Михаил Коцюбинский «Fata Morgana»
Повесть посвящена изменениям происходящим в украинском селе в начале ХХ века, в том числе во время революции 1905-1907г. Сначала произведение появилось в форме рассказа до революционных событий, после оных — было дополнено автором и в 1910-м году было опубликовано в теперешнем законченном виде.
Повествование имеет определённую привязку к реальному селу Выхвостов Городнянского района Черниговщины и рассказывает про мытарства семьи безземельного бедняка Андрея Волика. Жена Андрея, Маланка, всю жизнь мечтала про собственный кусок земли, надеялась, что землю когда-нибудь поделят. Сам Андрей копаться в земле не мечтал, но свои надежды связывал с фабричной работой. Был у них единственный ребёнок — дочь Гафийка, именно ради неё оба родителя лелеяли свои мечты. Она же, как представитель нового поколения, связывала свою жизнь с революционными веяниями и с Марком Гущей, парнем, который вернулся в село с заработков и принёс с собой идеи борьбы за свои права.
Такие разные и общие в своём стремлении к лучшей жизни и справедливости мечты и под одним заголовком: Fata Morgana, что попросту по сути означает одно — мираж.
Имеет подзаголовок: «З сільских настроїв».
Первая часть повести была опубликована в 1904 году в журнале «Киевская старина» (т. 84, кн. 3, с. 383-412), вторая — в 1910 в журнале «Литературный вестник» (т. 50, кн. 6, с. 417-447, т. 51, кн. 7, с. 3-39).
Входит в:
— сборник «У грішний світ», 1905 г.
— сборник «Дебют», 1911 г.
— антологию «Украинские повести и рассказы», 1954 г.
- /языки:
- русский (18), английский (2), немецкий (2), французский (1), украинский (24), не указан (1)
- /тип:
- книги (48)
- /перевод:
- А. Бернхард (2), Ф. Мариенгоф (1), Н. Ушаков (4)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 26 июля 2018 г.
Изначально не ожидал что автор примерно с середины сделает такой поворот в революционную тематику. Выглядело всё сначала вполне обычно, обычное украинское село, стандартная, небогатая семья со стандартными же проблемами: где взять покушать и где заработать. Маланка живет своей мечтой про землю, тяготится своей бесприданной долей, мужем, под стать её доле, и очень не хочет повторения своей судьбы дочери Гафийке. Не все в селе в таком положении как Маланка с Андреем Волыки, Андрей мог бы упорным трудом достичь своей жене и дочери лучшего положения. Но копание в земле Андрея тяготит, а то что удаётся заработать, перебиваясь на случайных заработках, он любит частично оставить, конечно, в местном шынке вместе со своим (для меня непутёвым) дружбаном. Да, назвать его пьяницей или лодырем нельзя, но поискам реального заработка он часто предпочитает пассивное ожидание — а вдруг когда-же запустят фабрику или что-то типа того. Как у Маланки земля, фабрика — это его Fata Morgana. Хотя даже таки построенная паном гуральня, как оказалось, не является панацеей. Сам Андрей вполне себе напоминает типичного современного обывателя: на работу (дайте работу! дайте больше денег, чтоб было на что! и т.д.), потом в бар или куда-то с друзьями, назад домой, упрёки, что что-то не так; минимум инициативы, минимум ответственности.
В чем оба родителя сходятся так это в Гафийке, в коей души не чают, и оба очень не хотят отдавать её в услужение. Образ Гафийки не достаточно выведен, чтоб создать о ней исчерпывающее впечатление. Молодая девушка, работы не чурается, замуж не спешит, полюбила Марка, местного «революционера», теперь в угоду ему по селу разносит листовки (видно село не такое уж забитое, раз читать умеют).
Вторая часть, позже, после первой революции, дописанная автором, про эту самую революцию в отдельном селе и есть. Мне не понравилось, лучше б дальше читал про быт и проблемы, про судьбу Гафийки и Марка. Но автор всё пишет достаточно реалистично, я его сначала даже заподозрил в приверженности коммунистическим идеям, но видно зря, наверно пишет, что видел. А видел видно — и получилась — наглядная иллюстрация тезиса про революцию, которая пожирает своих детей. Но вся проблема даже не в этом, проблема глубже, в простом человеческом скотстве, и это автору получилось (как мне показалось) наглядно продемонстрировать, потому оценку за вторую часть не понижал, оставил как есть. А всё почему? Весь народ от мала до велика и до сих пор демонстрируют (на словах) истое православье, но разве верующий человек так бы поступал, разве к такому поведению призывал Господь? Я имею в виду и сцены бессмысленного погрома и то что случилось потом; одна гадость тянет за собой другую, и несмотря на то, что в общем люди в своём стремлении и идее получить свою справедливою часть общего блага правы, но этой ли «кухарке» можно доверить править страной? А отдельные человеческие проблески отдельных персонажей теряются в толпе и этой же толпой, в конечном итоге, и погребаются.
На примере произведения видно, что украинское село стремилось к единоличному, но справедливому владению землёй; отдельные, прогрессивные по автору, персонажи пропагандировали коллективное управление общим имуществом; всего несколько десятков лет перед тем было упразднено крепостничество, теперь селяне работали на пана уже за деньги, хотя был вопрос справедливой цены такой работы, но некоторые зажиточные селяне уже успели обзавестись собственной землёй. А ещё через десяток лет, о чём автор уже не допишет, всех этих селян, кто выжил, опять загонят в кабалу сродни крепостничеству, но уже под вывеской колхоза...