Жан-Луи Кюртис «Мыслящий тростник»
«Мыслящий тростник» — девятый роман Жан-Луи Кюртиса (настоящее его имя Луи Лаффит). Книга Кюртиса — умное и талантливое свидетельство невозможности духовной жизни в бездуховном обществе, глубоко идейного кризиса современного мира.
Центральный персонаж книги — Марсиаль Англад — один из директоров и пайщиков страховой компании, типичный представитель «потребительской цивилизации», пользующийся всеми ее благами и живущий по законам «общества потребления». Он лишен духовных запросов, у него нет никаких интеллектуальных интересов. Он ограничен лишь внешней стороной жизни — делает деньги, а в свободное время увлекается регби, выпивает с приятелями, имеет любовниц, но при этом добропорядочный семьянин, заботится о жене и детях.
И вот автор заставляет своего героя вдруг испытать потребность в духовной стороне жизни единственно возможным для такого человека способом: дав ему ощутить внезапный страх смерти. Неожиданная кончина его друга и ровесника Феликса, который вел примерно такую же жизнь, как и он, побуждает Марсиаля Англада впервые задуматься над вопросами бытия. Пытаясь заняться гимнастикой, соблюдать диету, даже посещать институт красоты, он осознает, что не может остановить бег времени. И вот тогда-то он задумывается в первый раз в жизни над тем, почему все так устроено, и какова цель, и в чем смысл жизни. Иначе говоря, пытается найти духовную, нравственную, идейную опору своего существования. В поисках духовной и нравственной поддержки Марсиаль Англад обращается, преодолевая умственную лень, к книгам и статьям, к учебным трактатам. Но и «примеряя их к себе», приспосабливая к своему «случаю», Марсиаль Англад нигде не находит ответа на мучающий его вопрос: для чего он живет, в чем смысл его жизни? Им ведь движет только одно-единственное желание — как можно дольше наслаждаться материальной стороной жизни. Но в итоге автор находит для своего героя лишь довольно ограниченный, суженный вариант альтруизма: «рай на земле — это быть с теми, кого любишь». Так, наконец, обретает свой «рай на земле» Марсиаль Англад в любви к дочери, с которой случилось несчастье. Книга кончается почти символически: герой романа сливается с толпой прохожих. Это означает фактически капитуляцию, примирение с судьбой, отказ героя от дальнейших поисков. Так бесславно завершается эта «одиссея» человека, пытавшегося найти идейную опору, не выходя из рамок своей среды, в которой найти ее невозможно.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
yna2021, 9 октября 2024 г.
Что есть человек, всего лишь мыслящий тростник. Я люблю такие книги, заставляющие задуматься, поразмышлять, погрустить, на то ведь мы и люди. Хороший текст, рекомендую к прочтению.
Rajt, 13 сентября 2021 г.
Первый раз читал это произведение в далеком 76 году. Второй — буквально на днях.
Разница почти в 45 лет. Соответствено и восприятие изменилось.
Но тем не менее... Лауреат Гонкуровской премии, номинант премии «Гран При» Французской Академии, Жан-Луи Кюртис оказался провидцем. Во всяком случае, почти все, что он описал в романе, сохранилось и в настоящее время. Ну, с некоторой поправкой, если быть буквоедом. Почти по Крупновской «Дороге в никуда»:
«Все та же фальшь все тех же слов;
Все те же дети плюют на отцов,
Все тот же путь, все тот же плен,
Все те же люди, что ждут перемен.»
Кюртис умудрился провидеть и революцию негров (BLM за столь непочтительные и абсолютно нетолерантные слова заставило бы сейчас на коленях весь Булонский лес проползти), и революцию женщин (феминистки все волосы бы вырвали и за харассмент лет 70 строго режима вкатали).
Да и главный герой подкачал — главный герой токсично маскулинный цисгендерный шовинист.
Но... ничто не ново под луной. Что было, то и будет. С некоторыми вариациями (по причине глобального потупления).
Одним словом, все еще живущим динозаврам и чувствующим себя нормальными динозаврами рекомендую.