений от Говарда Лавкрафта, Джека Лондона и Герберта Уэллса до Даниэля Галуи, Уильяма Гибсона, Курта Воннегута, Филипа Дика, Урсулы Ле Гуин, и даже Симпсонов. Раскрывается значение цифр в фильме – что означают номера мотелей, денежные суммы и как они закольцовываются. Даже невинные, казалось бы фразы, препарируются и начинаются многообразными аллюзиями. Много технических деталей о том, как работают нейроны мозга и от чего именно зависят погружения и существование внутри Матрицы – и как это возможно технически – модули, порты, системные коды и т.п.
Очень большое внимание уделено развитию технологий и Искусственных Интеллектов вплоть до возможности появления в них сознания. Мысли, чем людям это грозит. Разговоры о возможном будущем, в котором само существование людей под вопросом. Запомнилась весьма оригинальная трактовка «Космической Одиссеи 2001» Артура Кларка.
Отдельным пунктом идет книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», которая стала основным двигателем всей «Матрицы», и теория о пустынях реальности – сразу несколько авторов пристрастно ее анализируют, познакомиться становится и полезно, и горьковато, понимая, что Бодрийяр был прав — уверенная потеря людьми реальности с подменой ее дешевым полуфабрикатам полностью соответствует истине.
ЦИТАТА: «Целевая аудитория, посещающие кинотеатры представители среднего класса в возрасте от 18 до 35 лет, принадлежит к «изгнанному поколению» (Generation Exile). Мысль о том, что все может быть иначе, находит отклик в наших душах. Каждый бессодержательный час эфира на MTV. Каждый пустословный модный журнал, каждый мелкий коммерческий сайт, призывающий нас «кликни сюда», все больше уводят нас от любого намека на некую идею, которая могла бы придать уникальное трансцедентное значение отведенным нам восьмидесяти годам жизни. Мы пытались красить в сумасшедшие цвета наши волосы, прокалывать тело во всевозможных местах и переехать в Калифорнию, но похоже, ничто не вечно под Луною. Мы жаждем чего-нибудь значимого, цельного и нового»./ЦИТАТА
Хочется упомянуть и значение анализа «Матрицы» для кинематографа – смотря, насколько серьезно можно подойти к вопросу, становится очевидно: многие явления просто обязаны братьям Вачовски формой подачи информации – все эти наши LOST и Fringe использовали те же приемы и смогли стать массово популярными.
ИТОГ: на 310 страницах текста уместилось огромное количество полезной информации – и в контексте фильма с его внутренним миром, и в отражении философских мыслей об окружающей нас действительности. Книга 2003 года, посему приятно, что подавляющее количество идей авторов эссе не только не устарели, но стали даже более актуальными. Голова начинает работать, работать, работать. Находить и читать такие вещи нужно в обязательном порядке — в конце концов, в XXI уже не надо отпираться и тешить себя иллюзиями — большинство из нас каждый день выбирают свою личную красную пилюлю, и все мы прочно увязли в Матрице.
Тук-тук, Нео.