Алексей Николаевич Толстой «Восемнадцатый год»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Заканчивается год русских революций — одна тысяча девятьсот семнадцатый. Начинаются военные годы, столкновение сил, рвущих страну на части.
Даша и Иван, Катя и Вадим — всех их разбрасывает по гудящей от войн России. Они оказываются вдали друг от друга, и даже по разные стороны фронта.
Входит в:
— роман-эпопею «Хождение по мукам»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 305
Активный словарный запас: очень высокий (3246 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
Экранизации:
— «Восемнадцатый год» 1958, СССР, реж. Григорий Рошаль
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Critical Hit, 29 июня 2024 г.
Если первый роман из цикла вам понравился из-за главных и не очень героев, то второй может не понравиться вовсе. Если в «Сёстрах» главыми всё же были сами герои на фоне происходящих в Российской Империи событий, то вторая книга уже про события на фоне героев. «1918» — историческая фантастика, где нам и старым персонажам повстречаются главные действующие лица на военно-политическом олимпе того времени, что местами выглядит немного абсурдно.
Проза Толстого на высоте, читать увлекательно, но при одном условии — вам нравится военно-историческая художественная литература, включая описания битв, постоянные изменения на карте и психологию армий с партизанами.
Мне не показалось, что предпочтения автора лежат на чьей-то стороне — «красный» Сорокин, например, тут один из самых омерзительных персонажей. Претензии Толстого к «белым» более понятны по «Похождениям Невзорова» — элита Российской Империи разложилась и возвращать страну в старом извращённом виде уже бессмысленно, о чём он скорее больше сожалеет, чем симпатизирует шагающим на смену «красным». Да, есть финальная глава, но она резко отличается по тону от всей книги и вероятно была отдана на откуп большевикам. Что, к сожалению, намекает, что финальная часть цикла уже скорее всего будет агиткой. Жаль, если это действительно так.
strannik102, 30 декабря 2017 г.
А затем был 1917 год, и смута и бунт и массовые волнения и вся эта муть гражданской смуты и революционных движений. И предвестие будущего раскола общества.
1918
И вот оно случилось. И началось. Бедные на богатых, а богатые на бедных. Сытые на голодных и наоборот. И сумятица событий сопровождается такой же мутной круговертью мыслей и чувств. Сложно жить планомерно и вдумчиво и гораздо проще существовать одним днём. И вот именно в такое житьё-бытьё-существование погружены герои из первого тома трилогии — Даша, потерявшая ребёнка, и её муж Иван Телегин, Катя, схоронившая мужа, и Вадим Рощин. Чехарда хаотично скачущих друг через друга событий расшвыривает эти две пары любящих друг друга людей безжалостно и деловито, но помимо этого ещё и определяет сдружившихся было Телегина и Рощина в две враждующие и смертельно схватившиеся друг с другом силы — один в Красной Армии, а второй у белых. И всё содержание и вся суть второго тома — простой показ всей этой чересполосицы судеб и случайных закономерностей. Одна тысяча девятьсот восемнадцатый — что тут ещё скажешь...
Podebrad, 30 октября 2016 г.
Достоинства прозы Алексея Толстого замучаешься перечислять. Слабых сторон можно назвать только две — конъюнктурность и недостаточную психологическую убедительность некоторых героев, недостаточную по меркам классика такого ранга. Но как раз в «Восемнадцатом годе» эти слабости почти не ощущаются. Герои, и главные, и второстепенные, здесь по-настоящему живые. Как положено живым людям, они не всегда слушаются автора и не всегда соблюдают отведённую им роль. Правда, есть уже ощущение, что со временем они выйдут на правильный путь и пойдут по нему, не сворачивая. Но это случится только в третьей книге.
С конъюнктурностью ещё интереснее. Красному графу не стоило рисковать. Ему могли припомнить и происхождение, и эмиграцию, и несколько откровенно белогвардейских рассказов. Он и сам не любил рисковать, но в данном случае рискнул. «Восемнадцатый год» получился совершенно неортодоксальным с точки зрения коммунистической идеологии. И белые, и красные — не все, но очень многие — представлены в нём как быдло. Ненавижу это слово, но у Толстого получилось именно быдло. Красное и белое. Одни жаждут разрушения, другие жаждут реванша. Автор несправедлив, но доля истины в его наблюдениях есть. За три года Гражданской войны число прямых жертв террора всех оттенков — красного, белого, розового, зелёного, жёлто-голубого — составило, по наиболее реалистичным подсчётам, от трёх до четырёх миллионов человек. 95% этих людей было уничтожено без всяких приговоров и распоряжений, то есть по инициативе рядовых участников событий. Тех самых людей с револьвером, которые мелькают на каждой странице «Восемнадцатого года». Для сравнения, за 30 лет жутковатого правления Сталина расстреляли 800 тысяч человек.
Несмотря на такой почти контрреволюционный подход, роман не только не запретили, но и напечатали огромными тиражами. Тому есть ряд причин. Во-первых, скрывать правду о Гражданской войне тогда было бессмысленно. Каждый из первых читателей «Восемнадцатого года» был их участником или свидетелем. Во-вторых, в Коммунистической партии уже произошёл раскол, и все безобразия можно было списать на троцкистов и прочих уклонистов. Сам Толстой избегал говорить на эту тему, но при желании можно прочесть его роман именно так. В-третьих, автор знал границу абсолютно недозволенного и ни разу не позволил себе усомниться в закономерности победы красных. И, главное, тогдашним правителям Советской России красный граф нужен был именно как союзник с особой точкой зрения. Правоверных писателей у них было много, и читали их те же правоверные, а роман живого классика, почти независимого от цензуры, читали все, и читали не отрываясь. В конечном счёте это принесло властям больше пользы, чем все запреты.
amak2508, 12 декабря 2012 г.
Звучит, конечно банально, но это действительно бесценнейшие свидетельства современника той страшной эпохи, о которой и старшее-то поколение знает не так много, а уж молодое — так и вообще практически ничего. И, что самое любопытное, то, о чем пишет Толстой, заметно отличается от того, чему нас учили в школе — здесь нет победного шествия советской власти по стране, но зато есть одна огромнейшая человеческая трагедия и удивительная по своей насыщенности судьба отдельных людей (в общем-то совершенно таких же, как мы с вами), попавших в эту чудовищную мясорубку и вынужденных мучительно определяться с тем, что в этой жизни правильно и почему....